Культуроцид: угрозы и вызовы современной цивилизации

27 февраля, 2021 - 10:48

Гаспарян Мартик Юрикович, Руководитель Центра репарации и реституции, член Научного Совета РАН, член Президиума РАЕН, академик РАХ,  РАЕН, МАДЕНМ, WAEN, д.э.н., профессор, Номинант Нобелевской премии

Лавриненко Михаил Павлович, Президент  Ассоциации  «Миротворцы  и  Мир», генерал-полковник, академик  РАЕН, Международной Академии Наук «АРАРАТ»

Бекларян Левон Андреевич, Сопредседатель Научного центра АРМАЕН, Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, доктор физико-технических наук, профессор, Академик РАЕН

В эти тяжелые судьбоносные дни для армянского народа, когда армянская нация через жертвоприношение своего ГЕНОФОНДА  один на один  воюет с международным терроризмом, с 100-летней геноцидальной машиной  ТУРОК,  угрозами и вызовами человечеству со стороны сформированной бабламанией и продажностью политиков, экспертов, ученных и творческих людей бизнесу и «всемирным правительствам», в присутствии безразличия современного мира вновь обращаемся к письму из прошлого, как Призыв-Завещание-Обращение, не только духовного лидера, но и влиятельной фигурой в армянской истории, Хримяна Айрика и для нас становится очевидным, что на самом деле все осталось прежним, сменилось лишь поколение!

Армянский народ, на протяжении 16 веков обороняющий восточный форпост христианства, в 1878 году по существу сделал очередную отчаянную попытку маленького народа, чтобы сообщить миру о постигшей его гуманитарной катастрофе и попросить поддержки, наперекор желанию султана и османского правительства. По всему Старому свету были слышны  слова поддержки, однако все обещания так и остались словами. Связывавшие свою дальнейшую судьбу и судьбу своего народа с турками, армянские банкиры, ростовщики, государственные деятели выступили против него. Как Католикос, не достигший своей цели, в августе 1873 года он был вынужден  подать в отставку и вернуться на кафедру Епископа Ванского. Хримян Айрик лишь хотел, чтобы многострадальный армянский народ не был в невежестве, в отсутствии знаний и некультурности, что выгодно только правителям.

Судьбу самих армян повторяет путь древнейших армянских рукописей, церквей, хачкаров: изгнание, потеря, обретение Родины. У каждой церкви, хачкара, книги — своя судьба, как и у человека. Именно поэтому особо знаменательным в эти дни становится проведения настоящего круглого стола по Культуроциду.

Форум:  онлайн круглого стола «Карабахский конфликт: к миру через культуру» -  это  серьезнейшее  мероприятие,  проводимое   теми   достойными  людьми,  кому   дороги  истоки  нашей  цивилизации и угрозы и вызовы современного мира цивилизации.

Мы  благодарны   всем,  кто  предоставил  возможность   нам, солдату и ученому  выразить  свои  мысли  по  проблеме  потерь  культурных  и  исторических  ценностей  мировых  цивилизаций в мирное время,  от  всевозможных  войн,  военных  конфликтов, терроризма  и  деятельности  криминальных  структур  мира  и  высказать  свои  предложения  по  их  сохранению.

    Как  представляется,  уже  давно  назрело  время  для  создания  мировым  сообществом  жесткой  системы  сохранения  памятников  культуры  и  истории  и  организации  системы  ответственности  всем,  без  исключения,  лицам  за  ее  нарушение,  в  том  числе  государственным  и  общественным  деятелям  самого  высокого  уровня,  пренебрегшим  данной  проблемой.  Созданные  руками  человека,  культурные  ценности  подвергаются  жестокому  обращению  вплоть  до  истребления,  укрытию  их  от  ученых,  профессионалов,  изучающих  их,  укрытию  их  от  широких  слоев  населения,  интересующегося  историей,  превращению  в  собственность  отдельных  лиц,  лишающих  мир  возможностей  прикасаться  к   его  сокровищам.  Все  мы  являемся  свидетелями  как  в  небытие  или,  в  лучшем  случае,  от  глаз  человеческого  общества  уходят   памятники  архитектуры,  живописи,  ваяния,  литературы,  памятники  религиозной  направленности  различных  конфессий.

