Город Шуши: факты и вымыслы

31 января, 2021 - 23:36

15 января президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил город Шуши (Шуша), который перешёл под контроль Баку в результате трёхсторонних договорённостей по итогам 44-дневной войны за Нагорный Карабах. В ходе визита глава Азербайджана побывал в разбомблённом во время военных действий храме Святого Христа Всеспасителя, тем самым вызвав возмущение в Арцахе и Армении, с учётом последовательно проводимой со стороны бакинского режима кампании по разрушению  и «деарменизации» христианского наследия по всей подконтрольной  ему территории.

Во время посещения города Ильхам Алиев в очередной раз заявил, что Шуши – «азербайджанский город». В ответ глава МИД Армении Ара Айвазян отметил, что «Шуши является центром армянской культуры» и что «армянская сторона не согласна с тем, что Шуши может стать турецким культурным центром». При этом он выразил убеждение, что в данном вопросе армянская сторона получит поддержку международного сообщества. 

Не замедлила также реакция официального Степанакерта. «Для нас Шуши был и остаётся одной из святынь. Это город, место, которое является одним из важнейших компонентов нашей самобытности, нашей истории, культуры, боли и мечтаний. Думаю, что иные комментарии и оценки здесь излишни», – отметил министр иностранных дел НКР Давид Бабаян.

«В советские годы из Шуши спланированно выселяли армян. А в последние 30 лет в Шуши проживали исключительно армяне. Мы там жили и созидали», – сказал бывший мэр Шуши Арцвик Саркисян, напомнив при этом, что в Шуши в последние годы проживало порядка шести тысяч человек, действовали церкви, множество музеев. По его словам, разговоры о том, «насколько Шуши был армянским городом», смахивают на азербайджанский заказ.

«Даже визуально Шуши напоминает о себе как об армянском городе с учётом величественного храма Всеспасителя», – утверждает  писатель, публицист, руководитель благотворительного фонда «Шуши» Бакур Карапетян, отмечая наличие следов многовекового армянского присутствия в городе, большого количества памятников культуры и истории.

Однако, судя по всему, официальный Баку явно руководствуется принципом «факт – ничто, интерпретация – всё!»

История свидетельствует о том, что Шуши, один из самых развитых городов Закавказья XIX-начала XX веков, располагался на торговом пути между Российской империей и Ираном, и процветание торговли и ремесла в городе привело к тому, что в Шуши съехалось также закавказское тюркское население региона. В городе появилась достаточно большая шиитская община, компактно заселившая нижнюю часть Шуши, начали активно строиться мечети, медресе и другие исламские учреждения, которые проектировались персидскими архитекторами с учётом традиций местной архитектуры.

«К 20-му году прошлого столетия Шуши, как и многие армянские города, был поделён на две половины – мусульмано-шиитскую и армяно-русскую, христианскую, – говорит проживавший в Шуши председатель Общественной организации беженцев НКР, историк по образованию Сарасар Сарьян. – Армяне Шуши всё же оставались большинством населения, и это продолжалось до входа в город турецкого регулярного войска, что воодушевило местное мусульманское население на межэтнические столкновения».

Историки отмечают, что шушинская резня в 20-х годах прошлого года стала логическим продолжением политики Турции по уничтожению западных армян, а в советский период последовательно осуществлялся  «белый» геноцид. В мае 1988 года последние армянские семьи были изгнаны из города, но с освобождением силами самообороны Арцаха (9 мая 1992 года) Шуши, превращённого руководством Азербайджана в военную базу, откуда подвергалась систематическому артобстрелу столица НКР – г. Степанакерт, начался восстановительный процесс в историческом культурном центре армян Карабаха-Арцаха, стали возвращаться беженцы...

В качестве справки надо отметить, что на месте расположения нынешнего  Шуши, согласно армянским историческим источникам,  было поселение, в котором в 1428 году епископ Мануэл (в некоторых источниках Тер-Манвел), служивший в церкви Амарас в Карабахе, переписал Евангелие, ныне хранящееся в Институте древних рукописей Матенадаран г. Еревана. На последней странице, в колофоне, автор пишет, что проделал работу «в селе Шушу земли Амарас».

Первые упоминания Шуши как крепости относятся к началу XVIII века: «Аван-юзбаши, прибыв и укрепившись в скале Шоша, прославился. Это было в 1717 году», – указывал в своих хрониках вардапет (архимандрит) Хачик Дадян (каталог писаний, ч.1, Вагаршапат, 1898 г.). Автор описывал военное становление одного из видных лидеров армянской национально-освободительной борьбы против турок и туркоманов, потомственного армянского князя Авана-юзбаши, впоследствии решением иранского шаха Тахмаспа II ставшего ханом всего Карабаха. Он и заложил первый камень Шушинской крепости, о чём в своём рапорте (1725 г.) писал русский генерал Михаил Матюшкин: «Сотник Аван, внимая просьбам населения Карабаха, своими людьми числом 10 тысяч… строит новую крепость».

