Евразийский союз: испытание коронавирусом
Пандемия коронавируса не могла не отразиться на государствах ЕАЭС. Хотя ситуация в них пока намного лучше, чем в Китае, Европе и США, жесткие карантинные ограничения коснулись и стран евразийского объединения, нарушив привычные транспортные коммуникации, торговые и человеческие связи. Выдержит ли молодая ткань интеграции жесткое испытание эпидемией?
Спасайся, кто может?
Ставший настоящим бичом человечества зловредный COVID-19, хотя и с отсрочкой, но добрался до пространства бывшего СССР, причем не из соседнего Китая, а, описав круг, из Европы. На данный момент случаи заражения зафиксированы во всех странах бывшего СССР, за исключением Таджикистана. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения меры по противодействию эпидемии приняты везде, но их содержание и суровость различаются от страны к стране.
Россия частично открыта для мира. Тем не менее пассажирское сообщение прекращено со всеми партнерами по ЕАЭС. Казахстан, Армения и Киргизия ввели чрезвычайное положение, Белоруссия мероприятия по введению карантина фактически игнорирует. В части международного сообщения президентом Казахстана К-Ж. Токаевым введены ограничения на въезд на территорию Казахстана, а также на выезд с его территории всеми видами транспорта, за исключением персонала дипломатической службы республики и иностранных государств, а также членов делегаций международных организаций, направляющихся в Казахстан по приглашению МИД.
Грузовые перевозки тем не менее продолжают осуществляться. Как разъяснил министр торговли и интеграции РК Б. Султанов, «трансграничная торговля не останавливается! Грузовые перевозки всеми видами транспорта разрешены и продолжаются! Но автомобильные перевозки грузов будут осуществляться с соблюдением карантинных и санитарно-эпидемиологических норм. Все водители фур могут пересечь границу только при наличии заграничного паспорта! Правила о возможности пересечения границ внутри Евразийского союза по внутренним страновым паспортам и удостоверениями личности временно не действуют! Это делается для того, чтобы наши службы могли видеть: был ли водитель в последнее время в странах со сложной эпидемиологической ситуацией. Всем водителям измеряют температуру, груз и автомобили проходят дезинфекцию».
В Кыргызстане пообещали, что поставки ГСМ и продуктов из Казахстана и России будут идти в прежнем режиме.
В Армении в рамках чрезвычайного положения устанавливается особый порядок въезда граждан на всех пограничных пунктах. В частности, всем гражданам страны и членам их семей, а также лицам, имеющим право на проживание, разрешается въезжать в страну. Однако запрещается въезд иностранцев из неблагополучных с точки зрения коронавируса государств, а выезд граждан Армении за пределы страны сухопутным путем будет запрещен. Запрет не будет распространен на лиц, занимающихся грузоперевозками.
Лишь для Белоруссии факт признания ВОЗ пандемии «не имеет значения». По словам А. Лукашенко, коронавирус – это не более чем психоз. В стране работают все общественные места, вузы, школы и предприятия, а глава государства порекомендовал своим гражданам: «Чаще мойте руки, вовремя завтракайте, обедайте и ужинайте. Я человек непьющий, но в последнее время в шутку говорю, что водкой надо не только руки мыть, но, наверное, и в день 40-50 граммов в пересчете на чистый спирт – «травить» этот вирус».
В беспечности и уровне санитарно-эпидемиологической грамотности на постсоветском пространстве с ним может сравниться разве что глава Туркмении, который решил бороться с вирусом дымом лекарственного растения гармалы. В итоге отгораживаться от рискованного соседа России пришлось в одностороннем порядке.
Вместе или врозь?
С одной стороны, государства ЕАЭС откровенно предпочитают действовать на национальном уровне, не особо оглядываюсь на союзников. Ничего удивительного в этом нет, поскольку предпринимаемые меры обусловлены имеющимися у стран материальными ресурсами, состоянием медицины, менталитетом населения и инфраструктурой. Кроме того, внутренние карантинные мероприятия осуществляются гораздо быстрее, нежели согласуемые в рамках наднациональных органов. По тому же сценарию действует и Европейский союз, четко продемонстрировавший миру работу принципа «умри ты сегодня, а я – завтра».
