ШУШИ: ПТИЦА ФЕНИКС АРЦАХА. ЧАСТЬ 8 (ОКОНЧАНИЕ)

6 апреля, 2020 - 17:24

Интервью с Арсеном Мелик-Шахназаровым.

- Давайте вернемся к освобождению Шуши в мае 1992-го. И опять-таки вспомним утверждения де Ваала, что «в прошлом столетии этот город был сожжён дотла трижды — в 1905, 1920 и 1992 годах», при этом будто бы в 1992-м это сделали армяне.

- Конечно же, это манипулирование фактами. Во-первых, город в мае 1992 вовсе не был «сожжен дотла». Действительно, пострадали многие здания, но в основном по центральным улицам, ведущим с северных входов в город по направлению к центру, - то есть там, где велись столкновения, двигалась и стреляла бронетехника и проч. Кроме того, перед штурмом утром 8 мая город обстреливался из ствольной и реактивной артиллерии, что привело к разрушения ряда зданий.

Де Ваал и ему подобные сознательно игнорируют главное: на протяжении почти 8 месяцев – с 20-х чисел сентября 1991-го по 8 мая 1992-го Шуши был превращен в огромную военную базу, откуда методично уничтожался Степанакерт и соседние с Шуши армянские села. При этом, начиная с 13 февраля 1992-го по городу стали бить из реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град». Кстати, напомню, что прибывающие боезапасы для «Града» азербайджанцы хранили в храме Всеспасителя, - Казанчецоц, вероятно, полагая, что армяне не будут вести огонь по своей церкви.

В ходе этих обстрелов погибли и были ранены сотни жителей Степанакерта и прилегающих сёл, жилой фонд столицы Карабаха был полностью уничтожен более чем на треть, а практически все строения в городе были повреждены или пострадали. Десятки тысяч горожан, включая женщин, детей и пожилых людей, вынужденных многие месяцы проводить дни и ночи в сырых и полутемных подвалах, стали инвалидами и хроническими больными. Не случайно после войны, в конце 1990-х – начале 2000-х было столько смертей, казалось бы, ещё относительно молодых и здоровых людей.

Не взять Шуши, как и другие огневые точки карабахцы просто не могли: иначе их постепенно просто стерли бы в порошок. Даже уйти из 50-тысячного города им было некуда: край был в полной блокаде, лишь вертолеты могли прилетать «с материка».

Наконец, Шуши надо было не просто взять, но и освободить. Ведь он был армянским городом, сожжённым дотла в 1920 году, там находились оскверняемые и разрушаемые армянские святыни, а в 1988 году из города вновь изгнали армян (составлявших к 1988 году примерно 1300 человек из 12,5-тысячного населения Шуши).

Игнорируя всё это, «блюстители политкорректности» пытаются «готовить армянское общество» к миру. В то время как азербайджанское общество устами марионеточного «главы азербайджанской общины Карабаха» заявляет, что по возвращении в Шуши они-де не смогут жить рядом с армянскими националистами, а только с теми, кто уважает законы Азербайджана!

Хотелось бы посоветовать де Ваалу и ему подобным сначала обеспокоиться судьбами армян Нахичевани, Гандзака (Кировабада-Гянджи), и Баку, которые были изгнаны с родины и ограблены, потеряв свои дома и имущество. Или, исходя из принципа последовательности, попробовать вернуть в Чехию, - которая всё же ближе к Голландии и Британии, - миллионы Судетских немцев.

- Известно, что в ходе прямых трехсторонних переговоров в 1994-97 гг. Азербайджан требовал возвращения Шуши Азербайджанской Республике даже независимо от будущего статуса НКР. Это так?

Не случайно ещё в 1920-х гг. от некогда самого крупного по населению района армянского Нагорного Карабаха – Варанды, был отрезан стратегически важный район Шуши. Он включил в себя как сам город, расположенный на стратегически важном плато, так и местность к западу и юго-западу от шушинского плато, по-над дорогой Шуша-Горис. Так на карте АОНК появился Шушинский район, ставший самым маленьким по территории сельским административным районом в АзССР: его площадь, составила всего лишь 270 квадратных километров.

В ходе переговоров под эгидой ОБСЕ, имевших место как в ходе военных действий, так и после их окончания, на представлявшихся азербайджанской стороной картах-схемах «армянской оккупации азербайджанских территорий» Шушинский район выделялся отдельным цветом  от остальных районов бывшей НКАО. То есть приравнивался официальным Баку к занятым карабахскими войсками районами бывшей АзССР за пределами бывшей НКАО.