     Мы не  хотим  утомлять  Вас  экскурсом  в  эпоху  древних  войн.  Достаточно  вспомнить  лишь  период  последнего  десятилетия  буйного   страшными  войнами  ХХ  века  и  начала  ХХI  века:

                                     -  Афганистан,

                                     -  Балканы,

                                     -  Центральная  Азия,

                                     -  Чеченская  Республика  в  России,

                                     -  Ирак,

                                     -  Кувейт,

                                     - Сирийская  Арабская  Республика,

/уничтожение 3 млн. христианской общины и депортация, переселение исповедующих Восточных церквей- Ассирийская, ААЦ, Антохия автохтонных народов в разные уголки мира, отказ России от сохранении православного мира и русской культуры /

                                       - война в Арцахе

/отказ России от Византийского наследия/

Список  можно  продолжить.

     Само  собой  разумеется,  что  с  уничтожением  ценностей  древних  миров  уходит  культура  народов,  а  вместе  с  ней  исчезают  не  только  малочисленные  народности,  но  и  целые  народы.   От  одних  остаются  хотя  бы  имена:  шумеры,  сарматы,  хазары,  а  от  других   не  остается  даже  названия.

    Кто  и  когда  ответил  за  это  перед  миром,  перед  Всевышним,  наконец?

Константин Симонов вернувший из Вьетнама сказал, что «Чужого горя не бывает, Кто это подтвердить боится,- Наверно, или убивает, Или готовится в убийцы...»

Обращаемся к Вам, как Святой учитель Вселенной церкви, представитель Золотого века армянской литературы, труды которого любой интеллигентный человек во всем мире сравнивает с произведениями Данте, Гёте и Шекспира, чьи книги армянский и коренные народы Армянского нагорья и Большого Ближнего Востока веками использовали как лечебники и мантры, Григор Нарекаци обращался к Богу, идущие из глубин сердца в своей изыскании скорбных песнопений.

Начало тяжёлых дней ЧУМЫ XXI века – коронавируса COVID-19  совпадали по дате и по времени весенними праздниками всех народов, религий и церквей – христианской пасхи, древним еврейским праздником песахом, мусульманским байрамом, главным праздником буддизма Весак и праздниками язычников.

Впервые на нашей памяти совпали по дате Светлое Христово Воскресение и очередная скорбная дата поминовения невинных жертв Геноцида армян в Османской Турции в 1915 году и 2015 году. В настоящее время пандемия и опять АРМЕНОЦИД и КУЛЬТУРОЦИД армян Арцаха со стороны 100-летней геноцидальной машины  ТУРОК.

Но вернемся к великому представителя экуменизма Григорию Нарекаци:

Великие праздники, пандемия и Великая трагедия.

Воскресение Христа, коронавирус

И массовая  гибель миллионов людей, в т. ч. армян.

Какое из этих чувств перевешивает сегодня в сердцах армян? Или сравнивать эти события не имеет смысла, а стоит просто воспринимать как знак свыше.

Ведь и армянский народ, истерзанный и убитый, воскрес практически из небытия.

НЕТ, НЕ СРАВНИВАТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. ХРИСТОС ПРОЖИЛ 33 ЗЕМНЫХ ГОДА, после чего был распят и убит, чтобы воскреснуть на третий день. Армянский народ распинали на кресте почти 33 года, с 1894 по 1923 гг., 10 веков до этого и сейчас, через более 100 лет.

Христос проповедовал христианство 3 года, армяне — 16 веков.

Поднимаясь на Голгофу, Христос точно знал, что он воскреснет.