С другой стороны, в отличие от «общего европейского дома», в евразийском не наблюдается позорных случаев разворовывания и блокирования медицинских поставок партнеров и почти нет конфликтов. Диссонанс в процесс взаимодействия в рамках ЕАЭС вносит лишь А. Лукашенко. В своей всегдашней манере он обвинил Россию в закрытии границ, заявив, что она сама «пылает от коронавируса», хотя это не соответствует действительности. Откровенно неконструктивными выглядят и угрозы найти вирус в содержимом нефтепровода «Дружба». Если это – шутка, то неудачная, похожая, скорее, на издевку.
В то же время страны Евразийского союза помогают друг другу и пытаются выработать скоординированные меры борьбы с эпидемией и поддержки экономики. Россия еще в начале февраля на безвозмездной основе передала странам-членам Евразийского экономического союза и СНГ средства для лабораторной диагностики нового коронавируса 2019-nCoV. 12 марта еще 80 тыс. тестовых систем получили как государства ЕАЭС, так и Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Азербайджан. Как сообщает посольство Киргизии в РФ, только этой стране в марте было передано 7700 тест-систем.
Не остается в стороне и Евразийская экономическая комиссия. Там создали координационный совет по мониторингу ситуации с распространением коронавируса для помощи правительствам стран ЕАЭС и выработки согласованных мер и рекомендаций. На сайте ЕАЭС будет размещена информация обо всех принятых мерах для реализации решений Совета руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения стран союза. Как сообщил директор департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК И. Гаевский, «с февраля регулярно проходят рабочие встречи главных государственных санитарных врачей пяти стран. Кроме того, к этим совещаниям присоединяются партнеры по СНГ, в частности Таджикистан и Узбекистан». На них стороны обсуждают меры по профилактике инфекции: как долго держать людей на карантине, какие вводить ограничения по перемещению между странами и внутри государств, «если это возможно и нужно», хватает ли всем тест-систем.
Жизнь не ждет
Очевидно, что пандемия COVID-19, осложнившаяся падением цен на нефть и экономическим кризисом, оказывает значительное давление на Евразийский союз. Как вынужден признать председатель коллегии Евразийской экономической комиссии М. Мясникович, эпидемия уже сказывается и на грузовых перевозках, и на движении товарных потоков. Ко всему прочему добавились вопросы, связанные с денежно-кредитной политикой.
На совещании, которое состоялось 16 марта, по предложению Армении ЕЭК приняла решение обнулить пошлины на медицинские товары, которые используются для борьбы с коронавирусом. Список будет включать продукцию медназначения – товары и компоненты, используемые для производства дезинфицирующих средств, масок, перчаток, вакцины и наборы для диагностики, диагностические и лабораторные реагенты, пульсоксиметры, а также иная аппаратура.
По предложению Киргизии будет сформирована рабочая группа для принятия оперативных мер и обмена информацией в целях обеспечения макроэкономической стабильности, взаимной торговли товарами и свободы передвижения рабочей силы на пространстве ЕАЭС в условиях распространения коронавируса.
Евразийская комиссия также подготовила комплекс мер поддержки бизнеса, призванных помочь компенсировать негативные последствия из-за пандемии коронавируса. Они будут включать в себя снижение импортных пошлин ЕАЭС на комплектующие и материалы, используемые в производстве высокотехнологичной продукции с экспортным потенциалом. Планируется также создать особые условия для роста несырьевого экспорта евразийских товаров и товарооборота в целом, для чего будут продолжены переговоры с третьими странами по созданию зон свободной торговли, а также ускорена цифровизация торговли и работа по снижению логистических издержек при экспортных поставках.
