«Степанакерт напоминал кинохронику блокадного Ленинграда»

27 февраля, 2020 - 14:30

В начале 1990 года между бывшей Нагорно-Карабахской Автономной областью и Арменией не было сухопутных коммуникаций, единственным путем сообщения был аэродром в Ходжалу, расположенный в 9 км от Степанакерта. Согласно докладу правозащитной организации «Мемориал», с 1990 года аэропорт контролировался спецподразделениями ОМОН внутренних войск Азербайджана. В докладе «Мемориала» отмечено: «Имеются многочисленные свидетельства о насилиях и издевательствах со стороны сотрудников ОМОН над пассажирами и летчиками армянской национальности, пока аэропорт еще функционировал».

С осени 1991 года Степанакерт стал подвергаться обстрелам ракетами «Алазань» с 6 огневых позиций, в том числе — из Шуши и Ходжалу. Правозащитная организация Human Rights Watch в своем докладе в июле 1993 года сообщала: «Азербайджанские обстрелы и бомбардировки были безрассудными и неизбирательными и направлены на терроризирование и вытеснение армянских гражданских лиц. Как и предыдущие нападения азербайджанцев на Степанакерт, обстрелы и бомбардировки в ходе контрнаступления и после разрушали дома, а иногда целые деревни … Число погибших мирных армян с октября 1991 года по апрель 1992 года оценивалось в 169 человек».

К 1992 году ситуация ухудшается. В докладе «Мемориала» сказано, что только со складов советской армии азербайджанцами было захвачено около 200 тысяч тонн боеприпасов, в том числе 200 вагонов с реактивными ракетами.

13 января 1992 года Азербайджан впервые вместо ракет «Алазань» использует для обстрела армянского села Шаумяновск реактивную систему залпового огня «Град», дальность, эффективность и точность которой была в разы выше. «Грады» стали применять и для обстрела Степанакерта.

К концу января азербайджанские войска захватили армянские села Фарух и Храморт. В докладе «Мемориала» приведены слова независимого наблюдателя тех событий, русской журналистки Анжелики Чечиной: «Храморт был разорен и подожжен при отступлении членами формирований Азербайджана; в селе были обнаружены 6 трупов стариков (мужчин и женщин) — жителей Храморта».

Степанакерт был полностью блокирован, оказавшись на грани физического уничтожения. В это время в городе находилось не только местное население числом в 50 тысяч, но и беженцы из Сумгаита, Баку и других городов Азербайджанской ССР — всего около 30 тысяч человек. Абсолютная внешняя транспортная блокада усугублялась превращенными в «дороги смерти» внутренними коммуникациями, что отрезало город даже от ближайших сел и лишило возможности снабжать столицу продуктами питания. Отсутствие воды, газа, бензина, острая нехватка продуктов питания, эпидемии и болезни, десятки тысяч беженцев из Азербайджана и постоянные массированные обстрелы обрекали город и его жителей на верную смерть

А. Чечина, которая в то время находилась в Степанакерте, рассказывает:  «21-­25 января была в Степанакерте. В городе по-прежнему нет ни электричества, ни воды. Вода достается с таким трудом, что стыдно пить чай. Талоны на продукты отоваривать нечем. В городе уже есть случаи опухания от голода… Степанакерт напоминает кинохронику блокадного Ленинграда».

Единственным путем для спасения было подавление окружавших город шести огневых позиций и восстановление сухопутной и воздушной связи. Это было сделано в феврале — мае 1992 года. На первом этапе, в начале февраля, были освобождены и подавлены две огневые позиции в Кркжане и Малибейли. Следующими были аэродром и Ходжалу.

Освобождение Ходжалу также было важно для спасения армянского населения Аскерана, так как город находился в окружении, будучи блокированным между азербайджанским Агдамом и Ходжалу.

Первоначально планировалось провести операцию по освобождению Ходжалу 23 февраля 1992 года, однако, исходя из погодных условий ее перенесли. Блестящая военная операция была реализована в ночь на 26 февраля, точнее вечером 25 февраля, в 22:30.

Согласно докладу Human Rights Watch, единственным относительно безопасным путем для доставки товаров в осажденный Степанакерт был воздушный коридор связывающий Армению и НКР. Освобождение Ходжалу и доступ к аэропорту дали возможность армянской стороне избежать окончательной гуманитарной катастрофы Степанакерта.

