ВАСИЛИЙ ПОТТО И БАКИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

6 мая, 2019 - 21:24

или Шапкозакидательство от витиеватого султанчика

Лет десять назад в российских СМИ прочитал статью, посвященную результатам опроса, поведенного московским специалистами в Армении и Азербайджане среди молодежи. Речь шла об отношении к азербайджано-карабахскому, или, по терминологии ОБСЕ, нагорно-карабахскому конфликту.

Организаторы опроса сделали тогда далеко идущие выводы не в пользу армянской стороны. По результатам выяснилось, что в Азербайджане 90 процентов молодых людей готовы встать в строй и идти «освобождать» Карабах. В Армении же молодые были более миролюбивы, и военную риторику позволили лишь где-то около 20 процентов опрошенных. Отсюда был сделан вывод: азербайджанцы готовы на жертвы ради защиты «территориальной целостности», а вот армяне не слишком-то готовы защищать Арцах.

Кто бы тогда подсказал организаторам опроса, что выразить горячее желание идти воевать на словах, и сделать это на деле – это, как говорят в Одессе, две огромные разницы? И что особенности психологии не позволяют представителям армянского социума оголтело стучать себя в грудь, упражняясь в воинственности, и, наоборот, подвигает представителей закавказско-турецкого социума на шапкозакидательскую военную риторику. За которой, чаще всего, кроме голых слов ничего и не стоит.

Соответственно, то, что готовы сделать на словах одни, на деле делают другие.

Во всяком случае, агрессия Баку против Арцаха в апреле 2016 года подтвердила именно такой расклад.

Азерагитпроповская крикливость, имеющая в своей основе заносчивую риторику Бэби-Султана Ильхама Алиева, появилась не сегодня, и не вчера. Она всегда была свойственна   азербайджанскому политическому мышлению на всем протяжении существования этого искусственного образования.

Вспомните первые годы азербайджано-карабахского конфликта, когда из Баку звучали заявления типа: «Нас много, а армян – горстка, каждый возьмет по камню, бросит, - и нет армян». Из той же серии завирательства луноподобного Алиева относительно «10 миллионного Азербайджана», «самой мощной армии» и т.п.

Фразеология и пропаганда официального Баку во многом зиждется на давних азиатских традициях кизылбашей, сефевидов, каджаров и прочих феодальных правителей Персии. То же враньё, та же попытка «запугать» противника громкими угрозами, то же бахвальство на пустом месте.

Мы не случайно поместили в заглавие имя известного российского военного историка Василия Потто (1836-1911), автора многотомного труда «Кавказская война». Приведём цитату из 3-его тома книги, посвященного русско-персидской войне 1826-28 гг.

«В то время, как на сцене политической жизни Закавказья и Персии появился Ермолов, Персия, на четвертом году Гюлистанского мира, конечно, не могла и думать снова воевать с Россией. Но политика, направленная к приобретению военной славы наследнику трона, повела за собой сначала другие, меньшие войны.

В 1818 году Персия воевала с афганцами, и шах, как бы напоминая Ермолову о своем могуществе, прислал ему следующее восточно-гиперболическое и цветистое извещение об одержанных им успехах. «Победоносным войскам нашим, – писал шах, – всегда покровительствуют конные полки небесных сил, а потому действия неприятелей на ратном поле имеют против нас такую же силу, как звезды небесные против восходящего солнца... Пламенный меч наш, устремленный к поражению неприятеля, – есть молния, все сожигающая. И звезды светом победы освещают изображенную на счастливых знаменах наших луну».

Описывая самую битву, шах говорит: «От пыли, несущейся никем непобедимой конницы нашей, место сражения померкло так, что если бы открытый сарбазами огонь не освещал его, то стрелы, лишающие жизни, не находили бы пути пронзать сердца неприятельские. Пять часов длился бой, и воюющие не различали белого и черного. Наконец, на закате солнца, от огня пушек, сокрушающих Кавказские горы, разрушилось и основание неприятельских войск. Вдруг знаменитый наш сын, Али-Мирза-хан, хороссанский валий, со своими богатырями, наподобие волн морских, напал на неприятеля, и щедрой милостью Бога и нашим счастьем зефир победы развеял кисти у знамени победоносного сына нашего: несчастное же знамя неприятеля – низверглось. При сём нападении победоносный сын наш лично устремился на Ширдаль-хана (брата афганского владетеля) и мечом, сверкающим как молния, нанес удар ему в голову и разрубил его до самой груди, отчего тот упал с лошади, в пример прочим зрителям» ...

Нужно думать, однако, что в действительности победа персиян не была так блистательна; по крайней мере, Ермолов, конечно не без основания, писал министру иностранных дел графу Нессельроде следующее: «Хоросанцы вместе с афганцами разбили персидские войска, и урон ужаснейший. Начальствующий оными откупил свою голову большой суммой денег, и шах, хотя продолжил ему командование войсками, но, собрав большие силы, сам пошел на неприятеля. Жители Тегерана полагают, однако же, что он далеко не пойдет, опасаясь, дабы малейшая неудача под его собственным предводительством не произвела худое в народе впечатление. Невзирая, однако же, на неудачу, разглашаются ложные о победах известия и отправляются торжества. Таким образом уведомляет меня Аббас-Мирза о победе над курд-балдасами, когда имею я известия, что войска его понесли значащий урон».

(https://statehistory.ru/books/Kavkazskaya-voyna--Tom-3--Persidskaya-voyn...)

Вспомните эйфорию в Баку после 4-х дневной войны апреля 2016, закончившейся большим уроном для агрессора и срывом его военно-политических планов. И ещё раз прочитайте цитату из В. Потто: «Невзирая, однако же, на неудачу, разглашаются ложные о победах известия и отправляются торжества». Это о «наследнике трона».

О, читатель! Узри оккультные корни Азерагитпропа.

И насладись изысками словоблудия наследника трона бакинского султаната Ильхама Алиева II.

Александр АНДРЕАСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image