РУССКИЕ И АРМЯНЕ В ЦЕЛОМ ВСЕГДА ЛАДИЛИ

14 августа, 2019 - 18:51

Ситуация в Сочи в последнее время обострилась. В СМИ появились новости о том, что этнических армян не принимают на работу в аэропорт. 4 августа, по инициативе диппредставительства Армении в России в культурном центре "Севан" Сочи состоялась встреча, в которой приняли участие сотрудники аэропорта армянского происхождения (более 50), граждане РФ. Было решено сформировать инициативную группу и обратиться в соответствующие органы РФ для изучения и решения проблем.

Ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Валерия ОЛЮНИНА побывала в Краснодарском крае и на месте ознакомилась с ситуацией.

- Г-жа Олюнина, как известно на Черноморском побережье России армяне живут с давних пор...

- Черноморское побережье Краснодарского края - крайне сложный регион, населенный представителями разных наций: русские, армяне, черкесы, абхазы, греки, чеченцы, выходцы из Дагестана. Первые переселения армян в регион были еще до Абдулгамидовского геноцида в 1890-е годы, где-то в 1860-70 гг. Важным компонентом являются амшенские армяне, среди которых значительное число трапизондцев, которые сами себя амшенцами не считают, так как они городские, и всегда выделяли себя этим. Другим армянонаселенным центром Краснодарского края является город-курорт Анапа, где межнациональная ситуация стабильна.

Амшенские армяне - это субэтническая группа армян. Долгие десятилетия амшенские армяне, те, чьи предки жили в Ани и после нашествия сельджуков ушли к Черному морю, считали себя чужими и для восточных армян, и для турок. После 1915 года произошел разрыв и с амшенами России.

Почему же уцелели они в Мец Егерн? Их часть приняла мусульманство за два века до этого. Трагедия, пощадившая род большого племени, теперь доносит до нас истории чудесного спасения. Но они могут оцениваться и как мессионерство - именно амшены, или, как они еще себя называют, хамшенци (хемшилы), отчасти "сшивают" не только порванный диалог армян и турок, но и в чем-то евразийское пространство. Этот процесс происходил и благодаря Ассоциации амшенских армян, организовавшей в Москве в 2012 году  уникальный концерт музыкального коллектива Vova с программой "Голос западных армян". Название Vova, происходящее от западноармянских слов vo и vel, дословно переводится - "кто мы". С их национальной идентичностью не так все просто. Так, учитель из лицея в Стамбуле Явуз Гюмушкайя пояснил, что с детства, конечно, знал, что армянин, но со временем амшенцы перестали себя отождествлять с армянами. Они утратили письменность, созданную Маштоцем (есть сведения, что азбука Маштоца до них вообще не дошла).

Из киргизского Оша в Москву тогда прилетел Руслан Дурсунович Карабаджак оглы - председатель Общины хемшилов Киргизии.  Его сыновья  живут в России, и вот им-то уже это "оглы", по мнению  отца, можно не вписывать в паспорт. На сегодня большая часть азиатских амшенцев  убрала  "оглы"  из своих фамилий.

Многие амшенцы уезжают из Центральной Азии из-за сложной экономической ситуации в регионе. Это уже третья, а для некоторых четвертая волна переселения чуть более, чем за один век. Так накрывает древний Амшен одна ассимиляция за другой. И в разговорный язык попадают то турецкие, то грузинские, то русские слова, то слова из центрально-азиатских языков. Но что поразительно - многие музыкальные инструменты из древности сохранились именно у хемшилов, и кухня у них включает некоторые блюда, которые другие армяне уже не готовят: киргизские пекут, к примеру, кукурузный хлеб. И кроме Дня Геноцида для них есть еще и своя трагическая дата - 16 ноября 1944 года.

Возвращаясь к черноморскому побережью уже с турецкой стороны (Карадениз), отметим, что многие армяне живут в Ризе, Артвине, Хопе. Этот город находится в 15 километрах от границы с Аджарией. Здесь и невест, как встарь, до сих пор крадут - в семидесяти процентах случаев женятся на турчанках.

