Станислав Иванов: Эрдоган блефует или действительно намерен вновь вторгнуться в Сирию?

6 октября, 2019 - 23:38

5 октября 2019 года Эрдоган в очередной раз заявил о намерении вторгнуться в соседнее государство и применить турецкие военно-воздушные и сухопутные силы против жителей северных и северо-восточных районов Сирийской Арабской Республики. Якобы ему необходимо провести на севере Сирии уже третью военную операцию против сирийских курдских ополченцев, которых турецкие власти почему-то считают аффилированными с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК). Если учесть, что правящая турецкая Партия справедливости и развития (ПСР) аффилирована с террористическими группировками «Братьев-мусульман» в Египте и Сирии, то международным силам можно сегодня по тем же правилам Эрдогана бомбить Анкару и Стамбул.

Эрдоган уже распорядился осуществить переброску и сосредоточение всех видов своих вооруженных сил на сирийской границе. Вся эта агрессивная риторика и «бряцание оружием» выглядят явно надуманными и преподносятся Анкарой как бы необходимость для защиты национальных интересов Турции и предотвращения нападений на нее воображаемого противника со стороны сирийской границы. Общеизвестно, что за 8 лет гражданской войны в Сирии никто и никогда на Турцию с этого направления не нападал и, наоборот, курдские ополченцы сделали то, чего не делали турецкие войска и Асад, – вначале в ожесточенных боях под городом Кобани остановили наступление бандформирований ИГИЛ (запрещено в РФ), а затем нанесли им решающее поражение и освободили весь восточный берег реки Евфрат. Курды защитили ту же Турцию от банд ИГИЛ. В гражданской войне в Сирии курды не участвуют и продолжают сохранять строгий нейтралитет. Им все равно, кто будет править в Дамаске, главное, чтобы конституционные права и свободы курдов в будущей Сирии были защищены. К ситуации в самой Турции сирийские курды никакого отношения не имеют. Кстати, никаких обращений и жалоб в ООН и другие региональные и международные организации со стороны турецкого правительства на действия сирийских курдских ополченцев не поступало.

Эрдоган же, как известно, несколько лет активно помогал не только сирийским «Братьям-мусульманам», другим радикальным исламистским группировкам, но и ИГИЛ. Турция превратилась в транзитный коридор и базу джихадистов, установила с ними прочные связи и контакты. В свою очередь, правительственные войска и администрация Асада добровольно ушли со своих северных территорий на границе с Турцией еще в 2012 году, поскольку довоенное войско разбежалось и сил у правительства не хватало даже для защиты Дамаска и районов компактного проживания арабов-алавитов.

Кстати, правительство Асада тоже сотрудничало с ИГИЛ и закупало у них не только нефтепродукты, но и продукцию сельского хозяйства, поддерживало другие связи и контакты. Как таковых, масштабных боевых действий ни турки, ни асадовцы с ИГИЛ не вели. Анкара и Дамаск предпочитали договариваться с игиловцами, предоставив США, РФ и курдам вести с ними активные боевые действия.

С настойчивостью, достойной другого применения, Эрдоган требует от своих союзников по НАТО, в первую очередь, от Вашингтона, разрешить ему создать на северо-востоке Сирии так называемую «зону безопасности» глубиной до 35-50 км и протяженностью в несколько сот километров. Пентагон же предлагает Анкаре организовать совместное с ВС США патрулирование вдоль турецко-сирийской границы, добиться от курдских ополченцев отвода их отрядов и тяжелого вооружения на несколько километров вглубь сирийской территории и т.п.

Но Эрдогана эти предложения не устраивают и он угрожает в одностороннем порядке начать военную операцию на северо-востоке Сирии по типу своих предыдущих военно-карательных операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», когда погибли сотни курдских ополченцев и мирных жителей в приграничных населенных пунктах, десятки тысяч курдских семей вынуждены были спасаться бегством. Но те операции проводились на севере и северо-западе провинции Алеппо (район Африн), в зоне ответственности российских военных и, скорее всего, по согласованию с Москвой. США и НАТО тот район никак не контролировали и не могли вмешаться в вооруженный конфликт. Асад же ограничился направлением в тот район небольшого отряда шиитских наемников, но турки остановили боевиков-шиитов на джипах с пулеметами своим заградительным огнем артиллерии и заставили их повернуть назад. 

В зоне же своей ответственности на северо-востоке Сирии Вашингтон пока согласия на подобные агрессивные действия турок не давал и вряд ли даст. Около 2 тысяч американских военных (спецназ и армейская авиация), несколько сот британских и французских советников и специалистов продолжают обучать и поддерживать силы «Демократического альянса», основную часть которых составляют курдские ополченцы. Общая численность отрядов ДС составляет свыше 40 тысяч хорошо вооруженных с боевым опытом ополченцев. Кроме курдов, в их рядах имеются арабы-сунниты восточных племен Сирии, арабы-христиане, ассирийцы и армяне. Вряд ли планируемая Анкарой новая военная операция в Сирии окажется «увеселительной прогулкой». Не исключены новые сотни и тысячи жертв с обеих сторон конфликта, обострение отношений Турции с США и НАТО.  

Поэтому вряд ли Эрдоган решится на ракетно-бомбовые удары своих ВВС и вторжение механизированных колонн на северо-восток Сирии, пока не договорится с Вашингтоном и натовскими представителями. В ночь с 7 на 8 февраля 2018 года под городом Дэйр эз-Зором американцы наглядно продемонстрировали, как они могут защищать своих сирийских союзников. Тогда наступающая на позиции курдов колонна проасадовских сил и наемников была практически полностью уничтожена.

Поэтому все последние угрозы и заявления Эрдогана о готовности нанести очередной удар по Сирии без согласования с кем-либо, скорее всего, окажутся очередным блефом и частью его политико-дипломатической игры. Эрдоган пытается тем самым выторговать себе какие-то преференции у США, НАТО и РФ для закрепления своих позиций в Сирии и решения других «шкурных» вопросов в стране и регионе.

К сожалению, реакция Асада на эти агрессивные действия ВС Турции пока выглядит неадекватно угрозе. Довольно робкие и неубедительные заявления МИД САР в лице престарелого министра Муаллема о нарушении международного права и суверенитета Сирии Эрдоган и его окружение просто игнорируют. Мировое сообщество тоже слабо реагирует на высказывания турецкого президента. Пока что ни один танк, артиллерийское орудие или самолет, ни одна из поставленных РФ для Сирии систем ПВО не были выдвинуты на угрожаемое направление, т.е. навстречу турецким войскам.  Похоже, что Дамаск продолжает играть с Анкарой в поддавки и вовсе не возражает руками турецких агрессоров расправиться с непокорными курдами, а потом надеется с помощью РФ и Ирана вытеснить турецкие войска из САР и вернуть себе контроль над богатым нефтью и развитым сельским хозяйством северо-востоком страны. Эрдоган же, похоже, просто не замечает Дамаск, по-прежнему считает Асада нелегитимным президентом. Почему-то сторонники Асада не обращают внимания на неоднократные заявления Эрдогана о том, что оккупированные турецкими войсками сирийские земли он никогда Асаду не вернет. Вместо изгоняемых курдов турки планируют расселить там сирийских беженцев из числа оппозиционно настроенных Дамаску арабов-суннитов, которые пока проживают во временных лагерях в Турции.

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович



 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image