Портреты и натюрморты Валерика Апиняна
В Музее искусств представлены лучшие картины знаменитого художника
Радостная выставка по печальному поводу. Так можно назвать показ 31 картины художника Валерика Апиняна из частных собраний в Музее искусств Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков (МИСП). Он ушел в июне этого года. Музей решил напомнить об этой своеобразной фигуре в ленинградском – петербургском арт-мире.
Валерик Апинян родился в 1950 году в Армении, окончил Ленинаканское художественное училище и в 22 года приехал в город на Неве, чтобы остаться здесь навсегда. Он поступал в Мухинское училище и Академию художеств, оба раза неудачно. Но три года Апинян состоял в академии вольнослушателем.
Его «официальная» карьера началась с перестройкой. Некоторые искусствоведы считают, что свои лучшие произведения Апинян создал в 1990-е – начале 2000-х годов, когда исчезло деление на официальное и подпольное искусство. Картины этого времени и составляют основу выставки.
Николай Суворов, друг художника, философ и историк искусства, убежден, что Апинян только выиграл от того, что не получил стандартного образования: «академии его бы сломали».
В качестве своеобразного доказательства Суворов вспомнил давнюю историю. Была такая дружеская компания художников, куда входили Андрей Геннадиев, Юрий Люкшин, ВИК (Вячеслав Забелин) и Апинян, который тогда представлялся с известной долей самоиронии как Ваграм, то есть «стремительный, как тигр». Однажды Геннадиев (крупный мужчина – двухметрового роста) купил на базаре целую баранью тушу и с важным видом принес ее в свою мастерскую, предварительно пригласив всю компанию. Чтобы, когда туша оттает, создать натюрморты в духе Рембрандта и других старых мастеров.
Апинян посмотрел на тушу, обошел ее вокруг и заметил: «Давайте, я лучше сделаю из нее шашлык».
И уже серьезно Суворов поясняет, что Апиняна не интересовало рисование, у него нет мастеровитости в привычном понимании этого слова. Он познавал мир цветом, ловил в цвете свои субъективные ощущения от увиденного. На его картинах невидимые линии отделяют плоскости отдельных цветов. В этом Апинян близок к Пикассо, Модильяни и другим классикам модернизма.
Марина Джигарханян, директор МИСП, пояснила, что в отличие от многих своих земляков, обосновавшихся в Ленинграде, Апинян, сохраняя корни, ушел от этнографии. Он стал художником петербургским не по прописке, он вобрал в себя традиционную культуру Петербурга и шире – европейскую культуру ХХ века.
Вместе с Суворовым мы идем по выставке. «Не ищите портретного сходства», – говорит он, показывая на изображения Тамары Апинян, жены художника. В одном случае живописец создает высокий образ дамы сердца в элегантной шляпе, которая рассматривает букет – шедевр фитодизайна. Наверное, подаренный заботливым мужем. На другом портрете – дама отдыхает в кресле с высокой спинкой, больше напоминающем королевский трон. Чем не царица Тамара?
Между тем Тамара Апинян была серьезным ученым – доктором философии, изучала игры, мифы, ритуалы. Но и искусство Валерика было созвучно ее интересам. Может быть, поэтому Тамара выбрала его, хотя, как вспоминает Суворов, в университете у «философини» было много поклонников.
Персонажи картин Апиняна «Позирующая», «Незнакомка», «Беседующие» явно совершают ритуальное действо. Светлые тающие тона «Незнакомки» говорят о ее загадочности. Контрастные сочетания белого и зеленого в портрете «Позирующей» – о желании персонажа понравиться. Многоцветье «Беседующих» говорит о разных мнениях, которые они высказывают в ходе неведомой нам дискуссии.
То же самое относится и к цветочным натюрмортам. Конечно, у Апиняна они в последнюю очередь о красоте растений. Его красно-желтые «Маки» на черном фоне – явно свидетели какой-то человеческой драмы, которая происходит «за кадром». А мощный «Букет», похожий на фейерверк, – напоминание о празднике. Который может состояться в любой день.
Выставка «Цветы и женщины» будет открыта по 15 сентября. На осень намечена еще одна персоналия Апиняна – в Армянском культурном центре на Невском, 42.
Добавить комментарий