ЭКОНОМИКА АРМЕНИИ: ПАШИНЯН «НЬЮ-ВАСЮКИ» НЕ ОБЕЩАЕТ
14 февраля Национальное Собрание Армении 82 голосами “за” при 37 “против” утвердило программу правительства. По словам премьер-министра Никола Пашиняна, этой программой власти провозглашают начало экономической революции: “Функция кабинета министров остается такой же, какой была: реализация политической платформы бархатной революции в Армении”.
Основные приоритеты правительства на предстоящие пять лет состоят нацелены на построение экспортоориенторованной и конкурентоспособной экономики, основанной на высоких технологиях, промышленном развитии и экологических стандартах. В сфере внешней политики правительства упор делается на международную и региональную безопасность, мирное урегулирование конфликтов, а также на международное и региональное сотрудничество в целях устойчивого развития. Правительство рассматривает армяно-российское военное сотрудничество в качестве важного элемента системы обеспечения безопасности страны, и выступает за активную работу с ЕАЭС и ОДКБ.
“Правительство стремится сделать Армению высокотехнологичной, индустриальной страной. Для достижения этой цели и обеспечения развития высоких технологий будут предприняты целевые шаги, в частности, по созданию национального фонда венчурных инвестиций, созданию и развитию стартапов через грантовые программы”, – записано в программе.
“Основной чертой экономической политики правительства будет содействие инклюзивному экономическому росту. Экономика должна расти высокими темпами, при этом средний темп экономического роста должен составлять не менее 5% в течение пяти лет“, – говорится в документе.
Правительство обещает значительный рост экспорта товаров и услуг должен стать главным двигателем экономического прогресса Армении. К 2024 году экспорт товаров и услуг в ВВП должен составить 43-45%. В то же время в структуре экспорта должна значительно повыситься доля технологических продуктов. Правительство также обещает значительно сократить уровень бедности.
По словам министра экономического развития и инвестиций Тиграна Хачатряна, в программе есть два важных показателя: «Правительство объявило, что двигателем или направляющим экономического роста будет экспорт или возможность реализовать произведенные в Армении товары на зарубежных рынках. Наш экспорт составляет 38%, объявлено, что его объем будет доведен до 43%. Этот показатель возможно обеспечить в случае роста экспорта в пределах 8-10% в годовом разрезе, Другой важный показатель это рост инвестиций. Этот показатель к 2023 году планируется довести до 23-25% от ВВП . В настоящее время он составляет порядка 18-19% от ВВП в год. Предусмотренный программой рост ВВП, составляющий в среднем %, 5% позволит создавать 17-18 тысяч рабочих мест в год».
Также он отметил, что правительство стремится к тому, чтобы обеспечить условия для более высокого экономического роста, однако «все должно иметь основу, а основа – это инвестиции, если правительству удастся, а правительство сделает все, чтобы это произошло, то будьте уверены, что мы будем говорить о более высоком росте».
Некоторые политики и эксперты дают программе положительную оценку. По их мнению, документ направлен на реальное развитие экономики Армении. Высоко оценивается, в частности, намерение правительства поставить особый акцент на развитие промышленности и высоких технологий, дальнейшее повышение уровня экспорта. Отметим, что еще несколько лет тому назад при прежних властях объемы импорта превышали объемы экспорта вначале в пять, а затем в три раза.
“Мы по пунктам перечитали программу. Должен сказать, что все написано очень красиво, программа полна воли и желаний. Уже произошла политическая революция, а сейчас должна быть экономическая революция», – заявил глава парламентской фракции «Процветающая Армения» Гагик Царукян.
Не ушло от внимания и существенное различие содержательной и в первую идеологической составляющей планов правительства в сравнении с аналогичными прежними документами. В актуальной программе особо подчеркивается важная роль граждан в деле обеспечения достойного будущего их самих и страны. Признавая роль и ответственность правительства в разрешении социальных проблем, в том числе и в деле преодолении крайней бедности, вместе с тем Никол Пашинян призывает граждан проявить инициативу в этом вопросе, начав с искоренения чувства бедности и обреченности из собственного сознания.
Между тем, немалое число экспертов полагает, что программа правительства не ставит конкретных задач и соответственно, не указывает конкретных механизмов по преодолению тех или иных проблем. Ставится под вопрос и социальная направленность программы. Некоторые оппозиционные политики указывают на отсутствие в документе каких-либо экономических и социальных льгот для жителей приграничных районов. Основной упор критики делают на отсутствие в программе достаточного количества конкретных цифровых показателей и индикаторов. Оппозиция также выразила недовольство относительно отсутствия системной борьбы с коррупцией. ”Если премьер-министр не коррупционер, это не означает, что в стране ведется реальная и эффективная борьба с коррупцией”,- заявила депутат от фракции “Процветающая Армения” Наира Зограбян.
