“Гору Арарат следует вернуть Армении!”

28 февраля, 2020 - 10:42

 Убежден президент Фонда МФХС

Год 2020-й только набирает обороты (и уже отметился целым рядом потрясений, один коронавирусный апокалипсис чего стóит!), а кое по чему уже уместно заглянуть в грядущий 2021-й. Ведь в том году исполнится 100 лет двум международным документам, заключенным в свое время в угоду политической конъюнктуре, в расчете на победоносное шествие мировой пролетарской революции, а в итоге оказавшихся крайне вредными, по крайней мере, для одной из сторон, втянутых в эти игрища,- Армении и армянского народа.

Речь идет, во-первых, о Московском “договоре о дружбе и братстве”, подписанном в Москве 16 марта 1921 года представителями правительства Великого национального собрания Турции и правительства РСФСР. Во-вторых, о договоре о дружбе между Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Грузинской ССР, с одной стороны и Турцией – с другой, заключенный при участии РСФСР в Карсе (этот город к тому времени уже стал турецким) 13 октября того же года. Данный формально четырехсторонний договор стал, по сути, отредактированной версией упомянутого Московского договора.

По результатам состоявшегося в Карсе обмена ратификационными грамотами,  территория Турции увеличилась более чем на 20 тыс. кв. км. Такой неслабый прирост получился за счет отданных Турции Карсской области почти полностью (включая города Карс, Агдаган, Олты, Сарыкамыш, Кагызван и развалины Ани) и Сурмалинского уезда, на территории которого находится гора Арарат, а также города Кохб и Игдыр. А Нахичеванская область была передан под протекторат – только протекторат! – Азербайджана. (Кстати, турки не удовольствовались и этим и несколько позже – в 1932 году добились заключения территориального соглашения с Персией, по которому им была передана часть восточного склона Малого Арарата. Таким образом, на территории современной Турции сейчас находятся обе вершины библейской горы).

Между прочим, согласно архивным документам, срок действия Московского договора составлял только 25 лет. То есть, весной 1946 г. его следовало “закрыть”. Не случайно доктор искусствоведения Алексей Дживелегов в своей статье, опубликованной в “Известиях” 22.II.1946 г., напомнил о несправедливости договора с кемалистами: “Турция, воспользовавшись…  затруднениями молодой Советской Республики и слабостью Армении, захватила Карсскую и Ардаганскую области и Сурмалинский округ той части Армении, которая входила в состав прежней Российской империи. Мысль армян неизменно возвращалась к восстановлению их территорий в исторических границах”. Но ближайший сподвижник Мустафы Кемаля и его преемник на посту президента Турции Исмет Иненю еще в середине 1920-х заявлял, что “новой стране (т.е., Турецкой Республике – А.Г.) необходимо придерживаться своих международных обязательств”, и обещал, что через 25 лет Турция, конечно же, возвратит эти территории.

Однако 16 марта 1946 года этого не произошло. И не происходит по сей день. Турция, при попустительстве пресловутых “сильных мира сего”, продолжает жировать за чужой счет. Международно-правовой нонсенс чего, не приходится сомневаться, более чем очевиден.

“Передав Турции большие территории, отвоеванные Российской империей, и фактически предав армян, большевики-ленинцы рассчитывали на то, что Турция станет для них братской социалистической страной. Но этого не произошло. Турция пошла по пути буржуазного национализма, а во время Второй мировой войны стала „нейтральным“ союзником гитлеровской Германии,- констатирует российский историк и журналист Александр Мосякин.- На Потсдамской конференции 1945 года Сталин попытался исправить ошибки, допущенные Лениным, и потребовал передать Советскому Союзу (Армянской ССР) территории Западной Армении с горой Арарат. Но союзники не пошли на это. Территориальные претензии со стороны СССР, толкнувшие Турцию в НАТО, после смерти Сталина были сняты. В итоге Турция получила максимум того, что могла получить, а советское руководство стратегически просчиталось”. (Источник:  А.Г.Мосякин. Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880--1922. / К.Г.Михайлов.  Документальное исследование. — Москва, 2017).