В XVIII веке Арцах-Карабах занимал северо-восточные предгорья Малого Кавказа и по территории был значительно больше территории Нагорно-Карабахской Республики. При этом, по свидетельству Раффи и других историков, вся эта провинция была населена исключительно армянами, вплоть до появления здесь тюркских кочевников-скотоводов в середине XVIII века. Территория Арцаха-Карабаха была разделена между пятью меликствами (княжествами). В своей книге «Меликства Хамсы» Раффи следующим образом описывает географические границы меликств Арцаха: Гюлистан (или Талыш), простирающееся от реки Курак, то есть от границ Гандзака, до реки Тартар; Джраберд (или Чараберд), простирающееся от реки Тартар до реки Хаченагет; Хачен, простирающееся от Хаченагета до реки Каркар; Варанда, простирающееся от Каркара до гор Дизапайта; Дизак (или Дузах), простирающееся от южных склонов горы Большой Кирс до реки Ерасх (Аракс).

В 50-х годах XVIII века, пользуясь возникшей среди меликов междоусобицей, предводителю тюркоязычных кочевых племен сарыджаллу Панаху удаётся обосноваться в крепости Шуши. Он провозглашает Карабах ханством, а себя самого ханом. Персидский трон поддерживает Панаха.

Шуши становится столицей Карабахского ханства под управлением Джеванширов, постепенно превращаясь из крепости в город. Какое-то время ханство подчинялось персам, однако в 1813-м отошло к Российской империи по Гюлистанскому договору. Шуши развивался и вскоре стал третьим крупным культурным и экономическим центром на Южном Кавказе после Баку и Тбилиси. Население Шуши разделилось: армяне жили преимущественно в верхней, горной части, азербайджанцы предпочли нижнюю часть города. Город развивался согласно российским планам застройки: строились церкви, монастыри, училища, семинарии, мечети, театры, школы, музыкальные дома. Шуши стал городом-крепостью, обладавшим  уникальными для конца XIX-начала XX века городской культурой и традициями.

Согласно данным первой переписи населения Российской империи 1897 года, население Шуши составляло 25 881, из которых 14 420 – армян, 10 778 – татары (ныне азербайджанцы). Однако вскоре свою роль сыграли нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, притеснения армян в Турции, закончившиеся геноцидом, и Первая мировая. На фоне усиления турецкого влияния  росли националистические настроения среди местных армян и азербайджанцев.

Первые армяно-азербайджанские (татарские) столкновения в Шуши были зафиксированы в 1906 году – тогда сгорело чуть ли не полгорода, сотни человек погибли с обеих сторон, многие бежали. С тех пор конфликты не утихали ни на день, а кульминация армяно-азербайджанского противостояния пришлась на 1918-1920 годы.

Роковым для города стал март 1920 года. После массовой армянской резни, осуществлённой созданной турками Азербайджанской Демократической Республикой 23 марта, в Шуши осталось всего несколько сот армян, и это при том, что, согласно статистике того времени, в 1912 году Шуши насчитывал 42 тыс. 400 жителей, 61,2% которых составляли армяне, в 1916 году – 43 тыс. 869 жителей, из коих 21 тыс. 926 были армянами, 18 тыс. 641 – мусульманами (в том числе кавказскими татарами), 1 тыс. 249 – русскими.  По разным оценкам в ходе мартовской резни были убиты 8-10 тысяч армян, уничтожено и сожжено 7 тысяч армянских зданий. Выжившие армяне были вынуждены покинуть свою историческую родину, и азербайджанцы начали заселять Шуши.

Существует немало доказательств того, что погромы и резня армянского населения Шуши были хорошо подготовлены и организованы властями Азербайджана под руководством опытных турецких эмиссаров.

  Карабахский исследователь, автор ряда монографий о городе Шуши Грачик Арутюнян (скончался два года назад) на протяжении многих лет изучал надписи старых кладбищ и историко-архитектурных памятников Шуши с целью, как он отмечал, «спасти от забвения останки прошлого, тем самым не дать возможности посторонним фальсифицировать нашу историю». Собранный материал даёт конкретные сведения об истории, культуре, искусстве, торговле, быте Шуши.

