Айкарам Наапетян: Азербайджанские мифы об Армении

4 апреля, 2013 - 17:54

Если составлять представление об Армении и армянском народе, базируясь на публикациях азербайджанской прессы (в Ереване сей источник называют "азерпропом"), то выстроится картина разоренной страны-банкрота с нулевой экономикой, нулевой дипломатией и кучкой агрессивных армян, которые где-то в Лачине пытают азербайджанских детей, захваченных в плен то ли во времена карабахской войны, то ли после ее прекращения. Подобные картины не для слабонервных, в частности, рисовала бакинская газета "Зеркало" в апреле 2004 года в пресловутой статье "Лачин - Бухенвальд для азербайджанских детей". В качестве иллюстрации к статье, согласно исследованию ереванского сайта xocali.net, "Зеркало" напечатало фотографию... афганских детей-беженцев. Сопредседатель рабочей группы по правам беженцев Паата Закареишвили - сторона нейтральная в этом плане, заявил тогда в Баку: "К примеру, если находящемуся в плену азербайджанскому ребенку 5-6 лет, то как он вообще мог пропасть, и почему его родители не заявили об этом до сих пор? А если дети пропали во время войны, то, как минимум, им должно быть сейчас уже по 15 лет". Закареишвили назвал всю эту историю "мифом", а "Зеркало", видимо почувствовав, что перегибает палку, с той поры перестало рассказывать о мифическом лачинском Бухенвальде.

Поговорим об азербайджанских мифах об Армении и армянском народе. Энциклопедия "Мифы народов мира", изданная в Москве в 1980 году, имеет раздел об армянских древних мифах, однако не имеет раздела об азербайджанских. Но в Баку, кажется, решили восполнить пробел и принялись писать их задним числом. Мифы об армянах - это, по сути, и есть вся азербайджанская мифология.

Миф о 35 тысячах армянах в Баку

Азербайджанский консул в Лос-Анджелесе (США) на одном из последних мероприятий снова заявил: "в Азербайджане живут 35 тысяч армян, мирно и без проблем". То же самое в Вашингтоне не раз говорили лоббисты азербайджанских интересов и дипломаты из Баку. Видимо, данная "утка" нацелена на то, чтобы "отPRить" имидж толерантной республики, где совместная жизнь армян и азербайджанцев вполне возможна. Стало быть, и Карабаху выходить из ее состава некуда и незачем.

Абсурдность данного мифа очевидна по нескольким причинам. 35 тысяч человек - это довольно весомый контингент. Между тем, армян и результатов их жизнедеятельности по факту в Азербайджане нигде не видно. Прошерстите всю апшеронскую печать - ни единого упоминания о хотя бы одном армянине из Азербайджана вам не найти. Между тем, в Болгарии, сравнимой с Азербайджаном по населению, проживает 18-тысячная армянская община - получается почти вдвое меньше армян, чем в Азербайджане. Но даже поверхностный google или yandex поиск выявит сотни армянских имен на болгарских веб-порталах: армяне в банковской сфере, в прессе, в коммерции, в искусстве, в политике, наконец, в криминальной хронике! А теперь попытайтесь найти хотя бы одного Петросяна или Вартанова в азербайджанском виртуальном пространстве. Не найдете ни единого. На дворе 21-й век, мир изменился, стал более тесным и транспарентным. И 35 тысяч человек в мешке не утаишь.

Этот миф порождает целый ряд иных вопросов, например, путешествуют ли эти 35 тысяч армян когда-нибудь, почему их ни разу не видели за рубежом, как общаются с родственниками из Армении, Нагорного Карабаха или других мест, как служат в азербайджанской армии, которая в конфликте с армянами и т.д и т.п.

Согласно исследованию азербайджанского ученого Арифа Юнусова, на конец 90-х в Азербайджане проживало около 2500 армян, средний возраст которых составлял 54 года. Это, в основном, члены смешанных семей и полукровки. С учетом того, что данное исследование Юнусова датируются 99-м годом, можно заключить, что у "последних из могикан" армянского присутствия в Баку средний возраст сегодня выше на 9 лет, а их самих соответственно меньше. Это косвенно подтвердила американская ученая Дженифер Уистранд, которая проработала в Баку при подготовке доклада о беженцах и вынужденно переселенных. Во время встречи в институте Кенана в Вашингтоне, Уинстранд заявила, что в Баку армяне есть, но речь идет в основном о пожилых женщинах, которым теперь уже за 70 лет. И цифра в 35 тысяч ей не кажется реальной.

Как могут в Азербайджане жить 35 тысяч армян, если даже для их сородичей из Турции, братской для Азербайджана страны, вход в Баку заказан. Бурак Бетикян, пианист группы турецкой оперной певицы Сертаб Эренер, был отправлен обратно в Стамбул с бакинского Международного аэропорта в апреле 2005 года только из-за своего этнического происхождения. Даже турецкая печать назвала экстрадицию армянской пианистки "постыдной ксенофобией".

Знаменитый киносценарист Рустам Ибрагимбеков сам оказался под шквалом критики, когда в 2004 году рискнул помянуть о старательных армянах Советского Баку. При таком раскладе, о каких 35 тысячах бакинских армянах может идти речь? И вообще, как в таком случае президент Ильхам Алиев может говорить, что "армянская диаспора - это враг номер один Азербайджана", если претендует на то что в его собственной стране проживает такая многотысячная диаспора? Но, справедливости ради стоит отметить, что мифы на то и называются мифами, поскольку не нуждаются в предметном доказательстве своей истинности.

Миф о 366-ом полку

Практически при любом упоминании успеха армянской стороны в Карабахской войне в азербайджанских публикациях можно увидеть дописку: "армяне, при поддержке 366-го российского полка, захватили...". Но, во первых, полк этот был не столько российским, сколько советским, расквартированным в Нагорном Карабахе (Арцахе) до марта 1992 года. Видеосъемка того, как 366-ой полк покидает Степанакерт, размешена в сети Youtube.

Даже чисто хронологически 366-ой полк просто не мог воевать в Шуши, Кельбаджаре, Зангелане и тд. Все эти операции, практически вся активная фаза карабахской войны, приходится именно на тот период, когда 366-ой полк уже покинул Нагорный Карабах. Советская Армия была такой же многоэтничной, как и сам Советский Союз. Служили там и русские, и армяне, и таджики, и азербайджанцы. Неужели в Баку реально верят, что все эти народы, включительно мусульманские и включительно самих азербайджанцев, воевали против Азербайджанской республики? До какого же абсурда можно дойти?

Миф о Саят-Нова

И коротко про Саят-Нова. Средневековый армянский поэт и сочинитель любовных песен провел большую часть своей жизни в Тифлисском царском дворце и в монастыре Ахпат на севере Армении. Сергей Параджанов снял про него знаменитую картину "Цвет граната". Писал Саят-Нова на трех языках: армянском, грузинском и тюркском. Из-за последнего азербайджанские ученые громогласно заявляют, что армяне дескать "арменизировали" великого азербайджанского поэта. Если так, то один вопрос не ясен: почему же после смерти Саят-Новы, его похоронили во дворе армянской церкви св. Геворка в Тбилиси? Его могила и ныне там.

Айкарам Наапетян - вашингтонский корреспондент общественного ТВ Армении

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image