Публицист Александр Ситников напоминает: с российской стороны Московский договор стороны подписывался под жестким прессингом турок. К тому времени незаконные военные формирования кемалистов захватили значительные кавказские территории и угрожали продвижению вглубь России – уже в союзе с Антантой. “О том, что турки ведут тайные антисоветские переговоры с Лондоном, сообщил Г. В. Чичерину 12 февраля 1921 г. Г. Астахов, руководитель советского информационного бюро в Трапезунде. Таким образом, историкам не составит труда доказать факт политического и военного принуждения. Это, во-первых, а во-вторых, на тот момент действовало законное правительство султана Мехмеда VI Вахидеддина, а никак не путчисты Мустафы Кемаля, от имени которого, собственно, и подписывался несправедливый договор”,- отмечает Ситников (https://svpressa.ru/politic/article/136909/).

По оценке российского исследователя, в рамках этого пакта большевики согласились отдать значительные части Армении и Грузии “в обмен на спасительный мир”. “Конечно, - пишет он,- с позиции сегодняшних дней можно по-разному оценивать принимаемые тогда решения, но у нашей страны, ослабленной Гражданской войной, не было сил, чтобы остановить надвигающую агрессию. В то время агрессивные круги Турции вынашивали планы по созданию «Великого Турана» до Казани и Алтая, и с этим надо было считаться”.

А уж о том, что кемалисты могли напасть вообще без всякого повода, свидетельствует предыдущая многовековая история русско-турецких отношений. Было известно и о патологической русофобии визирей. Когда Ленин принимал решение о Московском договоре, он напомнил об антифранцузском российско-турецком союзном договоре от 11 сентября 1805 года, который Османская сторона расторгла сразу же после победы Наполеона под Аустерлицем и полезла в войну с Россией.

В Турции народу много

Кстати, о Мустафе Кемале, прозванном потом “Ататюрком”. Приход к власти этого активиста младотурецкой партии “Единение и прогресс” не изменил традиционно жестокого отношения турок к другим нациям. Более того – ознаменовался их дальнейшим истреблением. Так, в 1921 году Кемаль отдал войскам Карабекир-паши приказ о физическом уничтожении армян. Тогда в восточных районах Турции было убито более 200 тысяч наших соотечественников. В сентябре 1922-го кемалисты вырезали в Смирне 100 тысяч греков и армян, а к 1923 году – 500 тыс. понтийских греков в причерноморских районах. В 1925-м, 1927-м, 1937-м годах прошли масштабные этнические чистки курдов. После чего Кемаль закрепил в Конституции Турции принцип Milliyetçilik (национализма) как главной идеологии страны, фактически поставив цель тотальной и насильственной ассимиляции нетурецких этносов. На эти зверства “цивилизованный” Запад смотрел сквозь пальцы….

С тех пор прошло уже более ста лет. Повадки Турции за это время совершенно не изменились. Так что отношения с ней по-прежнему следует выстраивать с изрядной оглядкой. Наверное, даже юридически обоснованное денонсирование Московского договора, если этот шаг все же удастся осуществить, не приведет к немедленному изменению границ на Кавказе. Но такое решение, думается, наконец запустит процесс восстановления исторической справедливости применительно к внешней и втутренней политике официальной Анкары, а также напомнит миру о чудовищных преступлениях против человечности почитаемого в Турции Ататюрка. 

За ушко – да на солнышко

Сегодня на различных международных общественно-политических площадках все чаще затрагивается тема несправедливости Московского и Карсского договоров 1921 года. Турецкую сторону это раздражает, известное дело. Но тут уж, знаете ли, не до комплементарных реверансов.

- Продолжается процесс признания международным сообществом истребления армян в Турции в первой четверти ХХ века,- говорит президент Фонда поддержки христианских церквей “Международный фонд Христианская Солидарность” Дмитрий Пастухов.-  В списке государств, официально признавших геноцид армян,- Аргентина, Армения, Бельгия, Боливия, Бразилия, Ватикан, Венесуэла, Германия, Греция, Италия, Канада, Кипр, Ливан, Ливия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Парагвай, Польша, Португалия, Российская Федерация, Сирия, Словакия, США, Уругвай, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция.

