Рубен Киракосян: Советы обиженным на «Еркрамас» из-за публикации изречений Гарегина Нжде
Не будучи процессуально вовлечен в историю безуспешных претензий азербайджанских организаций к информационному порталу «Еркрамас», заинтересовался самой фабулой спора, причем, не как практикующий адвокат, и не как армянин, а просто как рационально мыслящий человек, обладающий, в том числе, и долей самокритики, сформировавшийся в интернациональном советском обществе и потому имеющий прекрасных друзей и коллег из Азербайджана.
О чем спор? Азербайджанскими организациями выдвигаются требования удалить с сайта yerkramas.org цитату Гарегина Нжде, звучащую дословно так: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». Формулировка действительно в состоянии сбить с толку, вызвать вопросы и подтолкнуть к неоднозначным выводам о симпатиях и антипатиях как самого Нжде, так и информационного ресурса, ее разместившего.
Я, как читатель, а читаю много, ежедневно и разное: публицистику, профессиональную аналитику, научные труды и т.д., из опыта выработал для себя определенные навыки и правила восприятия – не делать выводов, не вникнув в суть, не ознакомившись с первоисточником, не поняв истинного замысла автора и особенно контекста, в котором что-то изречено. Поэтому, первое, что я предпринял для формирования собственного представления, изыскал первоисточник - статью Гарегина Нжде «Мое кредо». Признаюсь, написано пафосно, эмоционально, энергично, даже где-то, патетически. Но, по итогам прочтения, еще более убедился в том, что Нжде не то, что не был никаким носителем националистического мировоззрения или сторонником пустого возвеличивания одной нации с уничижением остальных, а ровно наоборот, стоял на принципах уважения наций и культур и только с этих позиций призывал строить новую Армению.
Скажу больше и даже больно в первую очередь, для самих армян, Нжде стрелы своей критики и морального осуждения направляет в первую очередь в адрес не кого-то там чужого, а своих же родных соотечественников, тех, кто довел ситуацию до безысходности, и он их прямо называет, это национальные партии и «теологические пристрастия», говоря по-иному – элиты, доведшие ситуацию до тупика в лице политических лидеров и духовенства. И я с ним полностью в этом солидарен, хотя и не историк, и не эксперт, но имею свое однозначное сложившееся мнение о наших элитах, как современных, так и того периода. Нжде также приходит к выводу, что основной наш соперник не где-то там, а мы сами. Он пишет: «Я принимаю также, что каждый наш внутренний соперник - пока еще наш незнакомый товарищ и брат, которого я должен разбудить, привлечь на нашу сторону. Он должен быть разоружен духовно, но не повергнут, не уничтожен». И как это ни прозвучит печально, но с точки зрения лишенной всякой морали политической целесообразности, разобщенностью наших прадедов, которую в этой фразе предполагал автор, расчетливо воспользовались, жестоко, цинично, на уровне генетического, людоедского истребления.
Какую основную мысль вложил в статью «Мое кредо», ее автор? Это, призыв строить новую Армению без ненависти и вражды к иным народам и культурам, т.е. основываясь на уважении и толерантности к ним: «Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам». Куда уж яснее и четче? И это пишет человек, живущий в атмосфере окружающей нестерпимой боли и страданий, плача и воплей, доносящихся из всех окон, из каждого армянского дома. Не каждый очевидец может выдержать такое давление массового горя. Нжде ищет выход из психологического и морального апокалипсиса, свет в конце тоннеля для своего народа, выход, которого не нашел, например, Комитас, лишившийся рассудка. По-своему этот выход нашли оправданный немецким судом Согомон Тейлерян, а до него Киркор Гулгулян, оправданный российским судом, с помощью защитника Карабчевского.
Нжде не стремится противопоставить свой народ, не уходит в положение обиженного на мир. Наоборот, он видит светлое завтра: «Я верю в наше будущее. Я предчувствую и мысленно приветствую Страну Армению, которая была Великой и Счастливой вчера и опять станет ею завтра».
С другой стороны, Нжде, и это объективный исторический факт, является представителем поколения войны, причем не одной, а двух, да и то, мировых.
Не ошибусь, если скажу, что волны военного патриотизма в тот исторический период захлестнули все народы Европы. Такая тенденция была обоснована инстинктом самосохранения, самозащиты всех от всех. Тема возмездия была одной из центральных в общественном сознании и в годы ВОВ, в мыслях и чувствах простых людей. Вот, некоторые плакаты тех лет…
А вот слова великого Ильи Эренбурга «Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать».
