Военные уроки Нагорного Карабаха: у Европы есть поводы для беспокойства

24 ноября, 2020 - 18:38

Европе следует внимательно изучить военные уроки этого конфликта и не отвергать его как незначительную войну между бедными странами.

В этом убежден военный эксперт Европейского совета по международным делам Густав Грессель, опубликовавший статью «Военные уроки Нагорного Карабаха: повод для беспокойства в Европе» (Military lessons from Nagorno-Karabakh: Reason for Europe to worry). Материал размещен на сайте совета.

«Война 2020 года в Нагорном Карабахе преподает важные уроки для европейской обороны. Европейским правительствам следует срочно изучить его.

В последнее десятилетие ни для кого не было секретом, что Азербайджан планомерно наращивает свои вооруженные силы. Несмотря на это, немногие эксперты предсказывали явную военную победу Азербайджана над Арменией в этом месяце. Эта победа во многом была обусловлена ​​технической и финансовой стороной войны: Азербайджан мог позволить себе больше, и у него были турецкие и израильские технологии, которые были просто лучше, чем то, что было нужно Армении. Но уроки войны 2020 года в Нагорном Карабахе гораздо глубже и сложнее, чем просто технические вопросы. И они преподают четкие уроки того, насколько хорошо Европа может защитить себя.

Урок 1: стратегия и политика имеют значение

На каждую войну влияют конкретные политические обстоятельства, которые ее провоцируют, и эта война не была исключением. Азербайджан и Турция были уверены в успехе своих наступательных действий, поскольку Россия с самого начала войны дала понять, что не намерена оказывать помощь армянам за пределами их признанных границ. Россия также рассматривала военное давление Азербайджана как инструмент ослабления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который возглавил революцию 2018 года, свергнувшую старый режим. Более того, действия Азербайджана могут привести к тому, что Армения согласится с ранее согласованными «мирными планами», что усилит геополитические позиции Москвы. Эта неблагоприятная политическая ситуация напрямую обернулась для армян невыгодными боевыми действиями на поле боя.

Осознавая молчаливое согласие Москвы на военное вмешательство, Турция в октябре 2020 года направила в Азербайджан несколько истребителей F-16 в качестве общего сдерживающего фактора. Позже они использовались для уничтожения любого армянского штурмовика, пытавшегося вступить в бой. Со своей стороны, Армения этим летом только что получила от России восемь перехватчиков Су-30, но даже не пыталась использовать их для борьбы с азербайджанскими беспилотниками и F-16. Основная причина этого заключалась в том, что Россия хотела, чтобы Армения не вступала в прямую конфронтацию с самой Турцией, и поэтому держала свои самолеты на земле. Россия эффективно обеспечивала превосходство в воздухе на дипломатическом блюде Азербайджана и Турции. Это оказалось решающим.

Урок 2: компьютеры и сети имеют значение

Как и в Сирии и Ливии, российские системы ПВО оказались неэффективными против небольших и медленных дронов. Это вызвало споры на Западе по поводу того, не переоцениваются ли в целом российские системы ПВО. Но этот вердикт был бы преждевременным.

Самые «современные» системы ПВО в Армении серии С-300ПТ и ПС, а также 9К37М Бук-М1 были разработаны в 1980-х годах. Хотя ракеты все еще мощны, их сенсоры предназначены для обнаружения, идентификации и отслеживания быстро движущихся истребителей, а их индикаторы движущихся целей не учитывают маленькие, медленные дроны.

Как и во многих системах 1980-х годов, большая часть вычислений предопределена схемами оборудования, а перепрограммирование требует обширного переоборудования всей системы, чего армяне не сделали. Эти системы также не способны рассказывать истории: накапливать и объединять необработанные радиолокационные эхо-сигналы от разных радаров в один агрегированный отчет о ситуации.

Слияние сцен необходимо для обнаружения небольших и незаметных целей, таких как современные дроны или самолеты-невидимки. Ни одна из экспортных версий российских систем ПВО, которые она продала Сирии, Турции, Северной Корее и Ирану, не имеет соответствующих возможностей. (В последних двух случаях они замаскированы под «локальные» системы, такие как Raad или Bavar 373).