Гонимые в пустыню Дейр-эз-Зор, умирающие от голода и жажды наши предки и покидающие армянский ВАТИКАН  с раскопанными трупами и надгробными хачкарами могил арцахские армяне не могли мечтать о воскресении: они мечтали о скорой смерти от кривого ятагана безжалостного аскера.

Христос поднялся на Голгофу во искупление грехов рода человеческого.

Во искупление чьих грехов шел в Дейр-эз-Зор и покинул Арцах армянский народ? Чьи грехи искупали замурованные в пещерах пустыни армянские дети, бросавшиеся в мутные воды Евфрата молодые армянки? Чей грех искупал богоравный Комитас? За что был преподнесен на пьедестал жертвоприношения ГЕНОФОНД исчезнувшего народа?

Это не богохульство, это факт, не подлежащий оспариванию. Раны на теле Христа не идут ни в какое сравнение с ранами на теле нашего народа. Иисуса истязали несколько часов, наш народ — тысячу лет.

Пилат, не сумевший защитить Христа, взял воды, умыл перед всеми руки и сказал:

«Я неповинен в крови Сего Праведника».

Сколько нужно воды, чтобы лицемеры, имевшие возможность и не заступившиеся за гонимый в Дейр-эз-Зор и сейчас из Арцаха безвинный народ, могли умыть руки?

Покровителем Иисуса был всемогущий Отец, нашим покровителем — распятый на Кресте Христос.

ИОСИФ И НИКОДИМ СНЯЛИ С КРЕСТА ТЕЛО ИИСУСА, ПОМАЗАЛИ благовониями, обвили новой плащаницей и погребли близ Голгофы, в саду Иосифа, в новом гробу, иссеченном в скале. Непогребенные косточки наших предков, наших детей и родителей по сей день белеют в желтых песках Дейр-эз-Зора и уже белеет в Арцахе.

Над Гробом Христа вознесен Храм Гроба Господня, там люди жгут свечи, воскуривают ладан и возносят к небу молитвы.

Наши кладбища уничтожены вначале мышлением варвара, затем ковшом бульдозера; наши изумительные, прославляющие жизнь хачкары, наши могильные плиты превращены в строительный материал для  мостовых турок.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

«Блаженны те, кто не видел, но поверил».

Армянский народ воскрес! Воистину воскрес!

Блаженны те, кто может видеть и верить! Блаженны те, кто неистово плясал на армянской свадьбе, кто имел счастье стоять под стенами родильных домов Армении, кто поет сладкую армянскую колыбельную над кроваткой сына или внука. Блаженны те, кто зажигал свечку в армянской церкви, на территории свободной Армении. Блаженны те, кто преисполняется гордостью при виде стоящего на страже Родины Армянского Воина. Блаженны те, кто имел счастье поразить врага, те, кто готов это сделать, и те, кто это еще сделает. Блаженны те, кто в нашем общем очаге имеет свой маленький очаг, дом, в котором он может отдохнуть. Блаженны те, кто имел счастье посадить на родной земле абрикосовое деревце.

После Своего Воскресения Христос явился к святым апостолам. Он дунул на них и сказал: «Примите Святого: кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся».

Прости Господи, но мы, воскресший и уверовавший армянский народ, ныне сами будем судить, на ком оставить грехи, а кого и простить можно. И суд наш будет строгим, но праведным. Ибо прошло уже тысяча  семьсот лет, как Дух Святой стал нашим естеством.

ОДИН ИЗ РАЗБОЙНИКОВ, РАСПЯТЫХ С ГОСПОДОМ, РУГАЛСЯ НАД НИМ И ГОВОРИЛ: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник останавливал его: «Неужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?»

«Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал».

Потом, обратившись к Иисусу Христу, этот благоразумный разбойник сказал:

«Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое»!

Иисус Христос ответил ему:

«Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мной в раю».

И вновь прости, Господи. Но в нашем царстве, в раю под названием «Армения» разбойников не будет. Ибо мы намерены уничтожать любого разбойника, посягнувшего на имущество и жизнь нашего народа.

