В Петербурге скончался большой друг армянского народа поэт Александр Князев

18 февраля, 2021 - 23:54

14 февраля 2021 г. на 68-м году жизни умер поэт, видный деятель культуры Санкт-Петербурга, исследователь, литературовед, музыколог, импресарио, редактор Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» РАН и искренний друг армянского народа Александр Князев. 

Светлая Память этому человеку космической души и энергетики.

Ниже приводим фрагменты из прощальных публикаций в Фейсбуке от Владимира Емельянова, Стефани Кочарян и Виктора Коноплёва.

В конце 2019 года представитель армянской автономии Петербурга побеседовал с Александром Николаевичем, репортаж об этом с фотографиями и видеозаписью - https://www.armspb.org/post/12-11-2019_kniazev



От Владимира Емельянова

"Не сомневаюсь, что об этом человеке когда-нибудь напишут книгу. И что такие люди возможны сейчас только в Петербурге. Не знаю, что он окончил и кто он по специальности. И думаю, что про это вообще мало кто знал. Но Князев на протяжении 30 лет делал в Петербурге что-то необыкновенное. Он открывал молодых музыкантов и вскладчину устраивал их выступления в музеях. А потом, после записи этих концертов, музыкантов расхватывали театры всего мира. Так он открыл Олесю Петрову и Дмитрия Янова-Яновского. Князев познакомился с Зарой Долухановой и Павлом Лисицианом, взял у них интервью и издал на свои деньги собрания их записей. Князев собрал по частным фонотекам и издал альбом романсов на стихи Лермонтова. Он писал статьи по поэтике в "Вопросах литературы" и в журналах Пушкинского дома, выступал с докладами, писал стихи, рисовал картины. При этом у него самого никогда не было денег, потому что он все вкладывал в свои удивительные, совершенно не окупаемые проекты. Человек-птица, вечно счастливый от очередной находки, будь то рукопись, идея или человек, Князев шел по земле как летят по воздуху. Я благодарен ему за то, что он включил меня в свою коллекцию. Внезапно позвонил мне, попросил о встрече, сказал, что я его очень интересую, и пригласил участвовать в своих проектах. Говоря с ним и быстро оценив всю его хлебниковскую натуру, я понял, что красноречие Князева сопровождается голодом. И, извиняясь, предложил покормить его. Дал ему денег. Потом покупал изданные им диски и книги - уникальные, кажется, нигде не продававшиеся. Князев где-то работал, но больше работал без денег. Совсем без денег. Собирал складчину на проекты. А сам по дням мог не есть. И это было вот сейчас, в наше время, а не в какую-то прекрасную эпоху прошлого. По нашим улицам летал человек-птица, в лучших дворцах и музеях Петербурга проходили устроенные им концерты классической музыки и поэзии, издавались на его деньги книги молодых поэтов. У него была абсолютная эстетическая интуиция. Александр Николаевич Князев, нищий Дягилев, исповедник веры в Красоту, останется в истории Петербурга одной из самых пленительных и прекрасных легенд. И спасибо, спасибо ему за то, что он много лет был в моей жизни."

От Стефани Кочарян

"Мне всегда казалось, что Александр Николаевич находился на месте пересечения всех дорог. Он стоял в центре и сквозь него проходило неимоверное количество людей и информации. Надо было иметь очень большое мужество находиться там, где находился этот удивительный и уникальный человек. Ведь там, где пересекаются все дороги, жизнь тоже видна со всех сторон. Отсюда невозможно никуда уйти, спрятаться или даже зашитить себя. Можно было просто принимать всех тех, кто с ним пересекался. И Александр никогда ни кому не отказывал, вечно находясь в новизне, в новых проектах, с новыми людьми и новыми открытиями, превращая жизнь всех людей в праздник любви и творчества!!.....

Уж в разгаре весна

Все печальнее вести

Улетают от нас

Други в за поднебесье.

Взвиться в небо нельзя

Вслед,вдогонку крылатым.

И пустеет стезя

Скорбью светлой обьята.

Изольётся печаль

В жизни пахоте длинной

Будет доброю даль

К перед Богом невинным.

(А. Князев)

От Виктора Коноплёва

"Скончался замечательный человек - Александр Николаевич Князев. Поэт, литератор, меценат - он не был в числе модных цитируемых авторов, но сиял на питерском небосклоне так, что казалось, что ему нет надобности во всей этой бытовой житейской мишуре. Я бывал в его скромной питерской квартире, полной книг и его обаяния. Он очень любил людей, всегда с восхищением рассказывал о каждом своем новом открытии. Он никогда ни на что не жаловался, разве что мне на меня, из-за того, что редко звоню ему, делая это деликатно и тут же переводя разговор: "Витенька, а Вы представляете, какого потрясающего автора я открыл?" В 2014 году я порекомендовал его для участия во Втором международном фестивале поэзии, проходящем в Арцахе, откуда он приехал восхищенный, словно юноша, познавший первую любовь. Будучи там, он написал короткое стихотворение, которое тут же перевели на несколько языков участники фестиваля:

Облако обнимает горы вершину.

Осязаемо рука к нему тянется.

Отдаёшься миражу.

Сердце любит – оно не обманется....

Вы в наших сердцах остались добрым ангелом, дорогой Александр Николаевич. Покойтесь с миром!"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image