Артем Ерканян: Армянин и вдруг имам?

14 апреля, 2013 - 16:04

Как сообщили российские СМИ, задержаны убийцы имама ярославской суннитской мечети Артура Манукяна . Ему было 29 лет… В Армении это прошлогоднее убийство (поправка “Юсисапайла”: убийство произошло в позапрошлом году – см. “Юсисапайл” от 9 ноября 2011 года В Ярославле убит имам-армянин (!?)) вызвало немалый резонанс по вполне понятным причинам: как и почему армянин стал последователем учения пророка Мухаммеда. В самом деле, почему?

Согласно сводке криминальной хроники, Артур Манукян был убит в подъезде собственного дома тремя выстрелами, совершенными из пистолета с глушителем. Последний выстрел был контрольным — в голову. О жертве преступления российская пресса сообщает лишь то, что ему 29 лет, женат, имеет пятилетнюю дочь. В Ярославле живет всего два года. Прежде проживал в Дагестане. Некоторые средства массовой информации, в частности газета “Известия”, утверждают, что Манукян не армянин, а родившийся в Армении курд. Но мне удалось выяснить, что это не так. Затрудняюсь сказать, допустимо ли называть Артура Манукяна армянином, потому что не уверен, что сам он себя таковым считал. Но то, что его отец Гагик Манукян является нашим соотечественником и даже согражданином — факт. Мать Артура, по некоторым сведениям, татарка, придерживавшаяся атеистических воззрений. Жила светская интернациональная семья в Дагестане, где и родился первенец. Ислам Артур принял сознательно уже в зрелом возрасте. Религиозное образование получил в Узбекистане в медресе Бухары. Сам себя в последние годы называл не иначе, как Абдулмаджит Хазрат. Этим именем его нарекли в Узбекистане. Абдулмаджит был весьма грамотным молодым человеком. Владел пятью языками, в том числе и армянским. Друг покойного Умар Адильханов в беседе с журналистами сообщил: “У него были основательные знания по исламу, поэтому выходцы из Дагестана, которые проживают в Ярославле и области, в 2009 году пригласили его сюда”. Верообращенный армянин был назначен имамом ярославской мечети. Одновременно преподавал в действующей при медресе школе. По словам Адильханова, “он собирался подготовить 50 учителей ислама для ярославских школ”.

В интернет-форумах не утихают споры: “Как же так? Армянин и вдруг мусульманин”. Следует заметить, что в России немало мусульман, имеющих армянское происхождение. (Затрудняюсь называть их армянами, хотя и не утверждаю обратное.) Разделить их стоит на две группы. Первая — выходцы из западноармянской провинции Амшен, часть населения которой еще в начале XIX века начала принимать ислам. Сами себя исламизированные амшенцы, говорящие на диалекте армянского языка, называют хемшилами, или хомшеци. В Россию они переселились лет 15-20 назад. Судьба у них была непростая. В начале прошлого века турки изгнали их из родных мест, и они переселились в Аджарию. Оттуда в 1944 году их депортировал Сталин якобы из-за симпатий к фашистам и пособничавшим им туркам. Амшенских мусульман выслали в Киргизию и Казахстан. В начале 90-х после ферганских событий хемшилов стали снова выгонять. Новое пристанище они нашли в Краснодарском крае, откуда стали распространяться по всей России. Хемшилы не являются фанатично верующими, но среди них есть немало служителей культа. Известно, в частности, что хемшилами являются имамы, служащие в мечетях Северной Осетии и Пензы. В последние годы заметен весьма интересный процесс сближения и интеграции хемшилов и амшенских армян, сохранивших верность апостольской вере. В Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края они живут бок о бок. Хемшилские шейхи давно уже закрывают глаза на то, что молодые люди их общины женятся на армянках и выдают за армян замуж своих дочерей. В Апшеронске я был гостем духовного лидера хемшилов Хасана Салыха и заметил, что он даже косвенно поощряет этот процесс. С аксакалом я говорил на родном языке.