Глава азербайджанской делегации Тофик Зульфугаров даже ерничал на этот счет: «Что это за государство, если из противоположных окон кабинета Обкома видны, с одной стороны, заграничный Агдам, с другой – заграничная Шуша?»

Несомненно, такая тактика объяснялось крайне важным стратегическим расположением Шуши и её окрестностей. Эти территории, как тогда вероятно представлялось официальному Баку, азербайджанская сторона могла бы по итогам переговоров если и не получить обратно под свою полную юрисдикцию, то все же так ли иначе контролировать посредством возвращения в район беженцев и полицейских сил. И, судя по всему, в этом вопросе Баку встречал понимание у посредников.

Имели место также попытки противопоставить Шуши и Шаумян с точки зрения юрисдикции и возвращения беженцев. Наш ответ был таков, что оба эти райцентра входили и входят в состав НКР, но Шаумян и район были оккупированы Азербайджаном. Поэтому если проводить какие-либо параллели в плане возвращения беженцев, можно говорить о связке Шуши-Гандзак. Напомню, что к 1988 году в Гандзаке-Кировабаде проживало 48 тыс. армян, - т.е. в 4 раза больше, чем азербайджанцев в Шуши, и на 7 тысяч больше, чем всех азербайджанцев в НКР.

Планы, предусматривавшие вычленение Шуши из общего контекста Нагорного Карабаха, в действительности имели место во всех трёх предложениях по урегулированию, выдвигавшихся странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ в 1997-98 гг[i].

- Если посмотреть некоторые сайты, где размещены фоторепортажи из Шуши, то создается впечатление, что авторы зависли в прошлом, где-то лет 25 назад…

- Нет сомнения, что многие из таких репортажей являются заказными. Не имея возможности побывать в Шуши, соответствующие «картинки» заказываются туристам из других стран, прежде всего российским.

Отсюда и пропаганда вроде того, что Шуша – «город мертвых» и т.п. Какие фото современной Шуши превалируют в найденных поисковиками сайтах и страничках? Практически исключительно – это разрушенные дома, печальные люди на улицах, хаос запустения. Некоторые «нагнетатели» даже полюбили снимать Шуши в туман, выбирая при этом полуразрушенные дома. Прямо-таки в соответствии с одноимённой песней группы «Машины времени», где есть такие строки: «Я знаю, что в туман, весь город словно пьян, он  легче поддаётся на обман».

К сожалению, ранее созданный неплохой армянский сайт по Шуши «приказал долго жить», когда после упразднения «Фонда возрождения Шуши» он остался без хозяина.

Между тем, Шуши сегодня – это совсем другой город, особенно его центральная и верхняя часть, с отремонтированными и новыми домами, чистыми улицами. И в восточной части города видны перемены: заасфальтированы многие улицы на «водоразделе» армянской и мусульманской и в, собственно, последней части города, построен по последнему слову техники Аграрный университет. Буквально прошлым летом расчищены от зарослей ряд памятников, включая крепость Авана-юзбаши и развалины дома мусульманского купца Гаджи-кули. Последний дом, кстати, ошибочно принимают за дворец ханов, но это более позднее здание конца XIX века, отреставрированное в поздне-советское время и сильно пострадавшее от попаданий снарядов «Града» во время штурма.

Наконец, нельзя не отметить восстановление при помощи специалистов из Ирана верхней мечети Говхар-Ага. Бакинские власти, которые цинично разрушают армянские церкви в оккупированных Нахичевани, районах НКР и Северного Арцаха – от Гюлистана до Чардахлу, - в селах Шемахи, выразили своё возмущение реставрацией мечети в Шуши. Это ли не цинизм?

Что касается Шуши, то это ещё сегодня и город музеев, в котором их целых пять: краеведческий, картинная галерея, геолого-минералогический, ковров и Музей армянского драма, - где собраны старые монеты и купюры от Тиграна Великого до наших дней.

- Что, по вашему мнению следует сделать, чтобы сохранить имеющиеся в Шуши памятники и восстановить какие-либо старые?

- Конечно, это требует огромных ресурсов, которых просто нет. Да и старый Шуши, к сожалению, канул в прошлое. Но ещё есть памятники, которые можно законсервировать, в том числе и в бывшей мусульманской части.