Тогда на концерт в Москву приехали гости из Армении, Воронежа, Ростова, Краснодарского края и южного Кыргызстана,где после депортации 1944 года осели многие амшенцы. Интересной стала встреча гостей из Турции во главе с Мехметом Алтынкайя, создателем первой хемшильской организации в Турции под названием HADIG, и Хикметом Актчичеком, руководителем ансамбля Vova, московскими армянами. Гости из Турции,по их словам, приехали не для обсуждения вопросов религии и политики, но ради того, чтобы показать свое искусство, найти единомышленников и общаться впредь на основе культурных проектов. Такая позиция полностью совпадает с той, что декларирует Ассоциация амшенских армян. Позже эта общественная организация прекратила свою работу, боясь навредить амшенцам, которые всегда были под присмотром турецких властей как потенциальные "агенты" армян.

- В начале 90-х в Краснодарский край хлынул новый поток эмигрантов. Смогли ли они интегрироваться в новую реальность?

- В 1990 годы на Черноморское побережье Краснодарского края стали перебираться  армяне из голодного блокадного Еревана. Им всецело оказывало помощь общество "Севан". При этом, общаясь с потомками беженцев от Геноцида, они стали резко противопоставлять их себе. Мол, что они малообразованные, женщины легкодоступные, предпочитают турецкую кухню, не умеют даже культурно выпить кофе, и вообще "молчали, как бараны, когда турки их резали". С тех пор уважения в адрес местных армян не прибавилось. Действительно, многие амшенцы, слыша такие оскорбления, вспоминают рассказы своих предков о том, что не все турки плохие. Когда турецкие суда причаливают к побережью, армяне с ними дружелюбны в кафе.

Выходцы из Еревана, живущие в Москве десятилетиями, порой считают, что армяне в Сочи часто ведут себя нагло и не ценят  гостеприимства,  оказываемого им русскими. С другой стороны, именно армяне поспособствовали тому, что этот регион все это время не был исламизирован. Но спасут ли армяне от исламизации Краснодарский край сегодня? Отсутствие внятной миграционной политики со стороны релевантных ведомств РФ не дают возможности прогнозировать, но это и внушает нам опасения по потенциальной, пока скрытой, тюркизации региона.

- А что вы скажете про новый всплеск межнациональных конфликтов?

-Традиционно армяне и греки вместе с казаками удерживали данный регион за собой. Грузины были выдавлены с этой части побережья в 1990-е, во время абхазско-грузинской войны, в которую армяне были втянуты против своей воли. Общались они в Абхазии главным образом с грузинами, потому что абхазцы жили наверху в горах, их на побережье грузины не пускали.

Антиармянские высказывания позволял себе тогдашний губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Но в целом русские и армяне региона ладили между собой. Выступал Ткачев и против турок-месхетинцев Краснодарского края, позже он раскаялся в собственном национализме - публично, но не до конца.

Межнациональные конфликты участились с большой миграцией выходцев из Дагестана и Чечни, к которой приложил руку председатель совета директоров компании "Курорты Северного Кавказа" и вице-президент Олимпийского комитета Ахмед Билалов. Он проворовался на стройках Олимпиады, и после скандалов 7 февраля 2013 года Президент РФ Владимир Путин поручил уволить Билалова с должности вице-президента Олимпийского комитета России.

В те же времена в Адлере, Сочи были столкновения дагестанцев, чеченцев с армянами по причине приставания к армянкам. Разумеется, когда большие массы молодых мужчин приезжают на гигантские стройки, конфликты неизбежны. Все началось с того, что произошло изнасилование 4-5 армянских девочек прямо в школе. Началось вытеснение армян из бизнеса. Ситуация накалялась и однажды взорвалась. Армяне на 30 машинах отправились разбираться с обидчиками.