Мы, как и Ты, Господи, оказались осуждены на смерть, ничего худого не сделав миру. Мы лишь возделывали землю и проповедовали веру в тебя, Господи. А разбойники  продолжали жить. Ныне мы воскресли, в том числе и потому, чтобы очистить наш мир от скверны.

В третий раз прошу Тебя, Господи, прощения, но мы в этом деле ни в чьем благословении не нуждаемся. Ибо, пройдя вековые страдания, умерев и воскреснув целым народом, мы заслужили право быть Высшим Судией на той части мира, что издревле называется Арменией.

Христос воскрес!

Армения воскресла!

К  сожалению,  в  настоящее  время,  как  и  во  времена  Иисуса  Христа,  люди  готовы  ради  собственных  амбиций  уничтожить  все  живое,  не  входящее  в  их  понимание  мира,  в  их  мировоззрение.  Божественное  создание – человек  не  стал   ЧЕЛОВЕКОМ,  беспокоящимся  за  будущее  планеты.   Не  завершились  бы  нынешние  амбиции  ненасытных  полным  уничтожением  всего  живого  или  перемещением  оставшихся  в  живых  в  пещеры,  то  есть  возвратом  людей  к  первобытному  обществу.

     Это  было  вступление.

     Основная  часть  нашего  выступления  весьма  краткая.  Мы   являемся  участниками  нескольких  войн  и  военных  конфликтов и  воочию  видели  реки  человеческой  крови,  горы  бездыханных  тел,  разрушенные  города  и  разрушенные  населенные  пункты,  уничтоженные  памятники  древних  цивилизаций.  Мы  много  раз  задавались  вопросом:  чем  мы,  люди  ХХI  века,  отличаемся  от  варваров  древних  эпох.  По-нашему,  ничем!  Неужели  человечеству  нужно,  чтобы  чудом   дважды   спасенная   Прага  исчезла  также,  как  в   ХХ  веке   исчез  древний  город  Дрезден, страна Армения в начале прошлого века, или сейчас армянский Арцах.

    Нам  как  участникам  многих  войн  и  военных  конфликтов  все  более  очевидным  становится,  что  многие  эти  конфликты  в  своем  большинстве  развиваются  с  целью  не  столько  в  политических,  геополитических и  каких-либо  иных  целей,  сколько  с  целью  захвата  ценностей  мировой  культуры.  Примеров  предостаточно:  Европа  вечно  грабила  Восток,  Америка – весь  мир.  Посмотрев  музеи  мира  или  частные  коллекции,  иногда  появляющиеся  на  отдельных  выставках,   можно  увидеть  раритеты,  подтверждающие   правоту  моих  слов.  Вспомним  гитлеровскую  Германию -  ответ  лежит на  поверхности.  Но  что-то  в  последнее  время  о  деятельности  Гитлера,  также  как  и  о  деятельности  англичан  в  Индии  в  позапрошлом  веке  мировое  научное  сообщество  стыдливо  помалкивает.  Не  стоит  забывать  и  афганские  события  недавних  времен,  в  которых  в  провинциях  Балх  и  Бамиан  только  в  угоду  политическим  и  конфессиональным  амбициям  были  уничтожены   доисторические  артефакты  мировых  цивилизаций.

   В  связи  с  этим  Вашему  вниманию  представляем  предложения  по  теме    нашего  круглого стола,  часть  из  которых  мы  представляли  высоким  должностным  лицам  командования  SFOR  в  Боснии  и  Герцеговине  еще  в  2000 – 2001 годах., Горис-культурная столица СНГ (2018), на Конференции 100 летнего Геноцида в Шуши (2020), на Конференции древних городов ЮНЕСКО, научно-дипломатических конференций к юбилеям Севрского мирного договора (август, 2020 г., Франция)   и  Ялтинского мира (октябрь 2020г., Крым). К  сожалению,  они  не  были  реализованы,  т.к.,  по  словам   наших  американских   коллег  того  времени,  такие  инициативы  были  преждевременными,  а  по  представлению  их  своим  государственным  руководителям  могли  им  стоить  карьеры. 

