Армяне и исламский мир

20 мая, 2020 - 13:43

Несмотря на то, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха никогда не имел и не имеет конфессиональной подоплеки, официальный Баку все чаще пытается представить «карабахскую проблематику» в джихадистском стиле. Президент страны, парламентарии Азербайджана открыто призывают мусульманские страны не сотрудничать с Арменией, а самих армян позиционируют историческими врагами ислама. Но так ли это? Давайте рассмотрим.

Турция и Азербайджан

Итак, как известно, Азербайджан идет по пути Турции и пытается скопировать это государство на постсоветском пространстве. А порой и выступает «адвокатом Турции» на русскоязычном поле. Ровно так же, как Эрдоган позиционирует свою страну защитником исламского мира, Азербайджан то же самое проделывает на российском Северном Кавказе и странах Средней Азии. И не важно, что и Турция, и Азербайджан вовсе не являются теократическими государствами, чтобы примерять на себя прикид «моллы всех мусульман». В арабском и ираноязычном мире уж точно никто не рассматривает Турцию и ее закавказского сателлита в образе Даулят аль-атрак (государства мусульманской справедливости). Ибо известно, что в этих странах во главе угла не сам ислам, а пантюркизм, куда и стремятся Эрдоган с его азербайджанским коллегой. Взять, к примеру, потомков чеченских и адыгских (они же черкесы) мухаджиров – та часть, которая проживает в Турции, не имеет ни школ, ни прессы на родном языке. Многие из них растворились в турках. В лучшем случае только память о кавказских корнях передается из поколения в поколение. Зато в арабской Иордании совершенно иначе обстоят дела: чеченцы и адыги сохранили свою национальную идентичность. В ряде городов имеются свои кварталы, школы, СМИ. К сожалению, иорданский вариант не устраивает Азербайджан. Здесь применяется турецкий опыт «отуречивания». В том числе автохтонных мусульманских народов лезгин и талышей, не предоставляя им не только автономии, но и самой малости - возможности изучения родного языка.

Теперь о главном. Итак, у меня вопрос к той азербайджанской части нации, которая при каждом удобном случае пытается использовать армян в качестве врагов мусульман ради союзничества мусульман в борьбе против армян. О как! Учитывая, как пишут в Азербайджане, глубокую историю собственного народа, почему эта глубина не выдала ни одного мало-мальски значимого имени в истории мирового ислама? Ближний Восток и Аравийский полуостров, откуда возник ислам и где находился основной театр боевых действий во времена халифов, всего лишь в 1000 км от закавказского региона. А если сюда добавить, «исторический Азербайджан, простиравшийся от Багдада до Дели», так и вовсе это государство должно было быть часть Ближнего Востока. Причем значительной ее частью. Но где же сами азербайджанцы в «Азербайджане»? Уверен, вопрос останется риторическим. А посему приведу в пример армян, которые, в отличие от азербайджанцев, являются христианами, однако их представители внесли куда большую лепту в историю ислама и мусульманских государств, чем ряд мусульманских народов, среди которых и современные азербайджанцы. Или их предки.

Армяне и халифат

В Фатимидском халифате действовала армянская конная пехота, было немало министров армянского происхождения, внесших свой вклад в это одно из ранних мусульманских государств. С 1132 по 1161 гг. трое армян, Янис аль-Руми аль-Армани (Ованес Бюзанд), Рузик ибн Талаи и Бахрам аль-Армани, ставились визирями Фатимидского халифата. Любому историку известно, что Фатимиды всегда были веротерпимыми и уважали людей, прежде всего, за их заслуги, а не за вероисповедание. Именно при фатимидах в Каире был основан известный университет аль-Азхар, где помимо мусульманских деятелей, преподавали армянские ученые того времени. Например, математик Гирагин Шаган или каллиграф Ванес Мсреци. Были и еврейские ученые, один из которых философ Маймонид, преподававший в университете философию и медицину. Иначе говоря, аль-Азхар при Фатимидах был именно университетом. Фатимиды считали христиан и евреев «Людьми Писания» (Ахль аль Китаб), куда входили яхуди, насыра и сабийун (евреи, христиане и арамеи), почитавшие так же, как и мусульмане, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие). При Бахраме аль-Армани в Фатимидском халифате действовала 30-тысячная армянская конница из Леванты, воины, стоящие на страже халифата, будучи христианами. Все эти сведения можно прочесть в книгах Лейлы аль-Имад «The Fatimid Vizierate 969-1172», а также в книге Фархада Дафтари и Шайнуллы Дживы «The Fatimid Caliphate. Diversity of traditions». Можно привести в пример и другого визиря халифата Рузика ибн Талаи. Он запомнился в истории фатимидов как визирь, снизивший налоги для граждан и проведший реформы.

Еще раньше, в 852 году, т.е. в истории раннего ислама, прославился в боях за Аббасидский халифат Овагем Агоп, известный в истории как Али ибн Яхъя аль-Армани. Одни авторы считают, что он был армянином-прозелитом, принявшим ислам. Другие опровергают это, полагая, что Али ибн Яхъя был армянином-христианином. Но как бы то ни было, полководец вел активную борьбу против джахилей (язычников) и вписал свое имя в историю раннего ислама. Об Али ибн Яхъя аль-Армани можно прочесть в книге арабского историка Х в. аль-Масуди «Золотые луга». Также в Аббасидском халифате армяне прославили свои имена в мире науки. Вспомним Геворга Габриэли Бахтишу, врача, известного в исламском мире под именем Джабраил ибн Бахтишу - основателя больницы в 800-м г. в Багдаде для военных халифата. Также, по инициативе халифа Гаруна ар-Рашида, Бахтишу открыл школу для мусульманских врачевателей в Гундишапуре и являлся главным врачевателем Аббасидского халифата.

Что касается нового времени, то представители армянской национальности становились главами двух мусульманских стран – Ливана и Египта. Например, армянин Нубар Паша так и вовсе стал первым премьер-министром Египта. А ранее, при султане, именно Нубар Паша заключал договор с французскими подрядчиками о строительстве Суэцкого канала… Упущу из внимания десятки дипломатов, военачальников, ученых, внесших огромный вклад в развитие мусульманских государств. Это все и без меня можно найти, если не бояться поинтересоваться. А где же азербайджанцы? Почему «исламофобы-армяне» оставили свои следы в исламе со времен его ранней истории и до наших дней, а те, кто обвиняет армян в исламофобии, никак не отметились в истории ислама, будучи мусульманами? В Коране сказано «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа). Ислам приветствует знания и считает, что каждый мусульманин обязан стремиться к знаниям. Есть даже хадисы на эту тему. Главной задачей всех пророков, начиная от первого пророка Адама и завершая последним пророком Мухаммадом, было просвещение человечества. Священный хадис гласит: «Поистине ученые являются наследниками пророков. Пророки не оставляют в наследство ни дирхемы, ни динары, а оставляют в наследство только знания». Чего я и желаю не только гражданам Азербайджана, но и Армении, Грузии, гражданам всего нашего маленького и хрупкого региона. Ибо по воле того же Всевышнего нам суждено быть соседями. Зачем же идти вопреки, о правоверные?

Вадим Арутюнов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image