По сведениям "Комсомольской правды", прибывшие были вооружены травматическим оружием и электрошокерами. Строители в панике  сообщили в полицию о готовящемся нападении. К моменту прибытия отряда ОМОН стороны уже кидали друг в друга камни. Полицейским пришлось стать живой стеной между армянской и дагестанской молодежью. В итоге  массовая драка была пресечена.

По информации газеты, это не первый конфликт армян с дагестанцами в Сочи. 1 мая произошла массовая драка с участием 300 представителей армянской и дагестанской молодежи. В побоище от ножевого ранения погиб 23-летний мастер спорта по тхэквондо Юрий Гаранян.

Однако начинавшуюся войну существенно понизил в градусе Совет старейшин Дагестана при главе республики Дагестан. Заметим, что среди автохтонных народов Дагестана всегда было уважительное уважение и к армянам. Объединение аварцев, лезгин, талышей, удинов, цахуров с армянами - это один из вопросов стратегической безопасности в регионе. Постепенно конфликты в Сочи и Адлере пошли на спад, теперь те же аварцы женятся на армянках и по большому счету  конфликтных ситуаций нет.

- Ситуация в Сочи - продолжение тех конфликтов?

- Она возникла не вчера. В последние годы участились высказывания армян о том, что им не дают работать в государственных учреждениях региона, предлагают сменить фамилию и прочее. Свои позиции они держат в бизнесе благодаря руководителю общины, известному бизнесмену Рубену Татуляну, чей телефон  есть у каждого общинника. Татулян оплачивает и дорогостоящие операции армянским детям, помогает многим.

На днях я позвонила в Сочи своему другу, амшенскому армянину, который вернулся в родной город из Царского Села. Получив направление от биржи труда, он отправился устраиваться на работу в аэропорт. Кадровая служба одобрила кандидатуру и обещала рассмотреть его заявление в течение 3 дней. Но прошло уже более 2 месяцев, а звонка не поступило. Армяне говорят, что их не берут работать даже шоферами в аэропорту. В разговоре со мной парень сказал, что речь не о противостоянии русских и армян, потому что места, с которых их увольняют, отдают татарам.  Он также рассказал, что в последние годы много русских приезжают из депрессивных зон Урала и Сибири. Многие из них маргинальны, злоупотребляют алкоголем, употребляют мат на улицах.

Не будем забывать, что начеку и абхазские националисты. Им тоже на руку подрыв ситуации в Адлере. Они все время вспоминают, что это их земля, и народы Северного Кавказа им братья, а "эти армяне" им жизни не дают на исторических землях.

- А что происходит в Анапе?

- Внешне ситуация здесь кажется более благополучной. Хотя в интернете много материалов о том, что армян нужно отсюда выселять.

Армяне здесь присутствуют из разных волн миграции, сезонно приезжают поработать армяне и из Армении. Назвать эту жизнь "хопанщиной" нельзя, ведь они здесь не вкалывают на стройках, а семьями сидят и продают то темрюкское вино, то абрикосы из Арташата, то пляжные товары.

В целом регион держится благодаря единой закваске армян и казаков, чего не скажешь о Сочи. Равновесие соблюдается и благодаря тому фактору, что дагестанцев здесь не много, хотя есть прямой автобусный рейс Анапа - Дербент.

На высоком берегу Анапы покоятся герои войн и революций, творческая интеллигенция. Среди них есть и армяне. В одном из захоронений покоится представитель древнего княжеского рода Саснык Михайлович Аматуни (1914-1970).

У входа на кладбище расположен краеведческий музей и небольшой сквер Ивана Гудовича, он в 1791 году отвоевал у турок Анапскую крепость. Тут же мемориальные плиты с именами погибших в Великой Отечественной войне. И здесь есть армянские имена. Сохраняют память анапчане о А.В. Суворове, сыне карабахской армянки Мануковой. В Краснодарском крае есть поселок Суворов. Открытие памятника генералиссимусу в Анапе состоялось 13 августа 2013 г. в присутствии курсантов военных лицеев стран ОДКБ и было приурочено к 70-й годовщине образования суворовских училищ.