Следовательно, существует огромная разница в характеристиках между российскими системами ПВО, защищающими российские базы в Армении и Сирии, и теми российскими системами ПВО, которые экспортируются в Армению и Сирию. Беспилотные летательные аппараты в Азербайджане передвигались свободно, поскольку в Армении не было глушителя, способного прерывать сигналы, соединяющие дроны со станциями наведения. Только в последние дни войны Россия использовала систему радиоэлектронной борьбы «Красуха», базирующуюся в армянском городе Гюмри, чтобы помешать глубокой азербайджанской разведке в самой Армении.

Однако азербайджанцы также использовали израильские барражирующие боеприпасы Harop, которые, в отличие от дронов, могли работать в неблагоприятных условиях (хотя и с меньшей эффективностью).

Следовательно, для армий, которые, вероятно, будут готовиться к войне в будущем – не только США, Китая, России, но и региональных держав, таких как Турция, Израиль и Южная Африка – этот опыт, безусловно, будет стимулировать дальнейшие исследования искусственного интеллекта и автономной системы летального оружия. Вместо того чтобы запрещать этот класс боеприпасов в соответствии с договором о запрещении контроля над вооружениями, как это предусмотрено в Европе, они будут экспериментировать с тем, как использовать новые технологии и наилучшим образом интегрировать автономные системы летального оружия в свои маневренные общевойсковые силы, тем самым увеличивая темпы и эффективность их боевых действий.

Урок 3: cражайтесь «вокруг» силы врага

До войны на тактическом уровне армянская армия была лучше: у нее были лучшие офицеры, более мотивированные солдаты и более гибкое руководство. Во всех предыдущих войнах с Азербайджаном это оказалось решающим. Но Азербайджан нашел способ обойти это. Тут и пригодились беспилотники: они позволили азербайджанцам сначала провести разведку армянских позиций, а затем разместить резервы. После этого армянские позиции можно было бы широко обстреливать обычной артиллерией, ослабляя их оборону.

Затем беспилотники начали наступление на армянские резервы, используя артиллерию, реактивные системы залпового огня с кассетными боеприпасами, свои собственные ракеты или используя баллистические ракеты LORA израильского производства для разрушения мостов или дорог, соединяющих резервы с фронтом. Как только армянская сторона не могла отправить в бой резервы, азербайджанская армия могла двигаться в любом количестве, чтобы сокрушить изолированные армянские позиции. Эта процедура повторялась день за днем, ежедневно отбивая одну армянскую позицию и пополняя артиллерию ночью.

Эта тактика сработала и в горной местности, которую армяне считали легкой для защиты. В горах есть только одна дорога, соединяющая переднюю и заднюю части, что облегчает беспилотникам обнаружение целей. Когда битва за Шуши показала, что у армян нет шансов даже на этой территории, армянская армия начала распадаться, и Еревану ничего не оставалось, кроме как согласиться на прекращение огня на невыгодных условиях.

На Западе большая часть дискуссий о дронах сосредоточена на технической стороне войны дронов. Но в этой войне этот аспект был менее впечатляющим. Количество уничтоженных машин, вероятно, преувеличено – например, в сообщении на азербайджанском языке Sputnik утверждается, что было уничтожено больше танков, чем количество танков, находящихся на действительной службе в Армении. Тактическое использование беспилотников азербайджанцами было впечатляющим, как и то, как они использовали их в операциях с обычной бронетехникой, чтобы обойти мощь вооруженных сил противника. Это интеллектуальное творчество, вероятно, следовало передать турецким военным советникам, которые, улучшив методы ведения войны в Азербайджане, внесли такой же вклад в победу Баку, как и поставка техники.

Европе следует внимательно изучить военные уроки этого конфликта и не отвергать его как незначительную войну между бедными странами. Со времен холодной войны большинство европейских армий отказались от самоходных артиллерийских систем ПВО. Переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), такие как «Стингер» и «Игла» – основные системы ПВО ближнего действия в Европе – имеют мало шансов поразить небольшие цели, такие как барражирующие боеприпасы или небольшие беспилотники, невидимые для оператора.

Во время недавней войны в Нагорном Карабахе беспилотниками было уничтожено больше ПЗРК, чем они могли бы сбить сами. Ни одна европейская армия не имеет бронированной системы ПВО высокого разрешения с сенсорным или сюжетным синтезом для защиты собственной брони. Только Франция и Германия имеют средства подавления и защиты баз (ближнего действия) БПЛА.

Большинство армий ЕС – особенно малых и средних государств-членов – в современной кинетической войне столкнется с тем же ужасом, что и армия Армении. Это должно заставить их задуматься – и волноваться».

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image