Особо, думается, следует упомянуть и о насилии кемалистов в отношении местного греческого населения, оставшегося христианами. После поражения Греции во II-й греко-турецкой войне 1919-1922 гг. и заключения Лозаннского мирного договора практически все турецкие греки насильственно были депортированы из страны в нынешнюю Северную Грецию. Депортация сопровождалась погромами, турецкие националисты попросту перебили значительную часть людей. Огромное количество древних христианских памятников искусства и зодчества, имеющих непреходящее культурное значение для всей человеческой цивилизации, оказалось варварски уничтожено.

На основании объективного анализа имеющейся информации, отмечает Дмитрий Вячеславович, можно уверенно констатировать тот факт, что высший турецкий истеблишмент, ответственный за принятие стратегических решений, как в 20-м, так и в нынешнем 21-м веке даже в самой малейшей степени не предпринял попытку изменить негативный вектор своей политики в отношении исповедующего христианство меньшинства турецких граждан, будь они армянами или греками. А после развала Советского Союза – еще и русскими. По его оценке, характерными примерами, свидетельствующими о противодействии администрации действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и подконтрольных ему профильных госструктур  христианским общинам страны являются такие вопиющие факты, как вмешательство властей в процесс избрания нового Константинопольского Армянского Патриарха, а также упорное стремление не допустить возобновления полноценного образовательного процесса в Халкинской богословской школе Вселенского Патриархата Константинополя, несмотря на явное несоответствие этих запретов нормам международного права.

Справка: Халкинская богословская школа – среднеспециальное учебное заведение Константинопольской Православной Церкви. Располагается на одном из Принцевых островов (Мраморное море, неподалеку от Стамбула) – о. Халка. Является – точнее, являлась, поскольку с 1971 г. не действует – единственной богословской школой Константинопольского Патриархата.

Основание школы датируется периодом Патриарха Германа IV, который, посетив в 1842 году Халкинский Троицкий монастырь и обнаружив его в ужасном разорении, добился от османских властей разрешения на восстановление и реконструкцию монастыря. Первая литургия в восстановленном монастыре была отслужена 1 октября 1844 года, и одновременно при нём фактически начала действовать богословская школа. Ее официальное открытие состоялось 6 октября 1896 года.

Преподавание велось языке. Из почти 1000 выпускников школы многие впоследствии стали священниками, епископами, главами поместных и автономных Церквей.

В июне 1971 года турецкие власти закрыли Халкинскую школу под предлогом запрета на частную образовательную религиозную деятельность. С тех пор школа не действует. Константинопольская Патриархия не согласна возобновить деятельность учебного заведения в формате факультета какого-либо из светских университетов Турции, опасаясь, что это потребует внесения определенных изменений в программу обучения и, как результат, приведет к потере контроля над школой.

Константинопольский Патриарх Варфоломей I (Архондонис) неоднократно привлекал внимание мировой общественности к данной проблеме. По его мнению, закрытие семинарии является нарушением Лозаннского соглашения (ст. 40) и Турецкой Конституции (ст. 24, гарантирует религиозные свободы и образование), а также ст. 9 Европейской конвенции о правах человека.

В январе 2013 г. тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган озвучил желание ускорить процесс возобновления работы Халкинской школы. Пять лет спустя – в апреле 2018 г. Эрдоган, ставший к тому времени президентом, встретился в Анкаре с Варфоломеем I. В мае того же года последний провел в Стамбуле встречу с делегацией  Американо-греческогго прогрессивного просветительского союза (AHEPA), на которой сообщил о том, что в скором времени школа будет открыта, в чём его заверил Эрдоган.

Если так оно и произойдет, то, по всей вероятности, языками обучения, наряду с греческим, станут также английский и турецкий. 

Помимо вышеперечисленного, Дмитрий Пахомов обращает внимание и на тот факт, что действующими властями Турецкой Республики фактически на корню пресекаются любые попытки христианских общин построить новые культовые здания в дополнение к уже существующим. В частности, только в популярном у российских туристов, курортном турецком городе Анталия, где, по объективным данным, постоянно проживает не менее 100 тыс. граждан бывших союзных республик, несмотря на собранные подписи и подготовленный в соответствии с требованиями действующего местного законодательства пакет документов, верующим не дают построить новый православный храм.

Со своей стороны, в подтверждение всего вышеизложенного приведем некоторые поговорки, актуальность которых, думается, сохраняется по сей день: “Строят люди, рушат турки”(сербская); “Там где ступала нога турка трава не растет” (болгарская)…

  Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image