«Установлено, что в Шуши проживало более 170 династий. Представители династий Шахназарянов, Жамгарянов, Чгнаворянов, Мелик-Пашаянов, Паранджановых, Хандамирянцев, Джилавянов, Бабаян-Тамирянцев, Тарумянцев, Ерамишянцев и многих других были известны далеко за пределами края, в передовых европейских и российских кругах. Надписи свидетельствуют о том, что интеллигенция города получила образование в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и других ведущих европейских городах. Шуши имел крепкие торгово-экономические, духовные и культурные связи с внешним миром, был в своё время одним из центров Кавказа. В целом из этнографических надписей можно сделать вывод о том, что Шуши был известен не только на Кавказе, но и в цивилизованной Европе, занимая определённое место в её культурной жизни», – говорил Грачик Арутюнян.

По его словам, на месте армянских кладбищ сохранилось порядка 33 тысяч надгробных плит. Надписи на армянских могилах высечены на грабаре (староармянский язык), среднеармянском и на карабахском диалекте.

«Надписи на могильных плитах являются важным источником информации о бурных событиях не столь давнего прошлого. Они дополняют истинными фактами историю края несмотря на то, что о Шуши писалось очень много», – отмечал Арутюнян.

По итогам своих исследований он констатировал наличие в Шуши нескольких старых кладбищ – 5 армянских, 1 русского, 1 армяно-русского и 1 персидского. Изучая русское кладбище города Шуши, исследователь пришёл к выводу, что оно в годы азербайджанского правления имело такую же плачевную судьбу, какой удостоились армянские и другие христианские кладбища.

«Многие могилы были разрушены и разграблены. Перед нами предстают полуразрушенные надгробные памятники и отдельные их фрагменты, сдвинутые с места или вовсе перевёрнутые плиты, выкорчёванные или разбитые кресты. История стала жертвой конфессиональной непримиримости», – утверждал Грачик Арутюнян.

Исследователь готов был изучить и азербайджанское кладбище, однако в Шуши, по его словам, старого азербайджанского кладбища не было, что, по его словам, является красноречивым свидетельством того, кто является исконным хозяином города…

Отдельного внимания заслуживает шушинская церковь Казанчецоц Святого Христа Всеспасителя. Этот шедевр армянской архитектуры ХIХ века азербайджанцы, как отмечалось выше, превратили в начале 90-ых годов прошлого века в склад для хранения боеприпасов. От величественного строения фактически оставался лишь каменный остов, и только после освобождения города в мае 1992 года храм был отреставрирован. Однако в ходе 44-дневной войны церковь вновь подверглась целенаправленной агрессии со стороны врага – двум точечным ракетным ударам. После перехода города под азербайджанский контроль церковь была осквернена азербайджанскими военными надписями краской.

Если Баку с середины ХIХ века традиционно воспринимался больше как промышленный центр Закавказья, то Шуши, наряду с Тифлисом считался сердцем региона в культурно-образовательном контексте. Театры, гимназии, реальное училище, музыкальное образование, издательства – вот неполный перечень исторических достоинств Шуши. Многие выпускники шушинского Реального училища продолжали обучение в Сорбонне и Гейдельберге.

7 апреля 1861 года открытая несколькими годами раньше женская школа была преобразована в Мариинскую женскую гимназию по аналогии с такой же гимназией в Санкт-Петербурге. В гимназии обучались от 200 до 300 девочек. Из них 90% составляли армянки, 8% русские и 2% татарки, а уроки проводились на армянском и русском языках. В гимназии учили богословию, арифметике, общественным наукам, чистописанию, российской географии и истории, русскому и армянскому языкам, пению и рукоделию. Наставницей гимназии была Мариам Ахумян, комендантом Элизабет Симонян. В 1894 году гимназия была переименована в Женскую гимназию им. Мариам Гукасян.

Первый театр в Шуши построил в 1896 году армянин Мкртич Хандамирян.

Город известен также как важный центр армянского книгопечатания – возникновение и дальнейшее развитие книгопечатания в Арцахе неразрывно связано с Шуши. В этом плане он был вторым после Эчмиадзина, а на всем Закавказье – третьим после Тифлиса. Первая изданная в Шуши (в 1828 году) книга на армянском языке называлась «История Святого Писания». Она вышла в первой шушинской типографии, открытой швейцарскими евангелистскими миссионерами Августом Детрихтом и Фелицианом Чамбезой. За 6 лет издательство выпустило 13 наименований книг, причём, Базельское миссионерское сообщество впервые использовало в Арцахе ашхарабар (светский армянский язык).

В 1881 году в Шуши была открыта типография «Мирзаджан Махтеси Акопян», которая за 25 лет своего существования издала большое количество художественной и историографической литературы, дидактических материалов и учебников, газет и журналов. Впервые отдельными томами был издан ряд произведений армянских классиков  Раффи, Лео и др.,  переводы «Шахнаме» Фирдуси, работы А. Доде, Дж. Дрэпера и т.д.

