ЦЕНА ПОБЕДЫ: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ АРМИЯ ОТУРЕЧИВАЕТСЯ

24 марта, 2021 - 20:52

16 марта бакинские информагентства сообщили сенсационную новость: арестован национальный герой Азербайджана генерал Ровшан Акперов. На первый взгляд новость действительно сенсационная, поскольку Акперов, по крайней мере до сентября 2020-го, считался отнюдь не последним лицом в высшем составе вооруженных сил этой страны. Алиев доверял ему лично и возложил на него командование прифронтовым корпусом.

НАПОМНИМ, ЧТО ПОСЛЕ ИСТОРИИ с Суретом Гусейновым азербайджанские власти всегда настороженно относились к командирам крупных боеспособных соединений, имеющих возможность в гипотетических обстоятельствах примкнуть к возможному мятежу и направить оружие против центральной власти. Конечно, в Азербайджане сейчас не та ситуация, что в далеком 1993-м, тем не менее горький опыт в памяти живет вечно. Поэтому надо ли говорить, сколь проверенным и верным должен был быть генерал Акперов алиевскому клану, чтобы ему доверили командование приграничным армейским корпусом? И что это, если не сенсация, когда в первые же дни войны верного до гробовой доски генерала увольняют из вооруженных сил, а спустя 5 с половиной месяцев арестовывают по уголовной статье?

С другой стороны, никакой неожиданности в произошедшем нет. История с Акперовым вполне укладывается в логику практических действий, которые предпринимает Турция в отношении всего командного состава азербайджанской армии.

Однако обо всем по порядку. Прежде всего коротко обрисуем образ и биографию опального генерала.

Ровшан Акперов - кадровый офицер, типичный представитель советской офицерской школы, что, возможно, и явилось одной из главных причин его опалы. С 1982 г. - учеба в Киевском высшем общевойсковом командном училище, по окончании которой служил в Закавказском военном округе, затем в 1987-м командирован в Афганистан, после чего направлен к месту прежней службы в должности командира разведроты 409-го мотострелкового полка.

После развала СССР Акперов, конечно же, не "потерялся", как представители иных, уже ненужных профессий. Начиналась первая Карабахская война, и офицеры-кадровики в Азербайджане были очень востребованы. Во время войны и после нее Акперов уверенно шел вверх по карьерной лестнице, из года в год получая все новые звездочки на погонах и командирские должности. Однако по-настоящему судьбоносным в его жизни стал 1995 год, когда во главе вверенного ему соединения он принял участие в жестоком подавлении мятежа азербайджанского ОПОН.

Тогда власть и жизнь Гейдара Алиева висели на волоске, и после нейтрализации восстания Акперов, естественно, удостоился особого внимания со стороны правящего клана. Ни Алиев-отец, ни впоследствии Алиев-сын не жалели должностей и регалий, дабы приласкать отличившегося собачьей верностью офицера. Акперов удостоился высшего звания национального героя Азербайджана, был назначен командиром 777-й бригады. В 2002 г. получил чин генерал-лейтенанта, а в 2011-м Ильхам Алиев доверил ему командование Шамкирским армейским корпусом.

Пользуясь особым статусом, Акперов снискал славу надменного и чрезвычайно жестокого человека. Даже будучи генералом, он не усмирил свой буйный нрав и постоянно ввязывался в драки и откровенно хулиганские истории, одна из которых закончилась смертельным исходом. Кстати, именно этот случай и послужил сегодня формальным поводом для ареста генерала, к чему мы обратимся ниже. А тогда опьяненный безнаказанностью, Ровшан Акперов вел себя как типичный представитель алиевской опричнины.

ЕСЛИ ДАЖЕ В ОТНОШЕНИИ своих соотечественников Акперов был предельно жесток и мнителен, то следует ли удивляться тому, что одно упоминание об армянах будило в нем зверя? Здесь стоит вспомнить один случай, который хотя и не имеет прямого отношения к теме данной публикации, но дополняет образ этого изувера.

Читатель наверняка еще помнит, как в августе 2014-го молодой армянский крестьянин из села Чинари Тавушской области Карен Петросян заблудился на границе и случайно забрел в азербайджанское селение. Спустя несколько часов азербайджанские военные буквально силой вырвали его из рук своих же соотечественников - мирных жителей и доставили в штаб Шамкирского корпуса. Там Акперов лично произвел допрос Карена, сопровождавшийся страшными побоями и пытками. У Петросяна выбили показания о том, что он будто являлся засланным диверсантом, загрузили ему в телефон фотоснимки, якобы свидетельствующие о его подготовке в армянских спецвойсках, нацепили поверх гражданской одежды камуфляжную форму и распространили кадры допроса по телевидению и в сети.

