ШУШИНСКИЕ РАССКАЗЫ

17 марта, 2021 - 14:09

ТРИ ПАТРОНА НА ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ

Случилось это 8 мая 1992 года. Наш отряд, состоявший из сотрудников милиции города Степанакерта, к концу дня собрался на площади при въезде в город, где нас ждал автобус, чтобы подвезти к подножью высоты, по склону которой мы должны были подойти к месту встречи с другими отрядами, готовящимися к решительному штурму города Шуши. Не устану повторять о том, сколько смертей и разрушений приносили Степанакерту и близлежащим армянским сёлам обстрелы из Шуши. Ранее я подробно рассказал о днях штурма Шуши и моём участии в этой операции. Этот рассказ о другом.

От жителей Степанакерта никогда не скрывался тот факт, что состоится штурм Шуши и это будет очень жестокое сражение, и многие из его участников могут не вернуться оттуда живыми. Поэтому провожать нас пришли родные, друзья, соседи и даже незнакомые люди. Все, без лишних слов, понимали, куда мы отправляемся и что может нас там ждать. Не было ни долгих прощаний, каких-то речей, объятий и слёз. Люди подходили к автобусу, молча пожимали нам руки и отходили. Многие отворачивались, чтобы скрыть повлажневшие глаза, ведь никто не хотел показать слабость духа и, не дай Бог, расстроить отъезжающих.

Я стоял у дверей автобуса и руководил посадкой. В этот момент я почувствовал, что кто-то тянет меня за полу бушлата, и обернулся. Рядом стояла девочка лет 6-ти и протягивала мне на открытой ладошке три патрона к автомату Калашникова:

– Дядя, возьмите, пригодится.

Вот тогда слёзы выступили у меня, я взял эти патроны у неё, один положил в карман, а два других заменил в рожке своего автомата.

Операция по освобождению Шуши закончилась блестяще.

С тех пор прошло уже много лет, но тот патрон до сих пор лежит у меня в ящике письменного стола. Каждый раз, открывая этот ящик и взяв в руки заветный патрон, вновь вспоминаю эти проводы.

Эту девочку я больше не видел, не знаю, чей она ребёнок. Ей сейчас уже за 30 лет, и я не знаю, помнит ли она тоже этот день. Может быть, ей или кому-то из провожающих нас представится возможность прочесть эти строки, вспомнить тот день и найти меня. Был бы безмерно рад еще раз пожать ей руку.

* * *

"ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ" С АВОСЬКОЙ

Утро 9 мая 1992 года. Наконец освобождён город Шуши. Наш отряд прочёсывает улицы и дома в районе шушинского санатория, и вдруг видим, что нам навстречу беспечно идёт пожилой мужчина с авоськой в руке. Ждём, пока он сам подойдёт к нам, никаких враждебных действий к человеку, по всему видно, что на военного не похож. Подошёл, поздоровался по-азербайджански, но когда понял, что кругом армяне, испугался, начал просить, чтобы не убивали его.

– Меня нельзя убивать, я – интернационалист, у меня жена – русская, – повторял он несколько раз.

Выяснилось, что он кочегар из санатория, вечером хорошо выпил и заснул в кочегарке, а утром, встав, видит кругом тишина, смены нет, и отправился домой. В авоське у него были полбуханки хлеба, пустая водочная бутылка и банка каких-то консервов. Эта история вызвала дружный смех у всех ребят. Я дал команду, чтобы двое наших бойцов отконвоировали его в штаб, а сам по рации попросил направить его к командиру отряда ополченцев из Ленинакана (Гюмри), отряд которого накануне попал в засаду и понёс потери у села Кёсалар. Этот командир, узнав, что наш отряд будет участвовать в штурме Шуши, попросил, что если будут пленные азербайджанцы, передать им для обмена на тела погибших, которые они не имели возможности вынести с поля боя. Тогда это практиковалось, и таким образом мы могли получить многих своих пленных и заложников, а также тела погибших.

Больше о судьбе этого человека я ничего не знаю, но что интересно – прошло много лет, но я до сих пор помню его фамилию – Худайбердыев.

А вспомнил я этот случай после того, как в апреле 2016 года в селе Талиш азербайджанскими диверсантами были зверски убиты трое беспомощных стариков. Пусть все ещё раз узнают, что мы, в отличие от них, никогда не воевали с гражданским населением и перестанут шантажировать Ходжалинской трагедией…

Борис ГРИГОРЯН, ветеран боевых действий по освобождению Арцаха (НКР)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image