Марага. Преступление, за которое Азербайджан должен ответить

10 апреля, 2020 - 18:44

"Село покинули и спаслись только те, кого предупредили, но многие не знали о нападении и не успели убежать. Они остались в убежищах и их всех либо убили, либо угнали в заложники – детей, женщин. Некоторых детей избили, убили, сожгли, других взяли в плен. Что они делали с попавшими к ним в заложники молодыми женщинами и девушками – невозможно рассказать. У вернувшихся из плена женщин тела были сплошь в ранах от прижиганий сигаретами. Нигде женщин и детей так не мучили и не убивали, как в Мараге. Никому на долю не выпало столько испытаний, сколько пришлось пережить марагинцам" - вспоминала чудом спасшаяся в тот день Эльмира Саакян.

10 АПРЕЛЯ 1992 ГОДА ВОШЛО В ИСТОРИЮ армянского народа и человечества как дата одного из самых чудовищных и бесчеловечных преступлений. "Современная Голгофа" - так назвала это злодеяние баронесса Кэролайн Кокс, "Распятие Мараги" - так характеризуют исследователи и эксперты. В обеих оценках присутствует библейский элемент – и отнюдь не случайно. То, что сотворили в Мараге нелюди в форме вооруженных сил и ОМОНа Азербайджана, не поддается описанию, а фотографии и видеозаписи, сделанные через несколько часов, заставляют нормальных людей содрогаться и отводить глаза от жутких кадров разверзшегося на земле ада.

Если говорить сухим языком фактов, то картина выглядит так. 10 апреля в селе Марага Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики был совершен акт геноцида. Людей убивали только за принадлежность к армянской нации. Тех, кого не убивали, угнали в заложники, многих семьями, с малолетними детьми. Из 118 остававшихся в селе жителей, по неполным данным, было убито около 50, более 60 угнаны в заложники. Cреди них было 9 детей, 29 женщин, трое престарелых, один из них слепой. Судьба 19 заложников остается неизвестной по сей день. Большинство тех, кого удалось впоследствии вернуть, находились в невменяемом состоянии и прожили от силы год-два.

Баронесса Кэролайн Кокс, находившаяся в Степанакерте, приехала в Марагу практически на следующий день. Ее рассказ об увиденном и сделанные фото- и видеокадры – поистине бесценные свидетельства, которые еще скажут свое весомое слово в неизбежном процессе осуждения и наказания Азербайджана.

"То, что мы увидели там, не поддается описанию. Деревня была абсолютно разрушена, точнее — разгромлена. Люди хоронили погибших — вернее, то, что можно было хоронить: останки разрубленных и распиленных на куски тел, сожженных заживо и замученных. Некоторые были похоронены накануне, и мы произвели эксгумацию для того, чтобы заснять их на фотопленку, хотя понимали, как это трудно для армян.

На кадрах, сделанных в те дни в Мараге, запечатлены свидетельства происшедшей здесь ужасной резни: обезглавленные и расчлененные тела, останки детей, окровавленная земля и куски тел в тех местах, где азербайджанцы распиливали живых людей. Мы видели острые серпы с запекшейся кровью, которые использовали для расчленения, — наверное, их тоже надо было взять в качестве доказательств, но я просто не смогла сделать это. Убив таким образом жителей Мараги, азербайджанцы затем разграбили и подожгли село".

ОЧЕНЬ ТРУДНО КАЖДЫЙ ГОД, ВСПОМИНАЯ РАСПЯТИЕ МАРАГИ, приводить вновь и вновь эти строки. Но – необходимо. Не только чтобы помнили. И не только для того, чтобы требовать международного осуждения. Еще и потому, что политика, методы ее реализации и цели двух геноцидальных государств – Азербайджана и Турции - были и остаются неизменными с начала 20 века и до сих пор. Совершенные Азербайджаном за последние 32 года преступления – начиная с "сумгаита" и заканчивая Апрелем 2016-го – самое убедительное тому доказательство.

