Премьера оперы «Ромео и Джульетта» под руководством дирижёра Александра Мелик-Пашаева в Большом театре 22 июня 1941 года

20 августа, 2020 - 16:59

К 1941 году 35-летний Александр Шамильевич Мелик-Пашаев стал уже весьма маститым дирижёром в Большом театре, где он дирижировал с 1931 года. Несмотря на сложный период в истории страны, он своим талантом сумел достичь больших успехов и стать значимой фигурой в советской культуре. Мелик-Пашаев был удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), стал Лауреатом I Всесоюзного конкурса дирижёров (1938), был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937) и орденом «Знак Почёта» (1939).

В тот период главным дирижёром Большого театра был Самуил Самосуд. Руководство Большого театра сумело добиться права восстановить в репертуаре театра ряда классических произведений. По инициативе Самосуда было решено поставить в филиале лирическую оперу Шарля Гуно «Ромео и Джульетта», созданную в 1867 году. В прошлом этот спектакль часто красовался на афише Большого театра. Руководство постановкой было поручено Александру Мелик-Пашаеву, очень любившему оперы подобного жанра, ибо лиризм был его стихией.

Он с энтузиазмом взялся за дело. С увлечением работали над партиями новые исполнители, особенно Валерия Барсова - исполнительница роли Джульетты и Сергей Лемешев - исполнитель роли Ромео. Вся подготовка к премьере и репетиции артистов прошли удачно. Мелик-Пашаев был доволен. Все участники этого спектакля с радостью были готовы представить его на суд зрителей, устроить любителям оперы настоящий праздник.

Следует отметить, что с 15 апреля 1941 года Большой театр был закрыт на капитальный ремонт и с этого момента спектакли шли в его филиале. Премьера была намечена на 22 июня 1941 года. Кто бы мог тогда подумать, что праздничный день обернётся трагедией. Днём страна узнала о вероломном нападении Германии на СССР. Но вечером премьера «Ромео и Джульетты», тем не менее, состоялась. Она прошла на сцене филиала Большого театра.

В трагический для страны день 22 июня 1941 года оперой дирижировал Александр Мелик-Пашаев, партию Джульетты пела Валерия Барсова, партию Ромео - Сергей Лемешев. Какое надо было иметь Александру Шамильевичу самообладание, чтоб премьера прошла на столь высоком уровне. Зал был переполнен до отказа, певцы пели поистине великолепно и зрители их принимали с особой теплотой, звучала овация.

Вот как в Большом театре описывали эту премьеру. «И сколько выдержки надо было иметь, чтобы, несмотря на всё это, прекрасно провести спектакль. Барсова пела Джульетту виртуозно, с блеском и в то же время с какой-то редкой по наивности и хрупкости простотой выражения. Воплощением весенней поры юности казался Ромео - Лемешев, с нежным тембром голоса, богатым самыми разнообразными красками: веселья, резвости, восторга первой любви и глубокой страсти, отваги и мужественности, которые отличали не только его пение, но и пластическое искусство. С искренним темпераментом он проводил сцену дуэли с Тибальдом: каждый удар шпаги сопровождался овациями. В этот вечер и исполнителей, и слушателей особенно вдохновлял Шекспир, в «печальной повести» о Ромео и Джульетте показавший бессмысленность кровавой вражды и воспевавший силу и красоту любви, высокое этическое начало, свойственное человеческой душе, его торжество. Скромный лирический спектакль, искренно и глубоко раскрытый дирижёром Мелик-Пашаевым и исполнителями в первый день начавшейся битвы за Родину, по-своему говорил о неизбежной победе высших гуманистических идеалов над всем низменным, жестоким, человеконенавистническим».

Сергей Лемешев впоследствии рассказывал, что на премьере 22 июня 1941 года исполнители, когда они не были заняты на сцене, не отходили от репродукторов в ожидании известий с фронта. Итак, в этот день жизнь раскололась надвое - позади осталось почти четверть века упорной и успешной борьбы советских людей за преобразование нашей Родины. Впереди - лишь одно всепоглощающее, самозабвенное стремление изгнать фашистов с родной земли и сокрушить гитлеризм в его же логове.

Проведя 22 июня 1941 года премьерный спектакль, Александр Шамильевич Мелик-Пашаев после него вышел из Большого театра в уже затемнённую военную Москву. Это был уже совсем не тот весёлый и оживлённый город, светящийся огнями, что был ещё вчера.

Конечно, в преддверии премьеры предполагалось, что прошедший спектакль станет главной темой культурной жизни страны, которая будет должным образом освящена во всесоюзной прессе. Но 23 июня на премьеру оперы «Ромео и Джульетта» небольшими заметками откликнулись лишь несколько газет. И это понятно, ведь началась война, было не до того. По этой причине, несмотря на большой успех, спектаклю было суждено пройти всего два раза. И только в 1945 году он был возобновлен в Большом театре с Ириной Масленниковой и Сергеем Лемешевым в главных ролях.

