Рубен Заргарян: 25 лет принуждения Азербайджана к миру

13 мая, 2019 - 09:27

Международная практика: от соглашения о перемирии к межгосударственному мирному договору между Республикой Арцах и Азербайджанской Республикой

В 1991 г. Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) после референдума о независимости, проведенного в полном соответствии с нормами международного права и законодательства СССР, подверглась широкомасштабной агрессии со стороны Азербайджана. Вместо незамедлительного признания независимости Республика Арцах (НКР), как того требовал Устав ООН и другие основополагающие международно-правовые акты, Азербайджан начал войну на уничтожение. 

Азербайджанское руководство совершило преступления против мира и человечности, такие как планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, истребление гражданского населения, геноцид и этнические чистки на оккупированных землях Нагорного Карабаха, бомбежки и ракетные обстрелы мирного населения, захват и убийство заложников, убийство и жестокое обращение с военнопленными, умышленное разрушение городов и деревень, уничтожение культурных памятников, пропаганда ненависти в СМИ и системе образования. В стенограмме совещания (страница №4) у президента Азербайджанской Республики 29 января 1992 г. зафиксировано заявление президента А.Муталибова: «Надо сейчас разработать генеральный план наступления на всех направлениях здесь. Для этого надо иметь боевые средства, надо иметь соответствующие физические силы, соответствующие запасы медикаментов, продовольствия, надо разворачивать всякого рода полевые госпитали». (http://voskanapat.info/?p=1561)

Азербайджанские власти в ходе террористической агрессии 1991-1994 гг. при массированных авиабомбардировках использовали шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. Госсекретарь Азербайджанской Республики Лала Шовкат Гаджиева признается: «Свыше ста дней мы ежедневно бомбили Степанакерт, но армяне не покинули свои дома». (Азербайджанское государственное телевидение. 24.07.1994 г.) С ноября 1991 г. по май 1994 г. только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных.  Вот данные только за три дня с 19 по 22 февраля 1992 г.: в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московская писательница Инесса Буркова 23 февраля 1992 г. направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок «Град». Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить». Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости Республики Арцах.

У большинства людей в мире нет сомнений относительно ответственности милитаристского Азербайджана за развязывание азербайджано-карабахской войны и преступного характера агрессии против НКР, которая была войной на уничтожение народа Нагорного Карабаха. Позиция бакинской администрации не имела и не имеет под собой никаких юридических оснований, все определяет идеология территориальной экспансии и хищнических захватов.

Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все договоренности и соглашения о прекращении военных действий, достигнутые при посредничестве России: в январе 1993 г., в июне 1993 г., в июле 1993 года. При содействии России 18 августа 1993 г. Нагорный Карабах и Азербайджан прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал перемирие. Президент Азербайджана Гейдар Алиев тогда же публично признал, что азербайджанские войска не раз нарушали прекращение огня. В конце 1993 г. было согласовано прекращение огня с 17 декабря, но и оно было вскоре нарушено Азербайджаном.

Азербайджан целенаправленно нарушил четыре резолюции Совета Безопасности ООН № 822 (1993) от 30 апреля 1993 г., № 853 (1993) от 29 июля 1993 г., № 874 (1993) от 14 октября 1993 г., № 884 (1993) от 12 ноября 1993 г. Эти резолюции преследовали ключевую цель – прекращение военных действий. Но агрессия Азербайджана была остановлена под воздействием иного фактора – поражения Азербайджана.

Руководитель российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху с апреля 1992 г. по сентябрь 1996 г., сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, зампредседателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Казимиров свидетельствует: «Мирных инициатив от России и МГ ОБСЕ было около 20, но лишь иногда Азербайджанская Республика брала передышку, более 2 лет уходила от полного прекращения огня или срывала договорённости, тщась решить конфликт силой. Явная переоценка своих сил. Явное игнорирование ключевого требования Совета Безопасности ООН незамедлительно прекратить военные действия и враждебные акты. Зимой 1993-94 гг. уже в нарушение четырёх его резолюций Азербайджан перешёл в наступление на разных фронтах, вызвав самые ожесточённые бои и самые большие потери в ходе войны». (http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/azeri/1296733.html 16:18 22.06.2010)

В конце 1993 - начале 1994 гг.  азербайджанская  армия, доукомплектованная афганскими моджахедами (полторы тысячи) и наемниками из  других стран,   предприняла   еще   ряд   наступлений по всей линии азербайджано-карабахского фронта. Руководство  Азербайджана,  в очередной    раз,   поправ   соглашение   о   прекращении   огня, посреднические усилия России,  нормы международного права и Устав ООН,  да  и просто  здравый  смысл  сделало  ставку  на военную силу.