Если процесс верообращения амшенских армян вполне объясним и в некотором смысле даже понятен, то этого никак нельзя сказать о представителях второй группы исповедующих ислам армян. Речь о выходцах из Армении, которые приняли учения Мухаммеда не под угрозой физического уничтожения, а вполне добровольно и сознательно. Об этом не принято говорить вслух, но бесспорным фактом является то, что в Москве, Сочи и Краснодаре есть десятки, а то и сотни наших бывших сограждан, объединенных в мусульманские общины. Они продолжают считать себя армянами, а некоторые из них все еще говорят между собой на армянском. Есть подобные сведения и относительно Санкт-Петербурга, Махачкалы и Майкопа. Имам Лазаревского района города Сочи Умар Нибо подтвердил сведения о том, что среди прихожан его мечети есть немало наших соотечественников. “В нашем регионе русские и армяне приходят к исламу намного активнее, чем этнические мусульмане. Они особенно предрасположены к восприятию веры и религиозных знаний”, — сказал имам в интервью информационно-аналитическому агентству “НатПресс”. По словам Умара Нибо, “в мечеть поселка Головинка Лазаревского района на пятничную молитву приходит немало армян”. Верообращенные российские армяне ищут и находят друг друга посредством сайтов и форумов в интернете. Взяв грех на душу, я и сам вступил в переписку с сошедшей с пути истинного бывшей ереванкой, дабы выяснить некоторые подробности. Но, заподозрив неладное, ставшая правоверной мусульманкой Анаид отказалась знакомить меня с духовным лидером своей общины.

От нее успел лишь узнать, что в Москве есть не меньше пятнадцати семей выходцев из Армении, которые объединены в мусульманскую общину. Причем далеко не все они являются представителями смешанных семей. Есть среди них и семьи, в которых армянами являются оба супруга.

Кстати, в свое время этнический армянин был имамом одной из мечетей Баку. Интересно, как к верообращенным армянам относятся сегодня в Азербайджане. Мнения на этот счет в Баку разные. Известный азербайджанский теолог, депутат меджлиса Фазиль Мустафа говорит, что армянин, принявший ислам, должен восприниматься азербайджанцами как брат. “Понятие мусульманства не зависит от национальной принадлежности человека и поэтому мое отношение ко всем людям, принявшим ислам, позитивное”, — отметил он. В то же время заведующий организационным отделом Духовного управления мусульман Азербайджана Хаджи Фуад Нурулла относится к верообращенным армянам с недоверием. “Это очень неоднозначный вопрос. С точки зрения шариата, они — наши единоверцы, и к ним у нас не должно быть отрицательного отношения. Но имея в виду их национальность, должен сказать, что мы не верим в то, что их желание прийти к исламу искренне”, — заявил он. Духовный лидер напомнил о случаях принятия ислама женщинами-армянками, в свое время вышедшими замуж за азербайджанцев. “После известных событий многие из них убежали из нашей страны и вновь вернулись в лоно христианства”, — негодует священнослужитель.

Что же привлекает в исламе людей, подобных Артуру Манукяну? Этот вопрос следует адресовать не только психологам и социологам, но, полагаю, и служителям апостольской церкви. Ведь во всех упомянутых выше городах, включая Сочи, Махачкалу и Ярославль, есть армянские храмы. Почему же некоторые ищущие духовной пищи армяне предпочитают вере предков чуждые учения?..

Ну и несколько слов о том, что же все-таки могло стать мотивом убийства Артура Манукяна. В следственном управлении Ярославля не исключают версию о преступлении, совершенном на национальной почве. Но искать связь между убийством и этническим происхождением имама, на мой взгляд, бессмысленно. В Ярославле действительно сильны русские националисты, которые были возмущены попытками Манукяна добиться создания в городе второй по счету мечети. Мэрия уже выделила под ее строительство земельный участок, что во многом было результатом усилий Артура Манукяна. Но если убийство действительно было делом рук националистов, то армянские корни имама, думается, для них не играли никакого значения. Примечательно, что убийство было совершено в период, когда мусульмане отмечают один из главных своих праздников — Курбан-байрам. Примечательно, что всего за несколько дней до убийства Манукяна был застрелен еще один видный представитель мусульманской общины Ярославля — член Совета мусульманской общины города Кади Магомедов. Почерк исполнителей двух убийств весьма похожий.

Артем Ерканян, «Новое время»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image