КАК АМЕРИКА ШЛА К ПРИЗНАНИЮ ГЕНОЦИДА АРМЯН

25 декабря, 2019 - 20:16

Уходящий год ознаменовался исключительно важным событием для процесса международного признания геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны. Первый масштабный геноцид ХХ века был признан законодательным органом Соединённых Штатов Америки, по-прежнему претендующих на звание единственной супердержавы мира. Они стали третьей страной из числа пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (ранее – Россия и Франция), признавшей это преступление на уровне обеих палат парламента.

В наступающем году исполнится 55 пять лет с того времени, как геноцид армян в Османской Турции был признан парламентом Восточной Республики Уругвай. Мало кто мог тогда предположить, что этот шаг признание станет началом сложного и длительного процесса, который в итоге внесёт в мировую политическую повестку дня вопрос признания геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны. Начиная с 1970-х годов, этому активно способствовали армянские лоббистские организации, проводившие в американском Конгрессе системную работу. Постепенно из множества этих организаций «выкристаллизовались» основные, такие, как:

– Армянский национальный комитет Америки (АНКА), де-факто американское крыло традиционной армянской партии АРФ-«Дашнакцутюн» – наиболее ресурсная и структурированная организация,

– Армянская ассамблея Америки (ААА) – наиболее профессиональная и интеллектуальная организация.

Появление двух дееспособных организаций, основанных представителями второго поколения потомков жертв геноцида, обусловлено, прежде всего, достижением армянской общиной США определенного уровня финансово-экономического могущества и появлением у неё ресурсов для формирования подобных структур, способных лоббировать важные для армян вопросы. По оценке ряда экспертов, АНКА и ААА входят в число первых 10 этнических лоббистских групп работающих с Конгрессом и Госдепартаментом США.

Заметим, что в качестве правовой основы признания были использованы следующие документы:

– письменное заявление правительства Соединенных Штатов в Международный Суд относительно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него № 4838, опубликованное президентом Рональдом Рейганом 22 апреля, 1981 г;

– совместная резолюция Палаты представителей Конгресса 94-го созыва от 8 апреля 1975 г. и совместная резолюция Палаты представителей Конгресса 98-го созыва от 10 сентября 1984 г.;

– Закон «О геноциде и предупреждении злодеяний» Эли Визеля от 2018 года, устанавливающий, что предотвращение злодеяний является национальным интересом Соединенных Штатов.

Для иллюстрации того, насколько напряженной была борьба все эти годы, приведём следующий пример: нынешний сопредседатель ААА Ван Крикорян, ещё будучи студентом университета, подал против Госдепартамента США о несоответствии одного из нормативных актов правительства письменному заявлению правительства Соединенных Штатов подписанного президентом Рейганом. Крикорян судился с Госдепартаментом 10 лет (!) и в итоге выиграл многолетнюю судебную тяжбу, вынудив Госдепартамент изменить нормативный акт.

Отметим также, что несколько раз армянские лоббисты были очень близки к тому, чтобы достичь своей цели в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы. Но, каждый раз, прохождение соответствующих резолюций в Конгрессе США блокировалась из Белого дома, Пентагона и ЦРУ.

Напомним также, что в 1992 году под давлением армянского лобби была принята Поправка 907 к «Акту в поддержку свободы» (Freedom Support Act) в целях экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена 907-я поправка, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США из-за его блокады Армении и Нагорного Карабаха. После 11 сентября 2001 года администрация Буша добилась временной отмены поправки (в настоящее время она заморожена) в связи с необходимостью сотрудничества с Баку в сфере безопасности.

В начале 2000-х годов Вашингтон инициировал работу турецко-армянской комиссии по примирению, которая рассматривала весь комплекс двусторонних отношений, прежде всего, вопрос признания турецкой стороной геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны. В работе комиссии принимали два представителя Армении (экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян и бывший посол в Сирии Давид Оганесян), а также два представителя от самых крупных армянских диаспор – российской (профессор Андраник Мигранян) и американской (представитель ААА Ван Крикорян). Посредником в работе комиссии выступал известный американский дипломат, профессор Венской дипломатической академии Дэвид Филлипс. В 2001 году комиссия по примирению обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» (МЦППП) для получения независимого заключения, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года МЦППП представил документ, в котором констатировалось, что события 1915 года попадают под все определения геноцида, и употребление этого термина полностью оправдано. Решение МЦППП (как де-факто судебное решение), ныне является одним из основных документов, используемых армянскими лоббистами в парламентах различных стран мира при аргументации своей позиции.

После того прекращения работы турецко-армянской комиссии между дипломатическими ведомствами двух стран, при посредничестве США и Швейцарии были проведены переговоры, которые в итоге привели к известной «футбольной дипломатии», увенчавшейся подписанием министрами иностранных дел Армении и Турции «цюрихских протоколов» 10 октября 2009 года. Однако, несмотря на договоренности, парламент Турции не ратифицировал протоколы, а затем и президент Армении Серж Саргсян отозвал в 2015 году их из Национального Собрания.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что Вашингтон предпринимал по дипломатическим каналам серьезные шаги для урегулирования турецко-армянских отношений, которые, однако, не привели к успеху из-за позиции Анкары и Баку. Впоследствии, после прихода к власти в Турции партии «Справедливость и развитие» во главе с нынешним президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, ситуация стала меняться. Эрдоган и его команда провозгласили внешнеполитическую доктрину «Ноль проблем с соседями» разработанную тогдашним главой МИДа Турции Ахметом Давутоглу. Этот курс, получивший также название «неоосманизма», предполагает расширение влияния турецкого государства по трём направлениям – политическому, экономическому, военному, с конечной целью – стать ближневосточным лидером и транзитным хабом в регионе. Особо не скрывалось, что речь идёт о возвращении к прежним «имперским» традиция, применительно к новым условиям.