И если за геноцид армян в Азербайджане в период 1988-1991 гг. ответственность несут власти как самой этой республики, так и руководство СССР во главе с М. Горбачевым, то Марага – это преступление, совершенное уже обретшим независимость Азербайджаном. Причем, подчеркнем, второе по счету – первым стало предательство и расстрел собственных граждан в окрестностях Акна (Агдама), так называемые "ходжалинские события". Нападение на Марагу, никак и ничем не оправданное с точки зрения военной необходимости, было задумано и организовано руководством независимой Азербайджанской республики. Военная атака и последующая бойня мирных жителей были осуществлены подразделениями ВС и ОМОНа Азербайджана.

Причем только использование тяжелой техники, в том числе танков, помогло отборным головорезам сломить сопротивление малочисленного и плохо вооруженного отряда самообороны Мараги. А оставленные в селе "серпы с запекшейся кровью", о которых пишет баронесса Кокс, - это, по сути дела, турецкие ятаганы, о наличии которых на вооружении азербайджанских подразделений говорили бойцы отряда самообороны и спасшиеся марагинцы.

Лучшее свидетельство организованности и координированности действий руководства и ВС Азербайджана – тот факт, что палачи Мараги были официально награждены за массовое и зверское убийство гражданского населения. Двое из них, в том числе командир отряда "Гуртулуш" Шахин Тагиев, стали первыми национальными героями Азербайджана. Спустя почти 12 лет пышных официальных почестей удостоится другой преступник, полностью соответствующий критериям "героя" в Азербайджане – трусливо убивший топором в Будапеште спящего армянского офицера Гургена Маргаряна. Правда, заказавший это преступление президент Ильхам Алиев не осмелится дать ему звание национального героя и Сафарова провозгласили таковым лишь неофициально.

А РОВНО ЧЕРЕЗ 24 ГОДА, В АПРЕЛЕ 2016-ГО, АЛИЕВ самолично вознаградил другого военного преступника – того, кто обезглавил армянского солдата и демонстрировал его голову соплеменникам под дикий визг последних. В те же дни трагедия, произошедшая в арцахском селе Талиш, пронзительно напомнит произошедшее в Мараге: убийство трех беззащитных пожилых людей, в том числе 92-летней женщины, и осквернение их тел.

Азербайджан не меняется и не изменится, ибо это государство было создано именно для продолжения геноцидальной политики Турции, направленной на истребление и изгнание армян со своей родины с последующим захватом территории Арцаха и Армении и уничтожением армянского следа в регионе. Капитально поскользнувшись в середине 90-ых и потерпев фиаско в Арцахе, Баку и Анкара, однако, не отказались и не откажутся от своих замыслов. Столь же несомненно, что какой бы сложной ни была ситуация в Армении, им никогда не удастся добиться своего, и Апрельская война стала последним по времени напоминанием и предупреждением об этом двум геноцидальным государствам и их лидерам. Ибо Апрель-2016, при всей своей трагичности и невосполнимости потерь, продемонстрировал всю мощь объединенного армянства и всю тщетность попыток сломить наш народ, когда речь идет о защите Родины.

Марага до сих пор остается под оккупацией – так же, как остаются в неволе Геташен, Мартунашен, Нахиджеван, часть Шаумяна и Мартакерта, как вся территория Западной Армении. Марага еще ждет своего освобождения, а совершенное там преступление – осуждения и наказания.

Для тех же, кто не перестает грезить и лицемерно пропагандировать "мир" с Азербайджаном, приведем слова пережившей весь ужас 10 апреля 1992 года жительницы Мараги Эльмиры Саакян: "О каком примирении с ними после всего этого может идти речь? Это кровопийцы, с которыми невозможно помириться после того, что они сделали с нами. Я потеряла мужа и сына в войне, многие марагинцы потеряли в те дни своих родных – убитых или пропавших без вести. И никто из нас не захочет никогда мириться с ними".

Не будет мира в регионе, пока Азербайджане не покается за совершенные преступления, не осудит и не накажет своих же палачей. Распятие Мараги и неугасающая память о невинных жертвах, перенесших неимоверные страдания, делают любые призывы к миру и уступкам Азербайджану не просто циничными, но – преступными.

Марина Григорян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image