В октябре 1941 года, согласно приказу командования Московского военного округа, театр был заминирован. А утром 13 октября 1941 года Большой театр получил правительственное распоряжение об эвакуации личного состава, костюмов, декораций и реквизита в Куйбышев. 14, 15 и 17 октября, в самые напряжённые дни боев под Москвой, на Казанском вокзале проходила отправка сотрудников и имущества главного театра страны.

Но вернее было бы сказать, что во время войны Большой театр разделился: часть осталась в Москве, спектакли шли в филиале, а часть оказалась в Куйбышеве и спектакли проходили на сцене местного дворца культуры. 28 октября 1941 года фашистский бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, в результате чего здание получило значительные повреждения.

Вместе с театром в Куйбышев эвакуировался дирижёр Мелик-Пашаев. Там он начал работу над спектаклем, который потребовало военное время. Театр подготовил новую постановку оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль», созданную в 1829 году. Мелик-Пашаев был музыкальным руководителем постановки. Но кроме этого он участвовал в подборе костюмов исполнителей и подготовке макетов декораций. Премьера грандиозного спектакля «Вильгельм Телль» прошла в Куйбышеве в 1942 году.

Тема оперы - народно-освободительная борьба свободолюбивых швейцарцев против австрийских захватчиков весьма точно отвечала патриотическим настроениям советских людей. Во время войны эта опера пользовался огромным успехом. Люди стремились попасть на этот патриотический спектакль, рассказывающий о победе над австрийцами, и были уверены, что и они также победят немцев.

И сюжет, столь волновавший зрителей по ассоциации с современностью, и монументальность постановки, особенно массовых сцен, в том числе героических, и великолепное музыкальное исполнение вызвали огромный интерес общественности. Главную роль прекрасно исполнил певец Александр Батурин.

В Куйбышеве Большой театр провёл около двух лет (точнее - один год и десять месяцев). Вначале на сцене местного дворца культуры давались лишь концерты, но уже с декабря 1941 года шли «Травиата» и «Лебединое озеро». В 1943 году театр имел в своем репертуаре девять опер и четыре балета, в том числе оперу «Вильгельм Телль».

Вот что вспоминал сын Александра Шамильевича Мелик-Пашаева Александр Александрович. «Несмотря на эвакуацию, военное положение, работа театра в Куйбышеве продолжалась… Да. Шли спектакли текущего репертуара, были и премьеры. Как раз в 1942 году отец поставил «Вильгельма Телля» Россини. Спектакль получился очень удачный. Великолепно пел главную партию выдающийся баритон Александр Батурин. За этот спектакль отец получил свою вторую Сталинскую премию. Опера весьма трудная для исполнения, да и Россини непривычный. Теперь, через шестьдесят с лишним лет это может показаться смешным, но тогда спектакль имел громадное социальное значение. Борьба оперных героев за свободу, победа ассоциировалась с войной реальной. Спектакль явился духовной поддержкой в той тяжелейшей ситуации. На него приходили и люди, переживающие тяготы войны, и солдаты, переезжающие с фронта на фронт… После войны спектакль сошел, потеряв свою социальную значимость. «Севильский Цирюльник» все-таки оказался ближе… Я не помню, чтобы отец сожалел об этом спектакле и хотел в будущем к нему вернуться. А вот увертюру к «Теллю» играл в концертах неоднократно, с удовольствием и темпераментом. Эвакуация длилась недолго. К осени 1943 года театр вернулся в Москву».

«Вильгельм Телль» был единственной оперой, новая постановка которой появилась в Большом театре в период с начала Великой Отечественной войны до 1943 года. При возобновлении спектакля в Москве в конце 1943 года и в связи с присуждением его постановщикам и ряду исполнителей Сталинской премии пресса на первый план выдвигала музыкальное качество постановки, отмечая большую заслугу Александра Мелик-Пашаева. «Уже первые звуки увертюры, музыкальный ансамбль четырёх виолончелей, пастораль и финальный темпераментный марш всецело овладевают вниманием слушателей, которые продолжают оставаться под обаянием музыки оперы до последних её тактов».

В 1942 году при участии оркестра Большого театра в Куйбышеве произошло событие огромного гражданско-патриотического и художественного значения. Здесь впервые была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, как известно, начатая композитором ещё в Ленинграде, окружённом кольцом вражеской блокады. Сейчас даже трудно представить себе, какой энтузиазм вызвал этот концерт, передававшийся по всем радиостанциям.

Даже в самые трагические годы войны Александр Шамильевич очень активно и плодотворно работал. Среди его легендарных спектаклей того периода - «Садко», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Отелло», «Гугеноты». За оперу Петра Чайковского «Черевички» он получил Сталинскую премию первой степени (1942). А через год за оперу «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини он получил вторую Сталинскую премию первой степени (1943).

Но Мелик-Пашаев не счёл возможным в такой тяжёлый для страны момент оставить всё себе. В 1943 году он передал деньги за Сталинскую премию в Фонд обороны. Он делал всё, что мог, чтоб внести свой вклад в копилку Победы. Поэтому не удивительно, что среди многочисленных наград Александра Шамильевича Мелик-Пашаева есть и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image