Владимир Казимиров вспоминает: «В итоге Азербайджан пошёл на прекращение огня с 12 мая 1994 г. вовсе не ради выполнения резолюций СБ ООН, которые более года упорно игнорировал (от последней резолюции 884 уже прошло тогда полгода), а в результате военных неудач, поставивших его руководство на грань коллапса - полного поражения и потери власти. Характерно, что на сей раз официальный Баку впервые сам добивался прекращения огня и не ставил предварительных условий (хотя оппозиция ещё хотела продолжать бойню)». (http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1321988.html 00:51 04.09.2010)

По оценке военных экспертов, азербайджанская армия стояла на грани полной катастрофы, утраты бакинской администрацией половины контролируемых территорий, выхода Армии обороны НКР на востоке к реке Кура и на севере к границе с Россией и Грузией. Владимир Казимиров констатирует: «Упорные бои весной 1994 года у Тер-тера, что к северу от Степанакерта, грозили новой катастрофой: выход армян на реку Куру отсек бы северо-западный выступ Азербайджана (так было с юго-западом в 1993 году при их выходе на реку Аракс). Баку уже не выдвигал предварительных условий, готов был и к длительному перемирию». (http://www.newsarmenia.ru/analytics/20080512/41874511.html)

Руководство Азербайджана фактически признало Нагорно-Карабахскую Республику, предоставляя официальные полномочия своим представителям на переговоры именно с НКР. 15 сентября 1992 г. в Москве состоялись первые негласные прямые контакты между представителями Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики. В 1993 г. 28 июля состоялась встреча и.о. министра обороны Азербайджана С. Абиева и председателя комитета самообороны Нагорного Карабаха С. Саркисяна, а 17 августа — прямые переговоры Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики.

3 сентября 1993 г. глава Азербайджана Гейдар Алиев ставит свою подпись под  документом, в котором говорится: «Руководство Азербайджана уполномочивает заместителя председателя Верховного Совета А. Джалилова вести переговоры об организации встречи  руководителей Азербайджана и НКР». (Документ приведен в книге: В.Н.Казимиров. Мир Карабаху. М.2009. С.388). 13 сентября 1993 г. состоялась встреча в Москве министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Аркадия Гукасяна с вице-спикером Милли-меджлиса Азербайджанской Республики Афиатдином Джалиловым. 25 сентября 1993 г. прошла встреча Председателя ГКО (Государственный Комитет обороны) НКР Роберта Кочаряна с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. 18 февраля 1994 г. в Москве состоялись трехсторонние переговоры министров обороны Армении и Азербайджана с участием представителя Армии обороны НКР.

В. Казимиров констатирует: «До осени 1993 года Ереван участвовал в подписании всего двух соглашений, во всех остальных случаях азербайджанцы вели переговоры непосредственно с карабахской стороной. Все соглашения о прекращении огня подписывались между Баку и Степанакертом без участия Еревана». (http://panorama.am/ru/interviews/2012/04/18/kazimirov/).  В 1993 г. Азербайджан десять раз именно с НКР заключал договоренности о прекращении огня или их продлении.

4-5 мая 1994 г. прошла встреча глав парламентов Азербайджана, Арцаха (Нагорного Карабаха) и Армении в Бишкеке (Кыргызстан) при посредничестве Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Верховного Совета Кыргызстана и МИД РФ. Принят Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь с 9 мая. 9-11 мая 1994 г. прошло оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ подписан главами оборонных ведомств  Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Соглашение о полном прекращение огня и военных действий вступило в силу 12 мая 1994 г. При этом, как свидетельствует глава российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 гг. Казимиров В.Н., 9 мая 1994 г. Азербайджан по указанию Гейдара Алиева подписал Соглашение о прекращении огня именно с НКР, без какого-либо участия Армении. Лишь в последствии, руководство Армении дало согласие на ее подпись, которую вписали от руки посередине документа. Но первоначально, соглашение было подписано только Азербайджаном и НКР.   

Таким образом, в ходе отражения азербайджанской террористической агрессии 1991-1994 гг. Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) провела операцию по принуждению Азербайджана к миру.

Особенностью азербайджано-карабахского конфликта является отсутствие миротворческой операции. Армия обороны НКР фактически выполняет эффективную миротворческую функцию в регионе. Республика Арцах сегодня защищает не только себя, но и систему безопасности в мире, цивилизационные ценности.

Прошло 25 лет, но как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-94 годов, Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН № 822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде диверсионно-террористических атак на Республику Арцах, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и Республики Арцах, отказе от прямых переговоров с Республикой Арцах. Сопредседатели МГ ОБСЕ Россия, США, Франция неоднократно подчеркивали необходимость мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, призывали воздержаться от насилия. Военные авантюры Азербайджана, в том числе апрельская агрессия 2016 г., направлены на подрыв авторитета МГ ОБСЕ, ООН. Республика Арцах, в отличии от Азербайджана, ответственно выполняет международные обязательства.

