#FreeThemAll: как азербайджанское общество помогает политзаключённым

30 апреля, 2019 - 13:18

Начало 2019 года в Азербайджане ознаменовалось событиями, которые многими были восприняты как начало реформ в стране. 16 марта, накануне праздника Новруз, президентским указом о помиловании на свободу вышли 399 человек. Среди них 52 политзаключенных. Это первый случай такой масштабной амнистии политзаключённых. Местные правозащитники, освобождённые активисты и их адвокаты считают, что этому в основном способствовали общественные кампании в стране, где раньше гражданская активность не наблюдалась.

По подсчётам местных и международных правозащитников, число политических заключённых в Азербайджане — одно из самых высоких в Европе. До последнего помилования их было 128 человек. Репрессии служат не только для запугивания активистов, но и являются инструментом внешней политики, считают они. И поэтому список политзаключённых, который периодически составляет специально созданная в Азербайджане рабочая группа из местных правозащитников, постоянно пополняется новыми именами. При этом официальный Баку полностью отрицает наличие хотя бы одного политзаключённого.

Гуманизм от власти?

Для многих политзаключённых освобождение стало полной неожиданностью, потому что они не обращались с личной просьбой о помиловании к главе государства.

“Я считаю, что просить о помиловании должен тот, кто совершил преступление. Я провела за решёткой два года по надуманным обвинениям, я не просила и не ожидала [помилования]”, — говорит зампредседателя оппозиционной Партии народного фронта Азербайджана, приговорённая к трём годам ареста “за контрабанду” Гезал Байрамлы.

Помогли общественные кампании

Раньше внутри Азербайджана на защиту политзаключённых вставали в основном активисты, политические партии. Но история молодого блогера Мехмана Гусейнова вызвала широкий общественный резонанс.

В конце 2018 года известный своими видеоблогами о роскошных особняках госчиновников Гусейнов, за два месяца до окончания срока ареста по обвинению в клевете, оказался под угрозой нового срока. Гусейнова обвинили в избиении сотрудника тюрьмы, за что Мехмана ждало заключение до семи лет. Именно это событие, по мнению местных правозащитников и представителей гражданского общества, послужило толчком для активной защиты политзаключённых со стороны рядовых граждан, обычно не отличающихся активной гражданской позицией.

#FreeThemAll

“Дело Мехмана примечательно тем, что именно тогда рядовые граждане, не являющиеся членами никакой политической партии либо организации, возможно, впервые в своей жизни проявили такую серьёзную активность в соцсетях. И мы увидели, как люди открыто, без страха выдвигают свои требования”, — говорит Расул Джафаров, бывший политзаключённый, который стал инициатором кампании #FreeThemAll.

В развернувшейся в азербайджанском сегменте Фейсбука кампании под хештегом #FreeThemAll (освободите всех) с требованием освободить всех политзаключённых довольно активное участие приняли и обычные граждане. К кампании присоединились тысячи пользователей соцсетей, #FreeThemAll стал самым популярным трендом последних месяцев.

“Смог бы ли я проявить такую выдержку без поддержки людей?”

Среди освобождённых были и “узники памятника” Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов. Они получили 10 лет тюрьмы после того, как написали антиправительственные лозунги на постаменте памятника экс-президенту Азербайджана Гейдару Алиеву. Молодые люди провели за решеткой почти три года, и за это время их родные и адвокаты не раз заявляли о пытках в отношении Гияса и Байрама в тюрьме.

“Нам помогла выстоять именно поддержка общества. Сказать, что я или Байрам Мамедов смогли бы проявить такую стойкость без их поддержки, думаю, было бы сложно”, — об этом сразу после своего освобождения в интервью Мейдан ТВ сказал Гияс Ибрагимов.

“Я не ждал своего освобождения”

Последним помилованием вышел на свободу и один из организаторов протестной акции против смертей солдат в небоевых условиях, член молодёжной организации NİDA, отсидевший в тюрьме шесть из восьми лет Илькин Рустамзаде. В разговоре с Мейдан ТВ он сказал, что до последнего не верил в своё освобождение раньше срока:

“За решеткой ко мне было особое отношение. Я знал, что власти открыто игнорируют требования местных и зарубежных правозащитников о моём освобождении, и поэтому не верил, что выйду”.

Он также говорит о поддержке местного общества:

“Внутри страны возможности оппозиции, гражданского общества и медиа очень ограничены, и в таких условиях люди делают всё возможное для защиты прав политзаключённых”.

Адвокат Эльчин Садыгов, в разное время защищавший интересы разных политзаключённых в стране, также отмечает важность поддержки местного и международного сообщества:

“Активная поддержка политзаключённых со стороны местного и международного сообщества играет важную роль, она важна для обнародования случаев с нарушениями их прав, грубого обращения с ними в тюрьме, а также при их освобождении. Это также дает им сильную моральную поддержку”.

Координатор рабочей группы по составлению списка политзаключённых, правозащитник Интигам Алиев считает, что для политзаключённых важны даже мелочи:

“К примеру, им можно отправлять книги, открытки. Первое время за решёткой сотрудники тюрьмы не общались со мной, им это запрещалось. Потом, когда стали приходить письма, открытки, книги из разных стран мира, отношение ко мне сотрудников пенитенциарной службы, исправительного учреждения изменилось. Очень важно проводить кампании в защиту политзаключённых, встречаться с их семьями”.

Интигам Алиев также отметил, что ПАСЕ готовит доклад по политическим заключённым в Азербайджане:

“Этот документ должен быть обязательно принят, так как проблема политзаключённых не может решаться указами о помиловании. Решиться эта проблема может воцарением демократии, проведением справедливых выборов, обеспечением  прав человека, независимости гражданского общества. Без этого проблема политзаключённых в стране будет оставаться всегда”.

А пока в Азербайджане продолжаются кампании с требованием освободить политзаключённых. По подсчётам местных правозащитников, за решёткой всё ещё остаётся более 70 человек.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image