Эрдоган заставил турецкое общество замолчать — армянский академик

31 октября, 2019 - 18:54

Почему именно сейчас Соединённые Штаты решили признать геноцид армян в Османской Турции? Как решение Палаты представителей Конгресса США скажется на отношениях Турции и США? Как турецкие власти и общество отреагируют на решение американских конгрессменов? И есть ли в Турции люди, признающие факт геноцида армян? На эти вопросы армянскому ИАЦ VERELQ ответил директор Института востоковедения НАН Армении, академик Рубен Сафрастян.

— Как вы прокомментируете принятие Палатой представителей Конгресса США резолюции о признании геноцида армян?

— Мы этого долго ждали, потому что этот процесс в Соединённых Штатах проходил неоднократно, просто не давал своего окончательного результата. Но сейчас мы имеем результат — нижняя палата Конгресса приняла после стольких лет резолюцию, осуждающую геноцид, совершённый в Османской империи в отношении армянского народа. Конечно, есть чувство удовлетворённости, чувство того, что все-таки историческая истина воспринимается в современном мире адекватно.

Как известно, Турция продолжает отрицать факт геноцида армян в 1915—1923 гг. И когда такая держава, как Соединённые Штаты, на столь высоком уровне принимает резолюцию, можно только приветствовать подобный шаг.

— Турции десятилетиями удавалось успешно противодействовать голосованиям в американском Конгрессе по вопросу признания геноцида армян. Можно ли считать решение Палаты представителей провалом турецкой дипломатии?

— Турецкая дипломатия, конечно, на протяжении десятилетий предпринимала усилия, чтобы воспрепятствовать подобным процессам в Конгрессе США, и в какой-то степени ей это удавалось. Анкара пользовалась особенностью политической системы Соединённых Штатов, где лоббистская деятельность является вполне легальной. На это были израсходованы огромные средства. Но истина заключается в том, что когда Соединённые Штаты, когда правящий класс, истеблишмент этой страны приходит к консенсусу в каком-то вопросе, турецкая дипломатия тут бессильна. Это как раз тот случай, на мой взгляд. Так что это даже не провал турецкой дипломатии, это просто решимость политического класса Соединённых Штатов, наказать в какой-то степени Турцию за то, что она предпринимает шаги по улучшению отношений с Россией, идёт на заключение с ней крупных сделок в области оружия. Думаю, это сыграло свою основную роль.

— Почему именно сейчас Соединённые Штаты решили признать Геноцид армян? С одной стороны, отвод американских сил из северных районов Сирии, который можно было расценить как шаг Дональда Трампа навстречу Турции и разрешение ей начать операцию против курдов, с другой — отсутствие какого-либо противодействия, в отличие от предыдущих президентов США, принятию этой резолюции. Чем вы объясняете подобное поведение Белого дома?

— Во-первых, надо констатировать тот факт, что американский истеблишмент выработал определенный консенсус в этом вопросе. Демократы этот вопрос поставили, республиканцы пытались воспрепятствовать, но вопрос вошёл в повестку дня, и как демократы, так и республиканцы, проголосовали в целом «за». Во-вторых, в этот процесс не вмешался Белый дом, в отличие от прошлых примеров. Таким образом надо констатировать факт консенсуса в американском истеблишменте в отношении Турции.

Почему этот консенсус был достигнут? Думаю, это связано, в первую очередь, с тем, что Турция делает определенные шаги в отношении России. Большое беспокойство и недовольство США вызвала закупка Турцией (зенитных ракетных)­ комплексов С-400, и сейчас тоже ведутся переговоры по крупным сделкам в области вооружений. Российские фирмы выиграли тендер на строительство АЭС на территороии Турции. Это вызывает недовольство в Вашингтоне. Второе — это события в северной Сирии. Не секрет, что и Пентагон и Госдеп были против того, чтобы США дали разрешение на проведение Турцией агрессивных действий в северной Сирии. Но телефонный разговор, который состоялся между Трампом и Эрдоганом в начале октября, все изменил, и Трамп дал своё согласие.

Говорится о том, что это было против «терроризма» курдов, но факт состоит в том, что Турция, турецкие войска оккупировали территорию суверенного государства. Трамп дал свое согласие, но после этого турки, по своему обыкновению, полагаю, перешли какие-то «красные линии», которые были перед ними поставлены, и это уже вызвало недовольство США, причем довольно серьезное. Это тоже добавилось к тому, что уже было. Все это сыграло решающую роль в том, что именно в этот исторический момент была принята резолюция.

— Как решение Палаты представителей скажется на отношениях Турции и США? Будет ли Анкара отвечать?

— Конечно, турецко-американские отношения находятся на низком уровне. Я не помню, чтобы был такой уровень обострения отношений между двумя государствами. И принятие резолюции Конгрессом США, конечно, эти отношения ещё больше ухудшат. С другой стороны, Турция неоднократно заявляла, что в случае если какое-то государство примет на таком уровне резолюцию, осуждающую геноцид, Анкара предпримет ответные меры. Уже есть информация о том, что посла Соединённых Штатов в Анкаре вызывали в министерство иностранных дел. Думаю, последуют и какие-то другие шаги со стороны Турции. Но истина заключается в том, что какие бы шаги ни предпринимала Турция против США, какие бы санкции она ни вводила, в конечном счёте, они бумерангом будут бить по самой Турции.

— А как турецкое общество отреагирует на решение американских конгрессменов?

— Что касается отношения турецкого общества к Соединённым Штатам… Не секрет, что турецкое общество настроено довольно-таки антиамерикански. Во всяком случае, об этом свидетельствуют опросы, которые регулярно проводятся в Турции. Хотя это может быть, на первый взгляд, удивительным, но это факт. И, конечно, резолюция Палаты представителей не будет способствовать улучшению имиджа Соединённых Штатов в турецком обществе. Напротив, это ещё больше подстегнёт антиамериканские настроения среди граждан Турции. Во всяком случае, мы имели такого рода примеры, когда парламент Франции принимал подобного рода резолюцию, и вслед за этим в Турции усилились антифранцузские настроения. Но потом все как бы возвращается на круги своя, возвращается на прежний уровень.

— Есть ли в турецком обществе группа, которая признает факт геноцида армян?

— Конечно, есть, но она весьма и весьма небольшая. В основном, это представители определённых кругов населения: молодёжь, студенты, интеллигенция. Это люди, которые имеют независимые взгляды. Государственная пропагандистская машина работала на протяжении десятилетий в Турции…

Но тут есть одна деталь, весьма важная, которая заключается в следующем — последние два-три года президент Реджеп Тайип Эрдоган установил в Турции режим не только своей личной власти, но и подавления всякого рода инакомыслия. Как следствие, в турецком обществе сейчас наблюдается страх выражать отличную от официальной точку зрения. Если до этого в какой-то степени были люди, которые выступали против позиции властей, приводили аргументы, высказывались за то, чтобы историческая истина не скрывалась от турецкого народа, то сейчас эти люди фактически замолчали. Многие представители интеллигенции, политические деятели, которые в той или иной степени были не согласны с политикой Эрдогана, они или находятся под следствием, или уже в заключении. Так что, думаю, эта атмосфера страха, которая сейчас царит в Турции, она будет действовать и в этом случае.

Комментарии

Ответы поверхностные мне не нравятся. Но это ровным счетом ничего не значит для тех, кто не согласен со мной

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image