В армянской части кое-что ещё можно спасти от разрушения и восстановить. Мне кажется, что в ближайшем будущем можно было бы заново восстановить церковь Мегрецоц, от которой осталась одна восточная (алтарная) стена и фундамент. Пусть это будет фактически «новодел», но местность вокруг в принципе позволяет вновь возвести храм. Чтобы помнили. Ну и, конечно, задачей на будущее стало бы восстановление здания Реального училища – самого большого общественного здания города до событий марта 1920-го.

В свое время шушинский исследователь-энтузиаст Грачья Арутюнян, к сожалению не так давно скончавшийся,  проделал за многие годы гигантский труд: изучил более 32 тысяч надгробий всех семи кладбищ Шуши, - тех, что остались нетронутыми, - сфотографировал их, скопировал надгробные надписи и рисунки, описал и систематизировал. По итогам этой важнейшей работы он издал на армянском и русском языках книгу «Шуши: нововыявленные исторические надписи»[ii].

Мне довелось побывать с ним на верхнем кладбище, где сохранились целые семейные захоронения известных фамилий города, в том числе и моих предков

Я полагаю, надо очистить его от зарослей и обозначить туристическую тропу к кладбищу, что над огибающей город с северо-запада трассой Горис-Степанакерт. Это целый пласт культуры и истории города, а указанные работы не требуют больших вложений, зато туристы в сезон посещали бы это место, тем более что с тропы отрывается удивительный вид на ущелье и горы.

Что ещё можно сделать, когда нет достаточных ресурсов? Думаю, что компьютерную 3-мерную модель города. Это успешно делают специалисты, например, компании «Google» в известной программе «Google Earth». Так ими воссоздана в 3-мерном формате панорама Рима первой половины 4 века нашей эры с реконструкцией более чем 5 тысяч зданий. Представляете, какая была проделана работа? А ведь Шуши – не древний Рим, сохранились сотни фотографий, по которым можно сделать компьютерную реконструкцию города до трагедии марта 1920-го. Это позволило бы интересующимся по всему миру оценить истинные масштабы былой Шуши и её разрушений.

- Чем обусловлен Ваш многолетний интерес к Шуши?

- Всё-таки семь поколений моих предков по мужской линии жили в этом городе, начиная с Овсеп-бека, брата Шахназара, и до моего деда. Отец родился уже в Тифлисе, а я вообще в Африке, в Гвинее, где работали родители-дипломаты. Мне довелось быть знакомым лично с рядом «старых» шушинцев. Ну а, работая над книгой «Владетели Варанды на службе империи», волей-неволей столкнулся с уймой документов, связанных с Шуши.

Интересно, что в моем классе во французской спецшколе на Старом Арбате шушинские корни кроме меня оказались у одноклассницы по фамилии Шажко, которая жила прямо рядом со школой. Лет 25 спустя после окончания школы группа одноклассников собралась у неё дома, что был рядом со Спасо-Хаусом, резиденцией посла США. Узнав, чем я занимаюсь, одноклассница сказала, что, если бы знала ранее, передала бы мне армянские книги своего деда по матери. К моему удивлению выяснилось, что он был родом из Шуши, а фамилия его – Хубларов, - принадлежала роду знаменитых шушинцев- предпринимателей, которые владели винными заводами в Агдаме…

Завершая нашу беседу, хотел бы сказать, что мы должны быть признательны тем армянам, которые жили в Шуши после его разгрома и тюркизации, в условиях дискриминации и уничтожения следов прошлого, сохраняя в городе его армянские наследие и дух. Не случайно, наверное, единственным в Закавказье дважды Героем СССР, получившим обе звезды во время войны, стал уроженец Шуши, лётчик-штурмовик морской авиации Нельсон Степанян. Кстати, один из героев Арцахской войны, а затем командующий армией обороны НКР и министр обороны Армении Сейран Оганян – тоже уроженец Шуши…

Наш долг перед памятью жертв геноцида армян в Шуши в марте 1920 г. – довести до мировой и, прежде всего,  российской  общественности правду о славной и трагической истории Шуши и нескольких поколений её жителей.

Беседу вёл Александр АНДРЕАСЯН

[i] Все три документа были впервые официально опубликованы в газете «Бакинский рабочий» от 21.02.2011 г.

[ii] Арутюнян Г. «Шуши: нововыявленные исторические надписи», Степанакерт, Сонна, 2008

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image