    И  вот  сейчас  мы  имеем  честь  довести  эти  инициативы  до  нашего  высокого  круглого стола:

Предлагаем инициировать начало правового анализа информации, разработки материалов и подготовки  документов об охране и защите  культурного  наследия  «Соглашению, Резолюцию или Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него с доведением результатов работы до Генассамблеи ООН при поддержке субъектов международного права, государств-участников СНГ, ЕврАзЭС, Евросоюза, ООН, ЮНЕСКО.

  ЮНЕСКО  разработать  и  внедрить  в  жизнь  конкретную  концепцию  защиты  мировых  ценностей,  в  которой  обязать  государственных  деятелей  стран  мира  к  неукоснительному  ее  исполнению  в  любых  ситуациях,  связанных  с  войнами,  природными  или  техногенными  катастрофами,  с  обязательным  привлечением  к  ответственности  мировым  сообществом  должностных  лиц,  уклоняющихся  от  выполнения  положений  данного  документа.

Создать  трибунал,  постоянно  действующего  состава,  с  представительством  всех  стран  мира  для  привлечения  к  уголовной  ответственности  лиц  любого  уровня  социальной  лестницы  и  любого  уровня  государственного  управления  любой  страны  мира,  которые  способствуют  или  не  противодействуют  определенным  силам  уничтожать  или  укрывать  от  мирового  сообщества,  или  присваивать  себе  лично  либо  своим  государствам  предметы  (объекты)  мировой  истории  и  мировой  культуры.

Под  эгидой  ЮНЕСКО  создать  систему  зондирования  развития  событий  политической  и  военной  направленности  с  целью  срыва  возможного  начала  войны  или  военных  конфликтов  по  типу  развития  афгано - чешских  событий  60 – 70-х  годов   ХХ  века.

Создать  под  руководством  именно  ЮНЕСКО  структуру,  противодействующую  криминальному  обороту  произведений  искусства  и  исторических  ценностей  со  всеми  для  этого  необходимыми  подразделениями  разведки,  юрисдикции,  финансирования  с  обязательным  включением  в  их  состав  представителей  различных  религиозных  конфессий,  а  также  в  обязательном  порядке -  лиц  ученого  искусствоведческого  мира  всемирного  значения  и  экспертов  мирового  уровня.

Во  главу  угла  работы  ЮНЕСКО  поставить  создание  системы  мониторинга  событий  на  криминальном  рынке  исторических  и  культурных  ценностей  с  созданием   соответствующих  служб  и  привлечением  авторитетов  экспертного  сообщества  и  представителей  церквей.

Работа  ЮНЕСКО  в  плане  системы  мониторинга  развития  событий  на  криминальном  рынке  мировых  ценностей  освещать  в  альманахах  ЮНЕСКО  на  языках  стран-участниц  Совета  Безопасности  ООН  и  распространять  их   во  всех  странах  мира.

Побуждать  лидеров  государств  и  религиозных  конфессий  к  восстановлению  утерянных  ценностей  и  святынь,  разрушенных  в  ходе  войн,  военных  конфликтов,  техногенных  катастроф  и  природных  явлений.

Поставить  перед  государствами  правовые   вопросы  о  возвращении  произведений  искусства  народам,  у  которых  они  были  изъяты  в  те  или  иные  времена  в  ходе  мировых  колониальных  войн,  а  также  по  иным  причинам.

Создать  наградную  систему  для  поощрения  государственных,  общественных  деятелей,  представителей  бизнеса  и  частных  лиц  за  их  усердие  по  поиску  и  сохранению  предметов  культуры и  искусства  мирового  значения.

Под  руководством  ЮНЕСКО  создать  мировой  фонд  для  сбора  средств  на  возрождение,  восстановление,  поиск  и  содержание  мировых  культурных  ценностей.  Имена  спонсоров и меценатов  широко  представлять  в  мировых  средствах  массовой  информации.

