Вне воинствующего шовинизма нет современного азербайджанского политического самосознания

1 марта, 2021 - 17:34

Я вновь вопрошаю: «А чего же это раньше то про великую албанскую архитектуру никто слыхом не слыхивал? И что же вы, господа азербайджанцы, коли она ваша родная, так истово изничтожали ее и до, и после 1988 года?! И вплоть до сегодняшнего дня?!»

Известный исследователь памятников армянской архитектуры Самвел Карапетян (1960-2020) много лет занимался полевыми исследованиями в Нагорном Карабахе и Азербайджанской ССР. Британский журналист Томас де Ваал в своей книге «Черный сад» записал один из рассказов С. Карапетяна о его изысканиях советского периода. «В Азербайджане нет ни одного районного центра, где бы я хоть раз не попадал в милицию или местное отделение КГБ», - вспоминает он. Очень скоро причина стала ему ясна. По его словам, он стал препятствием в целенаправленной кампании по «азербайджанизации» культурной истории республики путем уничтожения всех армянских артефактов. Возвращаясь сюда каждый год, вспоминает Самвел, он обнаруживал уничтоженные памятники, которые еще совсем недавно стояли целые и невредимые, как, например, церковь девятого века в Кедабекском районе. «Я приехал туда во второй раз в 1982 году, - а первый раз побывал там в 1980-м, - и она была наполовину разрушена. Я увидел лопату и топор на земле, словно кто-то оставил их там, а сам ушел обедать. Единственное, что мне оставалось, - выбросить инструменты в ущелье» (Т. де Ваал. Черный сад. Москва. Текст. 2005, стр. 205).

Постановлением № 145 Совмин АзССР от 27 апреля 1988 г. был утвержден список памятников истории и культуры, находящихся в НКАО, который был подготовлен Минкультом АзССР, Академией наук республики и азербайджанским Добровольным обществом охраны памятников истории и культуры. В этом списке не оказалось ни одного памятника армянского зодчества. Все они были объявлены «албанскими», а отсюда – азербайджанскими.

Абсурдность данного постановления очевидна хотя бы уже потому, что в прежнем постановлении Совета Министров АзССР на этот счет, № 140 от 2 апреля 1968 года, - утверждавшем список памятников, подлежащих государственной охране, - из 11 тыс. существовавших на тот момент в Азербайджанской ССР армянских памятников архитектуры и пластического искусства в список было включено всего 25 объектов из НКАО, без упоминания их этно-конфессиональной принадлежности. Но при этом, ни о каком «албанском зодчестве» в Карабахе вообще ничего не говорилось.

И что же с вами, господин Гасымзыде со коллеги, теперь такое случилось, что вы так прозрели? Да просто времена изменились. Теперь, при наличии Googl Еа rth , скрыть преступления вандализма стало практически невозможно. И теперь, вместо открытого вандализма, политически востребованным стало культурное воровство. Типа, того, что то, что еще не уничтожили, объявим своим, лишь бы оно не было армянским. Но суть культурного геноцида от этого не меняется.

На протяжении всего периода своего политического существования, азербайджанские власти истово и неуклонно проводят политику культурного геноцида памятников армянского наследия. Цель ее очевидна – стереть с лица земли все следы творческого созидания армянского народа, и тем самым обосновать политическую идеологию современного Азербайджана, суть которой сводится к трем тезисам:

1. Азербайджанцы – это коренной народ Закавказья с великой культурой и историей.

2. Армяне – это пришлый (не важно откуда) кочевой народ, все укравший у азербайджанцев.

3. Тысячи христианских памятников архитектуры и пластического искусства на территории Азербайджана созданы не армянами, а предками азербайджанцев – албанами.

То, что на самом деле все наоборот, никого в Азербайджане не волнует! Как говорил доктор Геббельс: - «Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят».

Вне этой мифологии, вне этого воинствующего шовинизма, вне демонизации армянского народа нет современного азербайджанского политического самосознания. Без этого рассыпается вся идеолого-политическая конструкция, искусственно созданной в 1918 году азербайджанской государственности.

И расистское, цинично-клеветническое выступление председателя Союза архитекторов Азербайджана господина Эльбая Гасымзаде является на сегодня одним из самых вызывающих и позорных проявлений этой политики. Во всем цивилизованном мире за такие публичные высказывания привлекают к уголовной ответственности.

История знает прецедент, когда, весьма талантливый архитектор Альберт Шпеер, был осужден Нюрнбергским трибуналом как военный преступник. Об этом не следует забывать. На сегодня же, как минимум, мне представляется необходимым, чтобы хотя бы мой родной Союз архитекторов России дал профессиональную и этическую оценку заявлениям нашего, с позволения сказать, азербайджанского «коллеги».

P . S . Все вышесказанное об истории, культуре и архитектуре Армении, Азербайджана и Кавказской Албании, можно найти в любых общедоступных открытых источниках. Не верите мне, не верите армянским источникам, есть «Брокгауз и Ефрон», есть БСЭ разных изданий, есть, в конце концов, энциклопедии Британика, Ираника, Академическая французская и Академическая немецкая энциклопедии, справочная литература США и т. д. Везде одно и то же. Только в Азербайджане и Турции (где один народ – два государства) своя, отдельная от мировой, история Закавказья. Ну, что же, как говорится, кто кричит «держи вора!»? А, по сути, - сущий Оруэлл, и его воплощенная антиутопия. Как там было написано на Министерстве Правды? - «Правда – это ложь, ложь – это правда».

Никита ШАНГИН

Почетный архитектор РФ, Профессор МАрхИ.

Лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» и Национальной архитектурной премии РФ «Хрустальный Дедал».

В 1980-е годы участник ТВ-программы «Что, где, когда?». Лучший игрок сезона 1988 года

АРМЕНОВЕД

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image