Активное вмешательство Турции в события на Ближнем Востоке, охваченном с 2011 года «арабской весной», с целью подчинения региона своему преимущественному влиянию, не могли не встретить настороженного отношения со стороны традиционных союзников в лице Израиля и США. Вот только несколько моментов связанных с кризисом в турецко-израильских отношениях в последние годы:

– полномасштабное сотрудничество между двумя странами в сфере, развивавшееся с начала 1950-х годов, во многом свернуто;

– Анкара при Эрдогане стала открыто поддерживать ХАМАС, считающийся террористической организацией в Израиле и ряде стран западного мира, а также запрещённой в Египте и Иордании,

– в мае 2010 года израильский спецназ захватил паром с гуманитарной помощью «Мави Мармара», следовавший из Турции на прорыв блокады сектора Газа. Тогда Анкара прервала большую часть связей с еврейским государством, понизила уровень дипотношений и заняла жесткую позицию, выдвинув ряд условий. Израиль принес официальные извинения и выплатил компенсацию, при том, что мнение нейтральных наблюдателей по этому эпизоду было неоднозначным;

– Анкара де-факто предъявила претензии на месторождения природного газа в особой экономической зоне Кипра и направила туда геологоразведочные судна, неоднократно препятствовавшие вхождению кораблей итальянской компании ENI в зону проведения буровых работ. Израиль тесно сотрудничает в Восточном Средиземноморье с Кипром, и действия Турции представляют угрозу и экономическим интересам еврейского государства.

Не меньше проблем у Турции и с Вашингтоном. Среди них выделим следующие:

– отказ пропустить американские войска через свою территорию в Ирак в 2003 году,

– действия Турции в Сирии, где Анкара предпринимает шаги, которые достаточно существенно расходятся с интересами США,

– закупки Турцией у России, несмотря на уговоры партнеров, зенитно-ракетных комплексов С-400, что создало нетривиальную ситуацию внутри НАТО. Данный шаг Анкары привёл к приостановке Вашингтоном контракта на поставки Турции истребителей 5-го поколения F-35, а американские законодатели даже прописали возможные санкции против страны-союзницы по Североатлантическому блоку в рамках военного бюджета США на 2020 год (пакет санкций, отчасти, был подготовлен по инициативе армянских лоббистов).

Эрдоган полагает, что географическое положение его страны, важные военные объекты США и НАТО, прежде всего база «Инджирлик» (крупнейшая база на всем Среднем Востоке), многочисленные и хорошо оснащенные вооруженные силы, дают Турции право делать всё, что она сочтёт нужным, не считаясь при этом с позицией Израиля, США и союзников по НАТО.

Одним из итогов этого сложного процесса и стало то, что две крупнейшие еврейские лоббистские организации в США – «Антидиффамационная лига» и «Американо-израильский комитет по общественным связям» (American Jewish Committee) – перешли от политики нейтралитета в вопросе признания Геноцида армян в османской Турции в годы Первой Мировой войны к политике поддержки этого признания. Напомним также, что еще в 1990-е годы эти организации блокировали действия армянских лоббистских организаций по вопросу признания армянского геноцида. Однако эта политика стала корректироваться параллельно с изменением политики Анкары в регионе: от блокирования к нейтралитету, а затем и поддержке «армянского вопроса».

Нежелание Эрдогана прислушиваться к предложениям президента Трампа по ряду ключевых вопросов в сфере внешней политики и безопасности на Среднем Востоке, в итоге привело к тому, что Белый дом, Госдепартамент, Пентагон и разведсообщество США сняли свое табу на признание Конгрессом Геноцида армян. Как мы помним, сперва это произошло в Палате представителей (405 голосов – «за»), а затем и в Сенате («единогласно», после нескольких попыток ветирования).

Этот процесс не дошел бы до этой точки, если бы в начале 2019 года, армянские лоббистские организации в США, тонко не прочувствовали изменение ситуации в связи с политикой Турции на Среднем Востоке и соответствующих настроений в Белом доме, Госдепартаменте, Пентагоне и разведсообществе. Всё это в комплексе и привело к долгожданному успеху.

Очевидно, что Белый дом и Госдепартамент не желают доводить отношения с Турцией до крайней точки, посылая Эрдогану и его команде соответствующие мессиджи. Впрочем, если Анкара продолжит свою политический курс, привязанный к доктрине пытающегося начать самостоятельную политическую карьеру А. Давутоглу, то не исключено, что Белый дом может занять в год столетия Севрского договора куда более жесткую позицию по отношению к Турции.

Давид Петросян, независимый журналист

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image