«Биография Туманяна — это миниатюра жизни армянского народа». 151 год со дня рождения поэта

19 февраля, 2020 - 20:42

19 февраля 1869 года родился гений армянской литературы — писатель, поэт и общественный деятель Ованес Тадевосович Туманян.

Ованес Туманян стал символом своей эпохи — с его именем связывают расцвет и становление армянской литературы. Его имя носят школы, улицы, площади не только в Армении, но и в других странах, а произведения — стихотворения, поэмы, сказки, притчи и легенды — каждый армянин знает с детских лет. Туманян стирает временные и языковые границы и «говорит» с читателями на сорока языках мира, на которые переведены его произведения. Более того, сказочная реальность, созданная Туманяном, давно стала частью обыденной жизни — об этом свидетельствуют крылатые фразы и изречения, которые используются как в литературной, так и повседневной речи — «ишь ты, Масленица!», «арбуз-арбуз, замечательный на вкус», «у моего отца была дубинка, которой он доставал до неба и перемешивал звёзды». 

А герои? В персонажах позапрошлого и прошлого веков обнаруживаются черты наших современников. «Было ли, не было» или «слышать мне довелось от наших стариков, старики наши слышали от своих дедов, а их деды — от своих стариков», — начинает повествование Ованес Туманян, и на плоскости сказки выстраиваются вполне реалистичные герои — доверчивый пёс и хитрый кот, глупый и напыщенный козёл, простодушный бедняк, ленивая девушка, искусный лжец.

Писатель изобличает низкие поступки, отрицательные черты характера и возвышает то, что ценно — любовь, добро, уважение, смелость. А также почитание рода и сбережение национальной сути, что очень важно для сохранения идентичности народа в условиях трагичной армянской истории прошедших столетий. 

Ценности, исповедуемые Ованесом Туманяном, приподнимают значение его личности, делают его шире и выше определенной нации. Феномен писателя ещё и в том, что спустя годы его произведения не теряют актуальности и остаются востребованными у молодого поколения.  

Родословная

Родился Ованес Туманян в живописном селе Дсех в семье священника Тер-Тадевоса. До наших дней сохранились родовой дом, в котором более трехсот экспонатов рассказывают посетителям о жизни и творчестве писателя. Есть в селе и церковь святого Григория Просветителя (XII–XIII вв.), в которой служил отец будущего писателя.

Начальное образование Ованес Туманян получил в школе Джалалоглы [сейчас — Степанаван. — Прим.ред.] в шестидесяти километрах от дома, затем продолжил обучение в известной школе Нерсисян в Тифлисе. Семья жила небогато, поэтому в 1887 году юноше пришлось оставить учебу и поступить на работу писарем в консисторию [от латинского слова consistorium — место церковного собрания; совет. — Прим. ред.] к человеку по имени Тертер, которого в семье Туманянов вспоминали с любовью и уважением.  Он сыграл судьбоносную роль в жизни Ованеса.

Тертер в воспитанном, умном и образованном юноше видел будущего священника и зятя: часто отправлял домой с поручениями, документами, чтобы молодой человек познакомился с его падчерицей Ольгой. Но оказалось, что знакомство случилось задолго до этого — молодые люди встретились случайно на улице. Помимо этого Ованес часто помогал бабушке Ольги — Аннушке — писать письма. Но после официального знакомства молодые люди стали общаться чаще, проводить время вместе, и вскоре 19-летний Ованес и 17-летняя Ольга обвенчались.

Первые шесть лет молодая семья жила вместе с матерью Ольги — Шушаник — и приемным отцом Тертером. За эти годы Туманян написал поэмы «Маро», «Несчастные купцы» и первый вариант «Ануш».

Затем, Туманяны поменяли несколько мест жительства, а в 1898 году поселились на верхнем этаже в доме по адресу Бебутовская, 50 (44). В счастливом браке на свет появились десять детей: четыре сына и шесть дочерей. Многодетная семья жила дружно, но испытывала финансовые трудности.

Хозяин дома врач-армянин по фамилии Кочарян и его супруга итальянка Жозефина относились к писателю с большим уважением и выделили многодетной семье ещё две комнаты. Одна из комнат стала кабинетом Ованеса Туманяна, в ней появились книжные шкафы и письменный стол. Она получила название «Вернатун» («Мансарда») и превратилась в литературный клуб Туманяна — место, где собиралась интеллектуальная элита. Писатели, художники, композиторы засиживались до глубокой ночи, вели горячие споры о событиях культуры, читали и обсуждали новые произведения.

Организаторами общества «Вернатун», помимо Ованеса Туманяна, стали писатель-романист и сказочник Газарос Агаян, поэт и публицист Аветик Исаакян, поэт и переводчик Дереник Демирчян, писатель-новеллист Левон Шант, политический и общественный деятель, литературовед Никол Акбалян. В этой комнате собирались армянские, грузинские, русские писатели, художники и музыканты. На столе стояли угощения, которые называли «вернаатик» — кишмиш и лаблабу [жареный нут. — Прим. ред.]. Участников этого общества называли «вернаканами» (мужчин) и «вернанушами» (женщин).