Типография М. Махтеси была наиболее благоустроенным книгопечатным центром Арцаха, начиная с 80-х годов ХIХ века и вплоть до советских времён. Армянская пресса Кавказа периодически освещала деятельность издательского дома М. Махтеси. Журнал «Тараз», вместе с высокой оценкой, пишет: «Типографское искусство в Шуши поставлено на хороший уровень, здесь функционируют два богатых издательства (М. Махтеси и Тер-Саакяна), на которых работают скоропечатные машины. Шуши занимает второе место на Кавказе после Тифлиса по количеству издаваемых на армянском языке книг и в этом деле он опередил такой крупный город с многочисленным армянским населением, как Баку».

       В истории этнографии Армении и, в частности, Арцаха, беспрецендентным явлением было издание в 1896 году в Шуши известным этнографом Е. Лалаяном журнала «Азгагракан андес» («Этнографический вестник»), которым «было заложено основание для последующих демографических исследований». Очень скоро вокруг журнала обьединились именитые интеллигенты М. Абегян, Лео, Ст. Малхасян, Гр. Ачарян, Т. Тороманян, Е. Шахазиз, Х. Самвелян, Л. Меликсет-Бек, В. Папазян, Г. Левонян и многие другие деятели, которые, активно сотрудничая с журналом, публиковали свои исследования и сборники, представляющие большую этнографическую ценность.

     После 1905 года в Шуши функционировали типографии Баграта Тер-Саакяна и Мелкона Бабаджаняна, деятельность которых была прекращена 23 марта 1920 года во время армянских погромов в городе. За тот период было издано порядка 150 наименований книг. А в период с 1874 и по 1920 год в Шуши издавалось до 30 наименований газет, из коих 3 – на русском языке.

Выходцами из Шуши были многие известные деятели армянской и мировой культуры. Шушинские корни у всемирно известного композитора – Микаела Таривердиева (его отец, Леон Таривердян, родился в Шуши).

Шуши прославлен не только именами отдельных культурных деятелей, но и целыми династиями художников, музыкантов, артистов. Знаменитые художники, братья Микаел (1897 г.р.) и Сергей Арутчьяны (1912 г.р.) родились в Шуше. Шушинские корни имеет также знаменитый армянский скульптор, Народный художник СССР Ерванд Кочар. Его отец Симон Кочарян родился в Шуши, а сам Кочар – уже в Тифлисе. Среди выдающихся династий Шуши – Юзбашяны. Отец Аракел Юзбашян был учредителем церкви Казанчецоц в Шуши и оставался её попечителем на протяжении всей жизни. В Шуши родился выдающийся армянский писатель и драматург Мурацан. Его роман «Геворк Марзпетуни» входит в обязательную программу изучения в армянских школах. Известный историк и писатель Лео на протяжении нескольких лет был корреспондентом газеты «Мшак» в Шуши. Сам Лео родился в Каринтаке – крупном селе близ Шуши.

Всем известно имя дважды Героя Советского Союза лётчика Нельсона Степаняна, генерал-майора, Героя Советского Союза Андраника Казаряна. Другой шушинец Иван Лазарев (1820-1879 гг.), военный деятель русской армии, генерал-лейтенант, прославился  в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командуя войсковой группой, затем корпусом, осадившим и взявшим Карс. Список можно долго продолжить.

Сейчас Шуши, давший Армении и миру так много героев и созидателей, перешёл под контроль Азербайджана. Очевидно, бакинский режим приложит все усилия, чтобы уничтожить армянское наследие Шуши – так поступали в Нахиджеване, Карсе, Ани, Карине, Киликии, Ване, Двине… Так, увы, уже поступает азербайджанская сторона и сегодня.

Ашот Бегларян

Комментарии

Науууу, зачем вы так? Совсем не уважаете президента России Владимира Владимировича Путина, который заявил, что Арцах является территорией Азербайджана. Конечно, все вавилонские, ассирийские, древнегреческие, древнеримские, персидские, арабские, византийские и прочие источники утверждают, что это армянская земля, что когда армяне в Карабахе жили тысячелетиями, азеры были хвостатыми и прыгали с ветки на ветку. Но ведь надо уважать президента РФ и его познания в истории!

Ашот Бегларян, спасибо за правдивый экскурс в реальную историю, которую боятся те, кто не хочет знать правды, кому выгодна сегодняшняя ложь, идущая со всех сторон. Так им, варварам, легче грабить созданное армянами на протяжении веков. Им кажется, что ложь можно замаскировать их "новой историей"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image