ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛЕГЕНДЫ

25 февраля, 2020 - 14:32

Общенациональный армянский фонд образования и культуры выпустил книгу Вардгеса АГАРОНЯНА "Андраник. Человек и воин". Она впервые была издана еще в 1957 году в Бостоне. Читателям в Армении практически неизвестна, даже историкам. Представим прежде всего автора.

О ПОЛКОВОДЦЕ АНДРАНИКЕ ОЗАНЯНЕ писали многие историки, соратники, враги, писатели. И продолжат. Написаны романы, рассказы, стихи, слагались песни, причем и врагами, курдами, прославившими героизм фидаина. Из этого огромного потока информации вырисовывается образ человека, бесконечно преданного идее освобождения народа из-под чужеземного гнета. Недаром в 1912-1913 гг. он воевал против турок в Болгарии, и болгары это помнят. Автор книги лишь упоминает в двух словах об этой части биографии полководца и сосредоточивает свое внимание на том временном отрезке, когда в качестве адъютанта и переводчика состоял при Андранике начиная с весны 1915 года. Как это получилось?

Вардгес Агаронян был сыном писателя, общественного и политического деятеля, первого премьер-министра Первой Республики Аветиса Агароняна. Еще в юности познакомился в Тифлисе в отцовском доме с Андраником (его конспиративно называли г-ном Паруйром), затем встречался по разным поводам. Юрист по образованию, В. Агаронян был также писателем, публицистом, вел дневники, и написанное им об Андранике - важнейшие сведения, представленные честным и образованным человеком.

Автор подчеркивает, что излагает лишь то, что видел своими глазами или слышал из уст Андраника. На протяжении всего повествования он неукоснительно придерживается этого принципа. В самом конце, рассказывая о завершении миссии Андраника в Армении в апреле 1919 года, Агаронян передает детали разговора между Ованесом Туманяном и Андраником Озаняном в Тифлисе, чему был свидетелем. Об этом чуть позже.

В предисловии Вардгес Агаронян подчеркивает выдающиеся воинские таланты Андраника, его умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях и принимать адекватные решения. Он был воином с ног до головы, человеком, в которого верили и за которым без колебаний шли, одним из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX - начала XX века. В книге этот ранний и важнейший период деятельности полководца не освещается. Автор, как и обещал, пишет об увиденном своими глазами, приводит множество интересных фактов и эпизодов. Выделю лишь некоторые из них, связанные с судьбой полководца из Армении.

… В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ на Кавказском фронте против турок воевали 4 добровольческих полка армян под командованием Андраника, Дро, Амазаспа и Кери. Великий князь Николай Николаевич, известный армянофоб, расформировал эти отряды в 1916 году, намереваясь организовать части под командованием российских офицеров. Не получилось.

После революции в России в 1917 году и оголения линии фронта турки в январе 1918 года начали наступление. Фронт длиной в 500 миль раньше защищала российская армия количеством в 300000 человек. С ее уходом численность армянских вооруженных сил составила 20000 бойцов, и отступление с боями до границ 1914 года было неизбежным. Карс был сдан в апреле 1918 года в результате предательской позиции лидеров Закавказского сейма, где задавали тон грузины, решающие свои проблемы. До этого Андранику, защищавшему Эрзерум (14-26 февраля 1918 года), пришлось оставить город.

В Тифлисе Андраник организует новый отряд количеством в 3 000 бойцов. Май 1918 года - период судьбоносных для армянского народа сражений под Каракилисом, Баш-Апараном и Сардарапатом. Андраник не принимает в них активного участия, не признает заключенный с Турцией в июне Батумский договор и правительство Первой Республики. Нор Баязет (ныне Камо) - Даралагяз (Ехегнадзор) - Зангезур. Это маршрут следования отряда Андраника вместе с массой беженцев из Западной Армении. Летом и осенью 1918 года он вместе с местными силами отбивает атаки турок и азербайджанцев, стремившихся захватить Зангезур. Попытка войти в Шуши на помощь карабахцам была пресечена англичанами, убедившими генерала, что это обернется нежелательными последствиями и помешает решению Армянского вопроса. По-прежнему не признающий правительство Первой Республики, Андраник остается в Зангезуре до февраля 1919 года, потом по настоянию англичан соглашается уйти, доходит до Эчмиадзина, здесь распускает свой отряд, сдает оружие Католикосу и через Тифлис уезжает за границу.

Почти весь указанный период адъютант Агаронян был рядом с генералом и, описывая детали пути Андраника, параллельно размышляет о судьбе армян, анализирует суть происходящего, роль великих держав, преследующих сугубо свои интересы. Извечная вековая борьба "армянского плуга и турецкого ятагана" в начале XX века привела к поражению, и произошло это благодаря сговору "русского медведя и турецкого серого волка". Так автор характеризует заключенный Лениным и Мустафой Кемалем Московский договор 1921 года. Могло ли получиться иначе?

Автор так вопрос не ставит. Ему, чей отец в статусе премьер-министра подписал благоприятный для Армении Севрский договор в августе 1920 года, наверняка были известны многие детали поведения лидеров стран Антанты, предавших армян и позабывших свои подписи в Севре. Так было всегда в отношениях сильных со слабыми, и в сегодняшней действительности тому есть немало примеров.

ОБОБЩАЯ СВОИ МЫСЛИ ОБ АНДРАНИКЕ ОЗАНЯНЕ, автор, преклоняясь перед личностью народного героя, указывает и на взрывной, строптивый нрав полководца, теряющего порой самообладание. В окружении генерала были льстецы, отравляющие его сознание и подводящие к мысли о недостаточной оценке его заслуг. "Не теряющий на поле боя чувство меры, Андраник порой терял его вне боя, и это стало причиной некоторых шагов, бросивших тень на его светлое имя". В этой цитате Агароняна проглядывается глубокая боль "адъютанта Его превосходительства", преданного воину с большой буквы, награжденному орденами Болгарии, России, Франции и Греции.

Кавалер множества орденов, генерал-майор Андраник Озанян горячо, по-отечески любил своих бойцов, был внимателен к ним и никогда не давал в обиду. Может быть, этим обстоятельством объясняется вспышка гнева полководца в Эчмиадзине в апреле 1919 года, когда ему кое-кто доложил, что в Ереване в стычке на базаре застрелили некоторых его солдат. Агаронян крайне осторожно (из деталей тифлисской беседы Туманяна с Андраником) описывает этот эпизод, обернувшийся походом Андраника на…Ереван. Однако комендант столицы Дро в уважительном послании разъяснил полководцу, что его просто ввели в заблуждение. Остыв, Андраник повернул назад в Эчмиадзин и угостил плеткой тех хмбапетов, которые дезинформировали своего вождя.

Не следует объяснять акценты этой удручающей истории тем обстоятельством, что ее детали описаны сыном премьер-министра Первой Республики, а значит, скорее всего, пристрастным лицом. Все повествование проникнуто неподдельной любовью адъютанта к своему командиру, который, по мысли автора, мог бы в иных обстоятельствах сделать гораздо больше. Но…

Тем не менее сделанное по праву вписало имя Андраника в армянскую историю, отведя ему почетное место и среди прославленных гайдуков, и среди армянских генералов.

Прах полководца Андраника вернулся с чужбины на родину, захоронен в Ереване на Ераблуре. От него осталась не только летопись славных подвигов, но и горькая фраза о том, что "мое дело осталось незаконченным". Благодаря книге Вардгеса Агароняна читатель лучше узнает воина, политика, человека Андраника Озаняна, 155 лет со дня рождения которого исполняется 25 февраля 2020 года.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image