Азербайджан вступает в постнефтяную эпоху. Объявив амнистию, президент пытается очистить «алиевы конюшни»

22 марта, 2019 - 21:10

Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании 431 лица, осужденных по разным статьям уголовного кодекса АР и на разные сроки. По свидетельству бакинских СМИ, в целом это 33-ий по счету указ Алиева о помиловании за все время его президентства.

Конечно, впечатляет общее число граждан, подпавших под действие указа, однако больше всего обращает внимание список оппозиционеров, входящих в число «счастливцев». А таковых насчитывается 50 человек. Причем, в этом списке есть люди, которые составляли оппозицию действующему режиму в разные периоды президентства Алиева и состояли в совершенно разных оппозиционных лагерях.

Так, к примеру, среди помилованных оказался, экс-министр здравоохранения Али Инсанов, приговоренный в апреле 2007г. к 11 годам тюремного заключения за коррупцию и злоупотребление должностным полномочиями, а затем, уже будучи заключенным, получившему еще один срок за, якобы, подготовку государственного переворота. Также в списке оказалось место и для соратницы лидера партии «Народный фронт Азербайджана» Али Керимли, активистки Гезаль Байрамлы, которая два года назад была осуждена за нелегальный ввоз из Грузии в Азербайджан наличной валюты, дескать, для финансирования антигосударственной оппозиционной деятельности.

Согласно указу Алиева, помимо оппозиционеров-западников на свободе оказались даже некоторые фигуранты так называемого «нардаранского дела», «радикалы – шииты», с оружием в руках защищавшие проповедника Тале Багирзаде во время спецоперации властей по задержанию последнего. И уж совершенно удивителен факт, что милость Алиева коснулась и активистов молодежного движения НИДА Байрама Мамедова и Гияса Ибрагимого, в 2016-ом в ночь перед днем рождения Гейдара Алиева, разрисовавших памятник общенационального лидера надписями «С днем рабов» и «Fuck the system».

Как видно из примеров, спектр списка помилованных оппозиционеров весьма разнообразен и с точки зрения их идеологической окраски, и в плане специфики совершенных ими «преступлений». Также, имея в виду высокий процент политзаключенных из общего числа помилованных, совершенно естественно возникает подозрения, что «плановый» акт о помиловании большого числа граждан был совершен исключительно исходя из политических целей, но никак не административно-правовых. То есть, истинной целью было освобождение внушительного числа оппозиционеров, а остальная, так сказать, аполитичная часть помилованных послужила лишь завесой для алиевской задумки.

Следует также заметить, что Ильхам Алиев никогда еще преждевременно и разом не выпускал на свободу такое количество политзаключенных. И, как правило, оппозиционеры преждевременно покидали застенки азербайджанских тюрем лишь после колоссального давления Запада на азербайджанские власти или в результате тайной договоренности, по которой выпущенный на свободу обязывался не только перестать противопоставляться режиму, но даже перейти к нему на службу. Относительно первого варианта стоит вспомнить пример журналистки Хадиджи Исмайловой, или четы Юнус, или блогера Мехмана Гусейнова. Всех их выпустили на свободу исключительно благодаря усиленному прессу европейских государственных и общественных структур. Ко второму варианту можно отнести случай с журналистом Эйнуллой Фатуллаевым, которому в 2011 г., после четырех лет отсидки была дарована свобода. Сразу же по выходу из тюрьмы Фатуллаев из оппозиционера номер один волшебным образом переквалифицировался в самого рьяного защитника алиевской власти, в коем статусе, между прочим, пребывает и ныне.

Судя же по нынешнему акту о помиловании, оба упомянутых варианта исключаются, во всяком случае, теоретически. Конкретных демонстративных угроз со стороны Запада или апелляций к власти с призывами сиюминутно освободить такое количество отбывающих заключение оппозиционеров за последние два месяца со стороны Запада не наблюдалось. Дежурные резолюции или единичные доклады не в счет, ибо конкретного и жесткого давления не было.

Говорить же, что власти удалось разом договориться с таким количеством «разношерстных» оппонентов и добиться от них лояльности к себе, излишне. К тому же, один из наиболее одиозных оппозиционеров, экс-министр Али Инасов сразу же по выходу из тюрьмы заявил журналистам, что совсем не собирается отстраняться от политики и намерен продолжить борьбу с действующей властью. Так что, какие-то договоренности, думается, исключены.