Экстремальная ситуация показала и всю важность миграционной проблемы. Из-за закрытия границ сотни тысяч людей оказались запертыми на границах и на территории государств-партнеров. Согласно данным РАНХиГС за июль 2019 г., в РФ работали 2,1 млн. граждан Узбекистана, 1,3 млн. граждан Таджикистана и 700 тыс. граждан Кыргызстана. Граждане Узбекистана ежегодно пересылают из России на родину около $4 млрд, Таджикистана – $2,5 млрд, Киргизии – $2,4 млрд. Трудится в России, по информации ФСБ РФ, и 105,3 тыс. казахстанцев. Но если для граждан Евразийского союза в России существует льготный режим пребывания, то отделенные от своих государств границами узбеки и таджики вынуждены продлевать миграционные карты, рискуя потерять право на посещение России сроком на 5 и 10 лет.
Проблема – крайне серьезная как для России, так и для стран-доноров. Лишившиеся работы в России сотни тысяч человек, которые не имеют возможности вернуться на родину, могут спровоцировать в РФ социальный взрыв. Но, даже возвратившись домой, там они создадут давление на рынок труда и падение экономики из-за недопоступления денежных переводов из России. Это, в свою очередь, может привести к росту радикальных настроений, несущих угрозу безопасности всего Евразийского союза и Центральной Азии.
Таким образом, пандемия показала, насколько необходимо усиление не только экономической интеграции, но и гуманитарно-человеческих связей.
Расширить и углубить
Разрушая только начинающие строиться интеграционные связи, коронавирус одновременно буквально толкает государства ЕАЭС и их соседей в объятия друг друга. Лишь несколько недель ограничительных мер показали, насколько евразийские государства взаимозависимы. Закрытием границ, блокпостами и остановкой транспорта невозможно остановить болезнь. Вирусы не ведают границ.
За короткий промежуток времени стало видно, чего не хватает ЕАЭС и что можно делать вместе. Пытаясь победить «новую чуму», каждая из стран нарабатывает позитивный опыт, которым могли бы воспользоваться партнеры. Например, в целях борьбы со спекуляцией Киргизия ввела трехмесячное госрегулирование цен на продукты первой необходимости. В список входит 11 продуктов, среди которых мука, мясо, масло, сахар, рис и другая продукция. Казахстан, в свою очередь, предоставил иностранным гражданам, оказавшимся на его территории, право продлить срок пребывания. Основаниями для этого являются отсутствие пассажирского, автомобильного, железнодорожного, морского, авиасообщения, а также билетов на них и закрытие пунктов пропуска государственной границы, в том числе принимающего государства.
Это же касается и разработки вакцины. Специалисты казахстанских Национального центра биотехнологии и Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности приступили к разработке вакцины от COVID-19, в то время как их российские коллеги уже начали испытание вакцины на животных. В Узбекистане, который недавно стал наблюдателем в ЕАЭС, власти объявили конкурс на создание вакцины от коронавируса. Объединение усилий напрашивается само собой, как и развитие научного сотрудничества в целом.
В связи с пандемией проявилась и вся недоработанность законодательной базы экономического и промышленного сотрудничества, отсутствие прочных логистических цепочек и механизмов взаиморасчетов, вышли наружу все имеющиеся противоречия между партнерами.
Тем не менее понимание необходимости продолжения интеграции есть. Как считает руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН С. Притчин, «когда эпидемия утихнет, все связи между странами – экономические, гуманитарные – будут восстановлены. Поэтому я не вижу оснований считать, что интеграция умерла и все проекты закончились».
В свою очередь, один авторов «Ритма Евразии» советник премьер-министра Киргизии К. Рахимов отмечает, что «можно было показать истинный характер наднационального органа – ЕЭК – перед общей угрозой. Но режим борьбы с коронавирусом и проявлениями экономического кризиса, который действует в Казахстане, – сверхжесткий. Белоруссия и Киргизия – в менее жестком режиме. РФ к данным вопросам пока подходит ситуативно и точечно. Поэтому я считаю, что на уровне ЕЭК можно было отработать общий механизм глубинного взаимодействия».
Очевидно одно: огромному региону будет намного сложнее решать проблемы сотрудничества и взаимодействия без Евразийского союза. Потому испытание коронавирусом он при всеобщих усилиях обязан выдержать.
Виктория ПОПОВА
Добавить комментарий