Из школы «Вернатун» вышли многие известные писатели — Лео, Мурацан, Ширванзаде. Благодаря знакомствам и встречам в «Вернатуне» увидели свет книги, были изданы журналы, составлены антологии, переведены и опубликованы многие произведения.

В «Вернатун» прибывали специально заказанные русские газеты и журналы: «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник Европы». Туманян имел тесные связи с русскими писателями.

Туманян, Брюсов и Бальмонт

По воспоминаниям членов семьи, в январе 1916 года в литературной жизни Тифлиса состоялось большое событие — из Москвы приехал Валерий Брюсов с лекциями об армянской поэзии и литературе. Туманян высоко ценил Брюсова за смелость, любовь к армянскому народу, культуре и литературе. Ценил кропотливую и трудоемкую работу поэта по созданию «Поэзии Армении». Во время Геноцида армян русский поэт не побоялся поднять свой голос в защиту армянского народа.

«Брюсовская неделя в Тифлисе стала настоящим праздником», — сказал тогда Туманян. «На вечере Брюсов читал свои переводы из армянских поэтов. И когда он прочитал „Перед картиной Айвазовского“  Туманяна, грянули аплодисменты, он подошел к Туманяну и сказал: „Ему аплодируйте, вот он, старик-чародей. Я преклоняю голову перед великим армянским поэтом“», — пишет в своей книге внучка Туманяна, туманяновед, доктор наук Ирма Сафразбекян.

В дни приезда Брюсова Туманян посвятил ему стихотворение «Явился из снегов, издалека…».

И прав поэт, что предсказал нам бег

Времен — в пресветлый и желанный век,

Где человека любит человек,

Где с человеком счастлив человек.

(Перевод Б. Ахмадулиной)

Брюсов был желанным гостем в доме Туманяна. Основоположник символизма называл Туманяна просто — Иваном. Дружба между ними сохранялась до последних дней жизни Туманяна, а в дальнейшем она продолжалась между женой Брюсова Иоанной Матвеевной и дочерью Туманяна Нвард — обе женщины состояли в переписке, обсуждали вопросы поэзии и проблемы перевода.

Другой русский поэт Константин Бальмонт тоже стал другом Туманяна. В 1917 году для работы над переводом «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели он часто приезжал в Грузию. Поэты познакомились, когда Константин Дмитриевич переводил легенду «Ахтамар» и это был первый перевод произведения Туманяна на русский язык. Опубликована поэма была в журнале «Семья» в 1893 году. А в 1894 году по просьбе Юрия Веселовского Бальмонт перевел стихотворение Туманяна «Концерт» для второго тома сборника «Армянские беллетристы».

Во время пребывания в Пятигорске Бальмонт посвятил армянскому поэту экспромт:

Тебе, Ованес Туманян,

Напевный дар от Бога дан,

И ты не только средь армян

Лучистой славой осиян,

Но свой нарядный талисман

Забросил в дали русских стран,

И не введя себя в изъян,

Не потеряв восточный сан,

Ты стал средь нас на родной Иван…

Дружба с Городецким

Долгие годы фактическим членом семьи Туманянов был поэт Сергей Городецкий. В 1916 году он приехал в Тифлис в качестве представителя организации Союза городов и корреспондента газеты «Русское слово». В произведении «Лирический портрет. Ованес Туманян» Сергей Городецкий пишет: «Наши встречи в 1916, 1917, 1918 и 1919 годах начались и выросли в дружбу в трагическую для армянского народа эпоху. Это были и для меня нелегкие годы». 

В тифлисском отделении Союза городов случилась первая встреча Туманяна и Городецкого. Они прежде слышали друг о друге. Русский поэт в тот период переживал растерянность и находился в тяжелом душевном состоянии. «Когда началась война [Первая мировая. — Прим. авт.], я верил, что это — война за жизнь и честь русского народа. Идеи Ленина в том, что это — война двух хищников, мне были неведомы», — отмечал он в воспоминаниях.

Городецкий направлялся в Ван, и Туманян попросил его: «Собирайте и спасайте детей. Они там бродят. Живут в развалинах, в ущельях. Одичали. Организуем приют». А потом пригласил русского поэта домой, познакомил с семьей. Сын Туманяна Артавазд, Артик, тоже тогда поехал в Ван.

Сергей Городецкий, рискуя жизнью, выполнил просьбу Туманяна. Он, как русский офицер, имел возможность беспрепятственно вывозить на арбах, под пулями, голодных, раненых и осиротевших армянских детей. Там, в Западной Армении, Сергей Городецкий крепко сдружился с Артиком, который обучал его армянскому языку.