Гуманитарный коридор

До начала операции подразделения Сил самообороны Нагорного Карабаха всеми возможными способами сообщили о начале штурма, объявив, что по трассе Ходжалу — Аскера — Агдам оставлен гуманитарный коридор для выхода мирного населения Ходжалу. «О наличии коридора свидетельствует бывший мер Ходжалу Эльман Мамедов, а также местные жители», — говорится в докладе Human Rights Watch. Эти свидетельства также имеются в широком доступе в сети Интернет.

Несмотря на это азербайджанская сторона не принимает решение об эвакуации мирного населения, о чем свидетельствуют показания главы парламентской комиссии по расследованию событий в Ходжалу Рамиза Фаталиева. “22 февраля в присутствии президента, премьер-министра, председателя КГБ состоялось совещание Совета Национальной Безопасности, в ходе которого было принято решение не выводить людей из Ходжалы”, — заявил впоследствии Фаталиев.

Именно по этой причине к началу операции в Ходжалу еще находилось по разным оценкам до 2 тысяч жителей, а также подразделения ОМОН-а. Жители начали покидать город в ночь на 26 февраля, главным образом — по коридору в направлении Агдама, где были сконцентрированы азербайджанские силы.

Судьба гражданского населения

Часть оставшихся жителей Ходжалу, которые не успели выйти из города или заблудились при выходе, силы самообороны Нагорного Карабаха подобрали и доставили в Степанакерт. Спустя несколько дней эти люди без каких-либо условий были переданы азербайджанской стороне.

Основная часть жителей, в том числе и мэр города Мамедов, проходят по коридору до Агдама. Только малая часть их на следующий день была обнаружена расстрелянной, но не в самом Ходжалу, а на подступах к Агдаму, на территориях, подконтрольных Азербайджану. В этом плане чрезвычайно важны показания азербайджанского журналиста Чингиза Мустафаева, данные им специальной комиссии парламента Азербайджана. Мустафаев был на месте происшествия и проводил видеосъемку два раза — 29 февраля и 2 марта.

Вот его показания: «29 февраля, во время полета на военном вертолете из села Умудлу в тот же самый район, по моей просьбе мы полетели по этой стороне. Я своими глазами увидел, и я снял это. В 10 километрах от Ходжалу – это та самая свиная ферма, однако на расстоянии 700 метров от нашего поста в Деребее, было разбросано более 50 тел.  И по сей день на отснятых сверху кадрах для меня так и осталось вызывающей дрожь загадкой то, что среди трупов разгуливали 10 наших граждан. Они были из Агдама, в военной форме. Эти кадры у меня есть – они спокойно прогуливались среди трупов. По сей день мне говорят, что там не было трупов, туда никто не мог попасть, там армяне и прочее. Но когда наконец мы на вертолете спустились туда, три находящихся в этом месте вертолета сразу же вернулись в Агдам. А те 10 человек, как пришли туда пешком, так пешком и ушли. И мы вшестером остались там и в течение 45 минут проводили съемки».

На видеокадрах, которые легко найти в Сети, Мустафаев рассказывает, что пока они проводили съемку, с армянской стороны не было сделано ни одного выстрела в их направлении. Сравнение сделанных им кадров показывает, что в то время, когда рядом с телами погибших свободно передвигались азербайджанские военные, а сама территория находилась под контролем азербайджанских сил, трупы были изувечены и изуродованы.

Азербайджан так ни разу и не провел компетентное расследование того, что на самом деле случилось в ночь на 26 февраля в окрестностях Агдама. Парламентская комиссия вскоре свернула работу, а ее материалы не были обнародованы. Вместо этого в Баку сразу же приступили к созданию антиармянского мифа о «ходжалинских событиях», пытаясь захоронить истину грудами пропагандистского мусора. Между тем армянская сторона имеет в своем распоряжении множество фактов, главным образом – из азербайджанских источников, которые позволяют составить относительно полную картину того, что именно произошло той ночью и кто виновен в смерти гражданских лиц. Эти данные подробно представлены на сайте xocali.net.

После операции по освобождению Ходжалу Степанакерт смог, наконец, свободно вздохнуть, в город стали поступать еда, топливо и медикаменты. Мирное население было спасено, но до полной победы в мае 1994 года оставалось еще два года жестокой войны, лишений и испытаний.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image