Мне возразят, мол война-де закончилась, мы с немцами живем в мире. Да, совершенно справедливо - война закончилась победой, и эту победу ковали помимо прочего, в том числе такими вот лозунгами и выступлениями с целью поддержания народного духа. Таковы правила войны. Великая Отечественная закончилась, и 9 мая 2020 года мы будем отмечать славный юбилей 75-летие победы. Да, Великая Отечественная закончилась, но в регионе Южного Кавказа война никогда не заканчивалась, вот уже более 100 лет. Идет непрерывная мировоззренческая, психологическая латентная война, давящая неразрешимым бременем на геополитическое спокойствие региона. Речь идет о противостоянии Армении и Турции, противостоянии многоаспектном, в совершенно разных плоскостях: политическом, историческом, культурном, хозяйственном, мировоззренческом, да во всех. Трудно найти иной регион, где есть такая же непробиваемая стена взаимного неприятия, где даже поезда, утыкаясь в границу, разворачиваются обратно.
Сэмюэль Хантингтон в конце ХХ века доказал наличие на карте мира т.н. точек «цивилизационных разломов». Это точки, где противостояние идет не по экономическим, этническим или религиозным контурам, а намного глубже, по разломам «цивилизационным», морально-ценностным, т.е. имеет место противостояние какой-то фундаментальной глубины, на уровне бессознательного, когда не сходятся даже морально-этические категории и шкала нравственных ценностей, т.е. дело даже не в этно-конфессиональных различиях, а в разнице восприятия мира, космоса, целеполагания, Вселенной вообще. Цитата из Хантигтона: «российский маршал Евгений Шапошников предупредил, что в случае, «если другая сторона [т.е. Турция] будет вовлечена» в войну, «мы окажемся на грани Третьей Мировой войны». Годом позже Озал был по-прежнему воинственен. «На что способны армяне, – насмехался он, – если начнется стрельба?.. Маршем войти в Турцию?». Турция «покажет свои клыки» (ч.4, гл.11). Хантингтон, приходит к печальному выводу, что конфликты в таких точках не имеют никакого решения, ни мирного, ни военного. Это, как борьба за город Иерусалим – вечное противостояние, идущее из глубин истории между автохтонным и пришлым мировоззрением. Это, когда с одной стороны границы ведут честный, открытый бой, а с другой совершают ритуальные отсечения голов раненных солдат, это когда заставляют сотнями тысяч отказаться от своего языка, веры и национального происхождения в ареале исторического обитания, как условие оставить жить твоих детей. Это когда демонстративно убивают журналиста Гранта Динка, за то, что он – армянин, либо набрасываются на депутата турецкого парламента Каро Пайляна только за то, что он говорит неприятную на слух историческую правду, это когда в эмоциональном угаре окружают адвоката Рубена Киракосяна в Московском Доме Книги за попытку начать открытую, честную полемику и задать вопросы, мучающие не одно поколение, кстати, по обе стороны границы.
Почему так происходит? Вот немного непредвзятой статистики.
В докладе за 2011 год Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью отметила, что, например, в Азербайджане формируется негативное восприятие людей армянской национальности. «Постоянные негативные упоминания о Республике Армения приводят к формированию негативного восприятия людей армянской национальности. Мы призываем власти Азербайджана к активной работе по изменению ситуации в отношении армян, находящихся под юрисдикцией Азербайджана. Все политические партии Азербайджана должны выступить с четкой позицией против любых форм расизма, дискриминации и ксенофобии и послать чёткий политический сигнал в пользу разнообразия и плюрализма, они также должны избегать упоминания негативного оттенка при обсуждении вопросов, имеющих отношение к армянам».
Для дискредитации политика в Азербайджане достаточно обвинить его в связях с армянами, нейтральному отношению к ним или «разоблачить» его армянские корни. Писателя Акрама Айлисли за книгу «Каменные сны», когда Союз писателей Азербайджана назвал Айлисли проармянским писателем, а партия «Современный Мусават» приняла решение наградить того, кто отрежет ухо писателю.
Турецкое правительство отрицает Геноцид армян, несмотря на критику Международной ассоциации исследователей геноцида в адрес главы турецкого государства. Танер Акчам, современный турецкий социолог и историк настаивает, что: «дебаты по вопросу o геноциде могут покончить с сакральным представлением того, что государство было продуктом нe антиимпериaлистической войны, а скорее всего войны против греческих и армянских меньшинств».
В 2011 году о неприязни к армянам сообщили 73,9% опрошенных в Турции. Международная организация «Minority Rights Group» настаивает, что в то время как правительство признает армян в качестве национального меньшинства, в турецком обществе это понятие означает граждан второго сорта.