Многие оппоненты критикуют правительство за отсутствие чётких программ. “Утверждения нынешнего правительства об обеспечении равенства в бизнесе являются просто словами. Так, для меня непонятно, почему говоря об обеспечении равных условий, правительство решает установить налог с прибыли в размере 20%, а налог с оборота в размере 10%? В обоих случаях речь идет о прибыли. Или же говорят о снятии налогообложения на тех предпринимателей оборот которых ниже 24 млн драмов в год. Но подобные тезисы не укладываются в мое понимание о создании равных конкурентных условий в бизнесе”,- говорит экс-премьер-министр (1993-1996 гг.) Грант Багратян. Он назвал программу словоблудием, поскольку в ней не представлены конкретные подходы.
«Программа правительства не может привести страну к развитию с учетом того, перед какими вызовами стоит Армения. Экономический рост в 5% при такой программе невозможен», – считает профессор Ереванского государственного университета Татул Манасерян.
В целом, экспертное сообщество сосредоточилось в основном на критике слабо представленных в программе цифровых индикаторов. По мнению ряда экспертов, небольшое число конкретных показателей в дальнейшем даст правительству возможность уйти от политической ответственности. Впрочем, то же самое можно утверждать относительно части парламентской оппозиции. Если подходы фракции “Процветающая Армения” можно в основном оценить как конструктивные, то позиция депутатов от фракции “Светлая Армения”, сосредоточившихся на критике личностей и в первую очередь личности премьер-министра Пашиняна, вызывает глубокое сожаление. Крайне маловероятно, что подобная оппозиция, нацеленная не на разработку собственных рецептов для решения проблем, ни на конструктивной критике, а на выяснении отношений с властью, способна сформировать нормальный конкурентный климат на внутриполитическом поле. Подобное выяснение отношений предполагает довольно низкую планку внутриполитических и экономических дискуссий, что может привести к разложению власти.
Что же касается недостаточности, по мнению критиков, цифровых показателей, то этот вопрос можно рассматривать по-разному. В последнее десятилетие, начиная с 2008 года, от программы к программе количество показателей резко сократилось. Кроме того, например, в программе 2008 года правительства Тиграна Саркисяна было даже избыточное число показателей, о которых впоследствии все благополучно забыли. Мы уже не говорим о проектах из серии «Нью-Васюков», таких, как строительство железной дороги из Ирана в Армению через марзы Сюник, Вайоц дзор и Арарат; создание регионального финансового центра в Дилижане; технопарк в Гюмри, ряд проектов в сфере энергетики и пр. – ничего из этого не было реализовано.
Сегодня мало, кто вспоминает, что, несмотря на многочисленные показатели и обещания их непременно достичь, Армении окончательно удалось выйти из кризиса 2008-2009 гг. лишь благодаря усилиям правительства премьер-министра Карена Карапетяна (октябрь 2016 - апрель 2018 гг.), в то время как его предшественники лишь накапливали долги.
Нынешние власти Армении получили от прежнего режима тяжелейшее наследство. В букете проблем – и кланово-олигархическая система власти, и монопольный уклад экономики с акцентом на импорт, и угнетение и притеснение малого и среднего бизнеса, и отсутствие реальных равных условий равных для развития предпринимательства и другие проблемы, облаченные в рамки непомерной и повсеместной коррупции. Новые власти смогли добиться ощутимого прогресса на пути разрешения ряда болезненных проблем. Важно то, что в стране, похоже, меняется философия восприятия власти. С другой стороны, новая власть, имеющая большую поддержку граждан, несёт огромную ответственность перед обществом, логическим продолжением которой является реальная подотчетность правительства гражданам.
Наира АКОПЯН
Комментарии
Гость (читатель)
22 февраля, 2019 - 18:32
Постоянная ссылка (Permalink)
Цифр действительно мало, но
Цифр действительно мало, но мы хорошо помним 105 тонн стахановского угля за смену и знаем цену этому самому углю. Так что известно давно как можно жонглировать цифрами, которые так милы различным профессорам от экономики. Это я говорю в первую очередь для таких корифеев как Грант Багратян , Тигран Саркисян и др. Лучше, как говорят армяне, криво сесть, но «дух» говорить
Гость (читатель)
23 февраля, 2019 - 00:51
Постоянная ссылка (Permalink)
Не дух, а «дуз», конечно
Не дух, а «дуз», конечно
Добавить комментарий