В таком случае, что же подвигло Ильхама Алиева принять совершенно не характерное для него решение? По мнению одного из лидеров азербайджанской оппозиции, председателя народофронтовцев Али Керимли, Ильхам Алиев просто испугался массовых акций протеста, имевших место в Азербайджане в январе и проведенных не без его, Али Керимли, участия. В свою очередь околовластные бакинские СМИ, кстати, тоже опешившие от беспрецедентного алиевского шага, поспешили огласить версию, явно спущенную из президентской администрации. Дескать, милость - удел сильных. Якобы, Алиев сегодня настолько уверен в себе, что никакой самый ярый оппозиционер не представляет уже опасности для власти. Что это очередная веха на пути построения демократии в Азербайджане. И что за это событие азербайджанская оппозиция и все общество в долгу у Алиева и обязано исключительно его доброй воле… ну и в том же духе.

Между тем, британское информационное агентство ВВС опубликовало свою версию внезапного проявления алиевской мягкости в отношении инакомыслящих и заботы о нуждах населения. Правда, публикация ВВС вышла за пару дней раньше алиевского распоряжения и больше касалась уже инициированных президентом социальных реформ и освобождения из тюрьмы блогера Мехмана Гусейнова. Однако преподносимые изо дня в день Алиевым сюрпризы, в числе коих стало и массовое освобождение оппозиционеров, полностью встраиваются в логику сделанного британцами анализа.

Дело в том, что реформы или их имитация, также ослабление пресса в отношении инакомыслия ознаменовали собой конец нефтяного бума в Азербайджане. Недра практически истощены, и страна вступает в постнефтяную эпоху, а в новых условиях выжить алиевской власти с грузом авторитаризма практически невозможно. С падением уровня добычи энергоископаемых резко сократилась прибыль вложившихся в Азербайджан западных государств и, следовательно, общий интерес западных государств к Азербайджану из года в год начинает утрачиваться. Вместе с тем становятся все более слышны голоса общественных и правозащитных организаций о творимом в Азербайджане правовом беспределе, коррупции и произволе. Также постоянно говорится об экспорте этих пороков из страны. Примером тому так называемое дело о «Ландромате», всевозможные коррупционные скандалы с подкупом евродепутатов, американских сенаторов и отмыванием ворованных миллиардов в офшорах. Тем самым, внешнеполитическая легитимность алиевской власти оказалась под большим вопросом.

В этих условиях президенту Алиеву не остается ничего, как попытаться упрочнить внутреннюю легитимность и сохранить свои позиции внутри страны. Но этому мешает масса проблем, созданных, по мнению аналитиков ВВС, неэффективным распределением колоссальных нефтяных доходов, некачественным госуправлением и тотальным подавлением свобод. Экономика в стране отсталая, система закостенелая, а власть давно потеряла прямой контакт с народом. В этих условиях Алиев поспешно начал процесс реформирования системы госуправления, повышения социальных выплат населению, диверсификации экономики и ослабления пресса в отношении инакомыслящих. Однако, аналитики ВВС выражают сомнение по поводу результатов этих реформ, более склоняясь к мнению, что предпринятые действия, на самом деле, не что иное, как имитация.

Назначением на высокие должности молодых кадров, без изменения всей системы и философии госуправления, ничего добиться невозможно. Мизерным повышением дотационных выплат и налоговыми послаблениями, без четкой и революционной программы по оздоровлению социальной сферы, доверия общества не вернуть. Иначе все это больше смахивает на банальный подкуп. Как смахивает на подкуп и амнистия политзаключенных. Этим своим ходом президент Алиев хочет показать, что будто бы готов к диалогу с обществом и оппозицией, готов выслушать мнения, противоположные его представлениям о реалиях и будущем государства.

В целом анализ ВВС выводит следующие заключения:

1. Алиевский режим сохранял относительную стабильность при высоких ценах на нефть.

2. С вступлением в постнефтяной период внешняя и внутренняя легитимность режима оказалась под вопросом.

3. Для сохранения власти за собой, Алиев пытается с помощью имитации реформ ослабить общественные недовольства.

4. Из опасений перед новым всплеском активизации оппозиции Алиев стремится создать видимость наличия в стране плюрализма мнений и отсутствия репрессий в отношении инакомыслящих.

Вместе с тем, авторы упомянутой пространной статьи постарались изложить свои мысли, если можно так выразиться, в полутонах, по понятным причинам обойдясь лишь намеками о своем видении дальнейшего развития ситуации в Азербайджане. Однако то, о чем намекают они, мы можем высказать прямым текстом, поскольку не считаем нужным соблюдать какие-либо условности.

Совершенно очевидно, что процесс переформатировки власти в республиках региона неизбежно подобрался к Азербайджану. События в Армении подтвердили, что динамика «революций», вспыхивающих по периметрам российский границ, вступила в новую фазу. С другой стороны, последние события в Алжире показали, что ошибались те, кто поспешил уже перелистать страницу так называемой «арабской» или «исламской весны».

Президент Азербайджана это отлично понимает и поэтому в спешке пытается вычистить навоз из «алиевых конюшен», который скопился там за более чем полтора десятка лет пребывания его у власти.

Получится ли? И успеет ли?

Автор: Богдан Атанесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image