Помнят здесь и о начальнике Черноморской береговой охраны адмирале Лазаре Маркосовиче Серебрякове (Арцатагорцян), основавшем порт Новороссийска. О подвигах и судьбах выдающихся армян можно узнать и из книги "Анапа и анапчане в годы Великой Отечественной войны", написанной одной из старейших сотрудниц Анапского краеведческого музея Анаидой Янукян.

О подвиге Героя Советского Союза Cурена Аракеляна (подобный тому, что совершил А. Матросов) я узнала от армянина, таксиста, родом он из Джавахка. Его другом и является внук героя Арман Аракелян. Он стал одним из инициаторов установления памятника деду в хуторе Курбацкий, на той высоте, где он погиб и был похоронен.

- А чем еще живут армяне Анапы?

- Несколько лет назад армяне Анапы избрали нового председателя Центра армянской национальной культуры, молодого, активного и деятельного анапчанина Рача Тер-Карапетяна. Рач Эдуардович несколько лет возглавлял Молодежную организацию Союза армян России по Краснодарскому краю.

В 9 километрах к юго-востоку от центра Анапы расположено живописное село Гай-Кодзор. Это административный центр Гайкодзорского округа. Поселение возникло в 1908 году на землях станицы Раевской. В 1915-1916 гг. сюда переселилось несколько десятков семей армянских беженцев из Трапезунда.

Неподалеку от села в горах расположено небольшое современное винодельческое хозяйство "Виноградники Гай-Кодзора". На 70 гектарах в период с 2006 по 2009 гг. были заложены новые виноградники. Из Франции завезли 14 сортов винограда, которые ранее в России не выращивались: Вионье, Руссан, Гевюрцтраминер, Семийон, Сира, Сенсо и другие. Малые объемы производства позволяют хозяйству при помощи французских виноделов добиваться высокого качества сухих белых и красных вин.

В селе находится Армянский культурный центр "Арин Берд" (по названию одноимённого холма в Ереване). Это культурный комплекс, включающий в себя ресторан - зал торжеств, кафе, армянский базар, площадь для выступлений, открытый зал торжеств. Построен он в сентябре 2008 года, к празднику 100-летия Гай-Кодзора. Комплекс построен в духе времен Царя Царей Востока Тиграна Великого. В комплексе постоянно проводятся мероприятия по случаю армянских праздников, а также выставки и показательные выступления армянских культурных ансамблей и коллективов.

На выезде из села находится армянская часовня Сурб Саргис , построенная в 1997 году, там установлен хачкар и каждый год в последнее воскресение мая в Гай- Кодзоре празднуется "День Хачкара". 26 мая 2016 года состоялось освящение армянской церкви Сурб Геворг (Святой Георгий), которая была построена рядом с часовней Сурб Саркис.

В прошлом году мэром Анапы стал Юрий Поляков. Он предложил на месте снесенного павильона на Театральной площади соорудить новую курортную достопримечательность - мемориальное сооружение в честь известных российских флотоводцев. Триумфальная арка из натурального белого камня и благоустроенный сквер украсят вход на главную площадь курорта со стороны улицы Крепостной. Но армяне оказались расторопнее. Теперь на Пионерском проспекте у одного из входов на городской пляж построена армянская Триумфальная арка. Кстати, ее строителем стал уже упомянутый Арман Аракелян. Посвящена она армянским героям Первой мировой войны.

...Русские  и армяне  не один век проживают рядом в Краснодарском крае. Их объединяет вера, история, культура. Конечно, иногда, в отношениях народов возникают проблемы, но, как правило, ненадолго. Потому что общность интересов диктовала свои правила, сложившиеся на протяжении длительного времени. Для русских армяне были и остаются надежными партнерами и соседями. А армяне(в частности, в Сочи) говорят, что не собираются проигрывать противостояние с невидимым врагом.

Тигран МИРЗОЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image