Бакинская администрация всеми силами избегает и саботирует переговорный процесс. Министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян констатирует: «Вероятно, расчет азербайджанских властей строится на том, что таким образом можно отсрочить процесс международного признания Республики Арцах, ссылаясь на продолжающиеся переговоры». (https://noev-kovcheg.ru/mag/2019-05/6546.html).

Мировое сообщество обязано предпринять усилия по противодействию агрессивным поползновениям Азербайджана поставить под сомнение суверенитет и территориальную целостность Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) и тем самым подвергнуть ревизии Устав ООН и общепризнанные нормы международного права.

Недопустимы пересмотр итогов Отечественной войны 1991-94 гг. против азербайджанских агрессоров и организаторов геноцида и терпимое отношение к систематическим проявлениям на государственном уровне неонацизма, расизма, армянофобии и ксенофобии в Азербайджане.

Почти столетний азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся в 1918 г., слишком затянулся. Международное право, Устав ООН четко и однозначно императивно констатируют единственный путь урегулирования конфликта – окончательное признание международным сообществом независимости давным-давно состоявшейся и успешной Республики Арцах. Тем более, что нет ни одной нормы международного права, которая бы противоречила независимости Республики Арцаха. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу. Если бы в 1991 г. мировое сообщество признало бы Республику Арцах, как того требовало и обязывало международное право, то не было бы войны, а конфликт был бы давно урегулирован.    

Бессрочное соглашение о полном прекращении огня и военных действий в азербайджано-карабахском конфликте 12 мая 1994 г. должно стать основой для подписания межгосударственного мирного договора между Республикой Арцах и Азербайджанской Республикой. К примеру, Эвианские соглашения, заключённые между Францией и Алжиром 18 марта 1962 г. в городе Эвиан-ле-Бен по инициативе президента Франции Ш. Де Голля, не только предусматривали прекращение огня, но и положили конец Алжирской войне (1954—1962) на основе  проведения в Алжире референдума о независимости и признание её Францией. Референдум по вопросу независимого статуса Алжира состоялся 1 июля, а 3 июля Франция признала эти результаты. Для руководства Азербайджана было бы важно последовать цивилизованной позиции президента Франции Ш. Де Голля, который в 1961 г. заявил: «Деколонизация — вот наш интерес и, следовательно, наша политика. Почему мы должны вязнуть в колонизациях — кровавых, дорогих, бесконечных, когда наша страна сама нуждается в обновлении сверху донизу?!».

Международная практика показывает, что в каждом документе (в том числе и в Соглашение о полном прекращении огня и военных действий от 12 мая 1994 г.), заключенном после Второй мировой войны, когда договаривающиеся стороны определяли его как «соглашение о полном прекращении огня и военных действий», выражалось намерение сторон не просто приостановить военные действия, но и прекратить состояние войны. Бишкекский протокол и Соглашение от 12 мая 1994 г. стали логическим продолжением Заявления Совета глав государств СНГ в Москве 15 апреля 1994 г., в котором констатировалась аксиома: «незамедлительное прекращение огня, всех военных действий и вслед за этим его надёжное закрепление». Таким надежным закреплением должен стать мирный договор между Республикой Арцах и Азербайджанской Республикой.

Юрист-международник Йорам Динштейн подчеркивает: «Соглашение о перемирии, если за ним не следует мирный договор, по своей природе является хрупким, и любая задержка в переходе к мирному состоянию может быть сопряжена с опасностью». (Yoram Dinstein. The Law of Armed Conflict and the Use of Force: The Max Planck Encyclopedia of Public International Law. Oxford University Press. 2017.)

В Баку наконец-то должны осознать, что конфронтация с Республикой Арцах (Нагорно-Карабахской Республикой), да и с мировым сообществом, неизбежно обрекает Азербайджан на маргинальное положение государства, выпадающего из мирового цивилизационного пространства, а взаимное признание Азербайджана и Республики Арцах, нормализация отношений между ними на основе мирного договора, установления дипломатических, экономических и других отношений,  напротив, позволит Баку реально влиять на мировую политику. Будущее Азербайджана туманно, пока он официально не признал Республику Арцах и не вернул ей временно оккупированные территории Арцаха.

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Республики Арцах

Комментарии

Какой замечательный" прогноз сделал Рубен Заргарян в 2019 году: "Будущее Азербайджана туманно, пока он официально не признал Республику Арцах и не вернул ей временно оккупированные территории Арцаха".
Мда-а, предсказателем Заргарян оказался весьма ... так себе :-))))

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image