Дженк Сарачоглу, профессор социологии из Университета Анкары, утверждает, что «Турецкие СМИ и государство открыто пропагандируют и распространяют ненависть по отношению к армянам.
В августе 2014 года глава Турции Эрдоган в телевизионном интервью заявил: «...кто-то говорил, что я грузин, но мне говорили что-то более отвратительное, что я - армянин». В своем выступление 24 апреля 2019 года в День памяти жертв Геноцида армян, Эрдоган отметил, что «Переселение армянских банд и их сторонников, которые убивали мусульманский народ, в том числе женщин и детей, в восточной Анатолии, было самым разумным действием, которое можно было предпринять в такой период». При этом, ни единого слова, почему эти «банды» сформировывались на своей же земле и чего они реально добивались.
Парламент Нидерландов принял резолюцию, осуждающую заявление Эрдогана о Геноциде армян.
В 2020 году в Азербайджане приговорен к 16 годам лишения свободы мой подзащитный, похищенный из России азербайджанскими спецслужбами пророссийский пожилой талышский ученый Фахраддин Аббосзода только за то, что осмелился поднять голос в защиту уважения идентичности своего древнего талышского народа, права на знание родного языка и истории, уважение обрядов и верований. До него были применены санкции в отношении и иных общественных деятелей талышского происхождения Алиакрама Гумбатова, Новрузали Мамедова, Гилала Мамедова.
Уважаемый читатель, неужели после такой лавины фактов и документов доказанного биологического неприятия иной культуры, геноцидальной идеологии по отношению к автохтонным народам региона, неприкрытой политической армянофобии, грекофобии, русофобии, курдофобии, талышефобии и т.д., неужели у кого-то есть моральное право запретить мученически умершему в тюрьме буквально ни за что, Гарегину Нжде отчаянно воскликнуть об опасности такой философии, ее носителях и необходимости борьбы с таким мировоззрением? Кто может запретить обоснование борьбы за восстановление справедливости и закона, обоснование борьбы с теми, кто вторгся в твой дом, присвоил его, и просто не видит тебя, твоих детей живыми. Кто вправе запретить обоснование борьбы с политикой, культивирующей идею, что твоя вина не в том, что ты плохой, а в том, что ты есть? При всем, при этом, в моем понимании свой гнев, Нжде все же направляет не против этноса, а против апологетов этой человеконенавистнической морали, и ее исполнителей. Он недвусмысленно указывает, что не является сторонником ненависти к другим народам, следовательно, ставит разницу между главарями и населением, следовательно, его эмоциональный клич точно адресован не в адрес народа (многие турки и курды спасали армян, наших детей – это факт), а направлен адресно против апологетов людоедской идеологии неуживчивости с окружающим миром, с иными культурами, и изречение его надо понимать лишь в этом аспекте.
Уверен, что в ХХ веке, такие самобытные личности как Нжде, были у любого народа. Время было такое и рассматривать таких людей и их изречения надо в контексте времени.
Что касается информационного портала «Еркрамас», то предлагаю судить о нем не по «музейной» цитате одного из героев армянского народа, а по содержанию публикуемых материалов, по оценкам авторов ресурса об актуальных вопросах текущего времени. А лицам, инициирующим жалобы и проверки, вероятно, имеет смысл лучше изучать первоисточники. Это совсем нетрудно в наш цифровой век, тем более, все это есть в открытом доступе.
С Уважением,
Рубен Киракосян, философ.
Комментарии
Гайк (читатель)
10 марта, 2020 - 09:13
Постоянная ссылка (Permalink)
Почему Вы оправдываетесь, не пойму?
Прекрасная статья. Все утверждения автора грамотны, аргументированы, убедительны. Одно остается непонятным. Почему Вы оправдываетесь, господин Киракосян? Что значит "Уважаемый читатель, неужели после такой лавины фактов и документов доказанного биологического неприятия иной культуры, геноцидальной идеологии по отношению к автохтонным народам региона, неприкрытой политической армянофобии, грекофобии, русофобии, курдофобии, талышефобии и т.д., неужели у кого-то есть моральное право запретить мученически умершему в тюрьме буквально ни за что, Гарегину Нжде отчаянно воскликнуть об опасности такой философии, ее носителях и необходимости борьбы с таким мировоззрением?".
Да пошли они лесом - все эти ниспровергатели вечных истин и прочий сброд! Пусть скулят сколько хотят. Борьба с турками продолжится до тех пор, пока мы не вышвырнем их с наших земель. И плевать на то, что об этом скажут или подумают...
Добавить комментарий