Силами  власти  и  авторитета  ЮНЕСКО,  а  также  ученых  стран  мира  проводить  работу  среди  руководящих  органов  стран,  религиозных  конфессий,  лидеров  крупного  бизнеса  по  использованию  культовых  сооружений  по  их  прямому  предназначению.

ЮНЕСКО   взять  под  свой  контроль  захоронение  воинов  былых  сражений (независимо  от  их  государственной  принадлежности)  и  в  своей  системе  координат  обязать  (рекомендовать)  государства  сохранение  их  как  памятников  мировой  истории.

Иметь  под  руководством  ЮНЕСКО  военные  органы,  способные  в  любом  районе  мира  противостоять  мировому  экстремизму  и  бандитизму  в  сфере  спасения  исторических  и  культурных  ценностей,  а  также  активно  участвовать  в  спасении  этих  ценностей  непосредственно  в  ходе  боевых  действий,  природных  катаклизмов  и  техногенных  катастроф.

Создать  конвенцию,  обязывающую  лидеров  воюющих  государств,  в  том  числе и с  противостоящих  сторон,  несмотря  на  свои  военные  цели  в  войнах,  всячески  способствовать  деятельности  силам  ЮНЕСКО,  направляемым  в  районы  боевых  действий.

Поддержать предложение Артура Геворкяна, директора Национального Парка-музея скульптуры г. Гюмри, председателя ОО “Гюмрийский культурный экспериментальный центр”, скульптора Артура Геворкяна, внесенной  в рамках проведенного  в 2019 г. в Гюмри Четвертого Международного симпозиума скульптуры “Восхождение-2” (при поддержке МФГС, МОНКС РА и мэрии Гюмри) идеи о создания омбудсмена по охране культурного наследия. В каждом субъекте международного права.

Исходя из того, что в настоящее время будут внесены изменения во все  основополагающие правовые документы Армении, желательно поддержать предложения академика Арташеса Микаеляна из изыскания «Стратегии социально-экономического развития Армении» о том, что армянский народ – это созидательный народ с политеральными международными отношениями, т.е. четкое описание об отношении к собственности, с точки зрения права на собственность и обязанности собственника в создании общественного блага в сферах государственной, общенациональной и частной собственности; уточнять вопросы о переходе права того или иного вида собственности.; место и роль церковной собственности, как общенациональной собственности. Если бы эти два основополагающие вопросы армянского государственного строительства были разрешены во время приобретения Арменией суверенитета, то не была бы уничтожена ликвидность активов, созданных усилиями диаспоры и кропотливым трудом армянского народа после Геноцида армян.

Долгие годы изучения нормативно-правовых документов международного права и правоприменения до «Пакта Рериха» и после, конвенций ООН, ЮНЕСКО, межгосударственных договоров по сохранению культурного наследия привели к выводу о наличии в международном праве правового вакуума в деле охраны культурного наследия одной нации и народа (негосударствообразующего или же меньшинства) на территории другого субъекта международного права мирное время, от терроризма и военных действий.

Поэтому, здесь, на этом круглом столе предлагаем инициировать начало правового анализа информации, разработки материалов и подготовки  документов об охране и защите  культурного  наследия одного народа (или нации) на территории другого  государства с доведением результатов работы до Генассамблеи ООН при поддержке государств-участников СНГ, ЕврАзЭС, Евросоюза, ООН, ЮНЕСКО.

Нужно сказать, что страны должны быть заинтересованы в данном решении, поскольку международные стандарты гласят: чем больше объектов наследия инвентаризовано, оценено и внесено в Реестр страны, тем страна инвестиционно более привлекательна.

/онлайн конференция-круглый стол «Карабахский конфликт: к миру через культуру», СПб, Москва, Лондон, Париж, Ереван, Гюмри, Степанакерт, 24-25 февраля 2021 г./

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image