Мэр: В Шуши я не видел отступающих солдат или бегства мобилизованных

19 ноября, 2020 - 14:41

Сдача Шуши была нашей большой потерей, это наша беда и, к сожалению, уже гордость Азербайджана. Об этом заявил в интервью Aysor.am мэр города Шуши Арцвик Саркисян.

Ниже представляем отрывок этого интервью, его полная версия – на сайте первоисточника.

О падении Шуши ходят разные слухи, делаются официальные заявления. В конце концов, Шуши сдался или был захвачен? Из-за чего мы потеряли город-крепость?

Ответа на этот вопрос нет и у меня, и для меня все это  темный лес. Шуши был неприступной крепостью, которая должна была остаться. Не знаю, может, причина в их большом количестве, может, в активности видов оружия, что смогло ослабить наши позиции. Каринтак должен был быть хорошо защищен. Наша армия в Шуши была хорошо расположена, там у нас были мобилизованные из Армении, и из Арцаха хорошие, сильные, смелые парни.

26 января 1992 года Каринтак 12 часов воевал против 1700 азербайджанцев. У нас было 40 автоматов и 1 пулемет, но мы не уступили им ни одной позиции. Они, потеряв 201 человека, бежали, у нас же было 19 погибших. А на этой войне, непонятно как-то, Каринтак в последний момент, кажется, сдался. Тогда освобождение Шуши началось с героического боя Каринтака, и сейчас захват Шуши начался с поражения того самого Каринтака. Надо сесть и все понять – почему Каринтак все-таки сдался?

Не помню, 6 или 7 ноября 2020 года, когда я поднялся на горный хребет Каринтака, то увидел оттуда, что в Каринтаке полно турок, стояли их «Камазы». Есть тропа от  Каринтака в Шуши, во время разведки я заметил, что турки по нему поднимаются. На расстоянии 15-20 метров втроем вступили в бой. Пока подошла подмога мы успели «уложить» примерно 50 человек, еще 200 ушли. Во время ожесточенного боя у нас не было ни одной жертвы, только один солдат вывихнул ногу, а другой получил «контузию» в результате взрыва снаряда. А у них 300-400 человек погибли. В Шуши парни были настроены на победу, они были крепкими.

Если честно, я не видел отступающих солдат, бегства мобилизованных. Во всяком случае, за время своего пребывания в Шуши я ничего подобного не видел. Все были очень воодушевленными и по-боевому настроены. Я не знаю, почему все произошло именно так.

Озвученные с трибуны парламента слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что «Шуши был бесцветным и несчастным городом», в него не вкладывались инвестиции, возмутили многих. Неужели Шуши не перестраивали за 30 лет или это делалось с упущениями?

Шуши в 1920-х годах сгорел, но до 1988 года в Шуши, входящем в состав Советского Союза, все еще были руины. Что Союз был слабым или у Азербайджана не было сил для устранения всего этого? Сейчас же прошло 30 лет. Сам я был назначен мэром в 2013 году, потому ответственен за эти 7 лет.  Из года в год люди выражали удивление и восхищение тем, как город развивается и становится краше… В своих выступлениях я всегда отмечал, что Шуши – наша гордость и всегда должен процветать. Отстраивая Шуши, мы наносили оплеуху президенту Азербайджана, ведь он в каждом своем слове пел мугам о нашем городе. Шуши был его сверхзадачей. А мы в течение времени делали все: город был асфальтирован, газифицирован, обеспечен освещением, уже и круглосуточным водоснабжением. В то время как в Армении я вижу города, в которых по вечерам перекрывают воду.

В тех кварталах, в которых не было возможности по части обеспечения электрического освещения, мы купили и установили батареи на солнечной энергии, у нас не было ни одного темного квартала. У нас было 37 высотных зданий, поменяли их крыши. Основательно отремонтировали Дом культуры. В этом году должны были взяться за ремонт подъездов зданий. На этот год у нас вообще было много программ. Конечно, были и инвестиции. А за счет чего, к примеру, велись работы по асфальтированию? Это не могло быть осуществлено лишь силами государства. Так что, государство и инвесторы совместными силами помогали нашему городу. И я не принимаю мнение о том, что в Шуши не вкладывались инвестиции, и он не развивался.

Туристы, приезжающие к нам во второй, третий раз, каждый раз восхищались и говорили: как же Шуши преображается. Шуши был благословенным городом, а не бесцветным и несчастным. Несчастье именно сейчас, когда наш Шуши не в наших руках. Сдача Шуши была нашей большой потерей, это наша беда и, к сожалению, уже гордость Азербайджана.

А какое духовное и культурное наследие мы оставили в Шуши? Было ли что-то вывезено оттуда в период войны, с учетом и подобного исхода?

В Шуши были 2 действующие церкви, 5 музеев, 2 школы. Ремесленное училище, Шушинский технологический университет, педагогический колледж имени Артема Хачатряна, завод ковроткачества… Все это были действующие учреждения. Сам я никогда не думал о том, что они дойдут до Шуши, был уверен, что их перебьют на подступах к Шуши и Каринтаку. Мы ничего не вывезли, даже личное имущество. У меня там две меблированные квартиры, магазин одежды, работавший практически по гуманитарному принципу, 2 машины. Как было, так все и оставил. Кто мог подумать, что они дойдут до Шуши?  Это никогда не приходило мне в голову.

Жена, которая в последние дни была в Арташате, попросила прислать для ребенка вещь из дома. Я сказал: что ты говоришь, если я что-то возьму, выйду из здания, остальные люди, увидев это, что подумают, вот, мол, мэр перевозит свои вещи? Тем самым я могу вызывать панику среди людей. Из Шуши я сам выехал случайно, только в своей военной форме, ничего не вывез.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image