Плененный красотами Вана, Игдыра и других мест Западной Армении, Городецкий написал цикл стихов «Ангел Армении», посвятив его Ованесу Фаддеевичу (так он называл его по отчеству, на русский манер!) Туманяну. Из русских писателей он был единственным очевидцем резни армян в Западной Армении. На основе увиденного он создал цикл очерков и стихов «В стране ручьев и вулканов» и написал роман «Сады Семирамиды».

А вот один из экспромтов Городецкого, посвященный Туманяну:

Не знаю, кто придумал эсперанто,

Чтоб языки связать в один венец.

Но знаю я другого: Туманян-то —

Он эсперанто изобрел сердец!

Одно из известных стихотворений Городецкого «Армения» было тоже посвящено Туманяну, о чем свидетельствует хранящееся в Доме-музее в Дсехе письмо.

Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью

И воскресенья весть услышать над тобой,

Армения, звенящая огнем и кровью,

Армения, не побежденная судьбой!

Побеги древа Туманянов

В книге жизни семьи Туманяна много черных страниц. Все сыновья стали участниками событий Первой мировой войны. Артик (1894–1918) погиб в 1918 году во время наступления турецких войск на Кавказском фронте, что стало большим стрессом для отца и сказалось на здоровье, трое других — Мушег (1889–1938) работал в штабе II Армянской дружины, Амлик (1896–1937) был адъютантом генерала Андраника, и Арег (1900–1938) участвовал в Эрзерумском сражении — подверглись сталинской репрессии и были расстреляны. Но о их преждевременной и трагической смерти отец не узнал, так как скончался в 1923 году от рака в возрасте 54-х лет.

Фотографии сохранили для нас образ писателя — худощавого, седовласого, с печальным взглядом. Как горько отметила внучка, известный туманяновед Ирма Сафразбекян: «Жизнь Туманяна — это миниатюра жизни армянского народа с ее радостями и печалями».

Дочери Ованеса и Ольги — Ашхен (1891–1968), Нвард (1892–1957), Ануш (1898–1927), Арпик (1899–1981), Седа (1905–1988) и Тамара (1907–1989), воспитанные в традициях армянской интеллигентной семьи, по настоянию отца и примеру матери, вели дневники. Именно благодаря сохранившимся письмам и мемуарам можно получить детальную картину жизни писателя в контексте времени. Сам Туманян часто писал на листочках и обрывках бумаги, которые затем члены семьи находили скомканными или беспорядочно разбросанными. Они собирали эти «мини-рукописи», разглаживали и прятали.

Ануш, Седа и дочь последней — Ирма — стали известными туманяноведами. Стараниями Ирмы Сафразбекян в свет вышли книги «Ованес Туманян и мировая литература», «Переписка семьи Туманяна», «Страницы жизни Туманяна», а также сборники произведений писателя на разных языках.

Род Туманянов имеет глубокие корни и происходит от ветви известного армянского княжеского рода Мамиконянов. Князья владели в средние века селом Дсех: Туман Мамиконян положил начало династии Туманянов, которая до сих пор крепка, чтит память о предках и сохраняет родовое древо.

В 2009 году к 140-летию со дня рождения Ованеса Туманяна в селе Дсех было многолюдно: во дворе дома-музея состоялось традиционное торжество «Туманяновский день», собравшее не только народ деревень Лорийской области, но и других регионов Армении, Еревана и разных стран. Идея собрать всех потомков возникла неожиданно. В семье Туманянов пришли к выводу, что большая часть наследников уже тридцать лет живут в отрыве друг от друга, не говоря уже о том, что за это время в роду произошло значительное прибавление. Было решено собрать всех вместе. Стоит отметить, что некоторые потомки впервые побывали на родине своего прадеда.  

Ованес Туманян большую часть жизни прожил в Тифлисе, скончался в Москве, но сердце поэта захоронено возле его родового дома, в селе Дсех. Там, где прошло его детство, откуда начинается его род.

Что почитать о поэте Ованесе Туманяне? 6 книг из списка Елены Шуваевой-Петросян

1. Сафразбекян И.Р. Страницы жизни семьи Туманяна. — Ереван : Эдит Принт, 2010.

2. Городецкий  С.М. Последний крик: стихи и проза. — Ереван : Едит Принт, 2010.

3. Электронная библиотека АrmenianHouse.org, раздел «Ованес Туманян». 

4. Шуваева-Петросян Е.А. Ованес Туманян — «Ты стал средь нас родной Иван». 

5. Джанполадян М.Г. В мире Туманяна. — Ереван : Эдит Принт, 2018.

6.  Дети Туманяна и последние дни поэта ǁ Независимая общественно-политическая газета «Новое время».

Журналист, писатель, литературовед, основатель проекта «Гора»

Елена Шуваева-Петросян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image