Карабах - момент истины для России

8 октября, 2020 - 19:17

Россия в своей внешней политике часто от других государств совершенно обоснованно требует более четкой внешней политики и более понятного ориентирования в выборе приоритетов. И это правильно. Отношения с другими государствами, особенно со стратегическими союзниками, должны быть ясными, понятными и открытыми. Честная, более искренняя внешняя политика государств будет достойна уважения не только со стороны России, но и со стороны тех третьих стран, которые может быть не согласны с такой позицией, но будут уважать и с пониманием относиться к геополитическому выбору другой страны.

С другой стороны сама Россия часто при выборе приоритетов или при необходимости более четкого изъяснения своей геополитической позиции либо старается лавировать (подчас – излишне), либо просто опаздывает со своим решением. Такое поведение, как правило, присуще странам с совсем другими амбициями. Но фактом является то, что с конца 1980-ых «мягкая» геополитическая тактика постепенно приводила к уходу России из традиционных сфер влияния, а страны, исторически лояльные к России, оказались в зоне влияния совершенно других геополитических интересов.

Подобная политика фактически проводилась и в отношении Армении и Азербайджана, что начало порождать закономерные вопросы. Официальные лица Российской Федерации, политики и государственные деятели за последние дни новой карабахской войны не перестают заполнять медиа-поле заявлениями о том, что Россия старается держаться в этом конфликте нейтрально, т.к. является посредником в мирном процессе, а обе страны одинаково дороги и важны для России.

С одной стороны Армения – член ОДКБ с российской военной базой в Гюмри, с другой – Азербайджан, сотрудничающий с НАТО-вской Турцией и экспортирующий боевиков экстремистских организаций. Армения – член ЕАЭС, с российскими инвестициями в стратегических отраслях экономики и тесным сотрудничеством во всех областях – от образования до атомной энергетики, и Азербайджан с западными инвестициями в нефтегазовой отрасли и трубопроводами из Каспия – зоны жизненных интересов РФ. Армения, которая в международных инстанциях голосует либо нейтрально, либо синхронно с Россией, и Азербайджан, который всегда голосует против российской позиции.

В итоге имеем Армению, сделавшую свой геостратегический выбор, и Россию, которая лавирует между сторонами конфликта. Такое уже приводило к потере позиций самой России в своих казалось бы традиционных регионах и странах. Да, Россия требует от своих союзников надежности. Но она сама тоже должна быть готова действовать как надежный союзник. Турция уже перешла рубикон – реку Аракс. Их войска уже в Нахичеване и Азербайджане. Если Россия будет продолжать свою нейтральную позицию, то независимо от исхода нынешней стадии конфликта она рискует потерять очередной регион. Азербайджан продолжит выполнять функцию дочернего предприятия Турции, а пантюркизм смелым шагом продолжит марш на север и восток.

Итак, теперь о самом важном аргументе во внутрироссийском дискурсе политики РФ по отношению к Армении. Да, российские аналитики и политики правы. В Армении у власти «случайные» люди, которые до этого были рупорами антироссийской политики в стране, выступали против ОДКБ и ЕАЭС, были за вывод российской базы из Армении и регулярно обвиняли Россию во всех грехах. А сейчас, оказавшись у власти, вдруг стали ярыми сторонниками и ОДКБ, и ЕАЭС. Кстати, почему?

Надо учесть, что приход к власти таких людей является результатом политики прежних властей, а выбор народом новой власти был обусловлен всего лишь желанием сменить старую.

Геополитический выбор Армении не обусловлен решением властей. Это выбор армянского народа. Именно поэтому новым властям пришлось продолжить прежний внешнеполитический вектор. В отличии от Азербайджана, где война традиционно приводит к обострению внутриполитической ситуации, в Армении происходит консолидация общества. Армянский народ никогда не был в особом восторге от своих руководителей. Но в годы опасности всегда сплачивался вокруг армии и государства, оставив внутриполитическое разбирательство на более удобное время. Армянский народ рассматривал и рассматривает Россию как стратегического союзника и именно он влияет на внешнеполитический выбор правительства страны, а не наоборот. Именно поэтому общество не может воспринять проецирование осторожного и недоверительного отношения к нынешнему руководству (к которому у самих граждан немало вопросов), на отношение к Армении и армянскому народу.

Современный опыт (в первую очередь - западных стран) показывает, что политика эффективна когда работаешь не только с руководством государств, но и с его обществом. А в работе с политическими силами и деятелями надо учесть еще один немаловажный фактор. Принцип «он - сукин сын, зато наш сукин сын» не работает в открытых и свободолюбивых обществах. Сотрудничество с скомпрометированными или неприемлемыми для общества персоналиями дискредитирует как саму идею сотрудничества, так и тех, кто вовлечен в нее.

Армяно-российские отношения нужно поднять на более высокий уровень открытости, искренности и взаимного доверия. Интенсивная совместная работа по реализации региональных стратегических проектов еще впереди. В регионе грядут изменения. Стратегическим союзникам надо иметь свое видение новой региональной конфигурации, а также проводить терпеливую и каждодневную работу по ее реализации. Для новых глобальных вызовов и амбициозных планов нужны новые идеи и новые люди. И нынешнее обострение ситуации и новая война – не только новые риски и опасности, но и шанс на новый мир.

Ара Нранян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image