С самого начала нетрудно было догадаться, что с Кареном будут обращаться предельно жестоко, всячески унижать и пытать. Однако то, что произошло тогда в кабинете Акперова, переходит все мыслимые границы человеческой жестокости и низости. Выбив нужные себе абсурдные показания, Акперов лично убил беззащитного человека, нанеся ему несовместимые с жизнью увечья. Через несколько часов после обнародования кадров с допросом азербайджанские СМИ цинично распространили информацию о том, что "армянский диверсант" скончался от сердечной недостаточности.

Армянской стороне давно не привыкать к ненависти и жестокости, которые культивируются и практикуются в азербайджанском обществе в отношении "вражеского народа". Но трагедия несчастного заблудившегося крестьянина наглядно показала, что зараза национальной нетерпимости поразила и разложила в соседней стране даже заложенные в основу кодекса офицерской чести морально-нравственные ценности, универсальные для военных всего мира и во все времена. Имя Акперова наряду с именами Сафарова, Ибада Гусейнова и подобными им "военнослужащими" дополнило "пантеон" национальных героев Азербайджана, от которых нормальная страна и нормальная власть открестились бы от греха подальше. Однако в Азербайджане и не подумали хотя бы формально наказать генерала, а возможно, в полном соответствии с традициями этой страны еще и наградили.

Одним словом, война 2020-го застала генерала Акперова, образно выражаясь, гарцующим на коне и купающимся в лучах славы. И наверняка никто в Азербайджане не ожидал, что буквально в первые дни боевых действий его не только отстранят от участия в командовании войсками, но и отправят в запас. Не говоря уже о том, что спустя пять с половиной месяцев арестуют, обвинив в убийстве девятнадцатилетней давности. О том, что Акперов еще в далеком 2002-м, в Киеве, на почве межличностного конфликта зарезал ножом своего соотечественника, некоего бизнесмена по имени Эльчин Алиев, в Азербайджане не были осведомлены разве что несмышленые младенцы. А уж прокуратура досконально знала об этом деле все. Знала и молчала в тряпку целых 19 лет, пока ей не поступило задание "сверху" брать генерала.

ВОЗМОЖНО, УВОЛЬНЕНИЕ, А ЗАТЕМ и арест Акперова можно было бы квалифицировать как исключительно частный случай, связанный с недовольством властью его профессиональными качествами на посту комкора. Однако, если встроить этот случай в комплекс событий, коснувшихся всей верхушки азербайджанского военного командования в дни войны, становится понятно, что Ровшан Акперов стал жертвой большой военно-политической интриги, в которой все его прежние заслуги перед режимом и полученные регалии и почести буквально рассыпались в прах.

Напомним, что практически в те же самые первые дни войны был отстранен от должности, а затем куда-то бесследно исчез начальник Генштаба азербайджанской армии Наджмеддин Садыков. Поговаривали, что он якобы был уличен в шпионаже в пользу России и Армении. Абсурдные слухи о садыковском шпионаже властями никак не опровергались, из чего следует, что им были выгодны эти сплетни.

Однако спустя некоторое время СМИ, в основном специализирующиеся на военной тематике российские аналитические сайты, начали публиковать информацию о том, что Садыков был уволен по причине своего крайнего недовольства бесцеремонным вмешательством турецких генералов в дела азербайджанского Генштаба. Турки требовали беспрекословного подчинения себе и не терпели инакомыслия, что затронуло самолюбие азербайджанских военных. Вместе с Садыковым в те дни впали в немилость еще несколько генералов из числа командиров корпусов и начальников штабных отделов. Они выказывали недовольство в адрес турецких эмиссаров, которые не считались с азербайджанской военной элитой при планировании и осуществлении боевых действий и перетягивали одеяло на себя.

Стоит отметить, что это недовольство созрело еще задолго до войны. Широко известен случай, когда на совместном с турками совещании в Генштабе в Баку генерал-полковник Садыков ввязался в перебранку с ними и в сердцах заявил своим подчиненным: "Сейчас мы ложимся под турок, а завтра будем вынуждены подстилать под них своих жен". Садыкову эту дерзость не простили, и она послужила удобным поводом для запланированных турками ранее действий. Война стала удобным моментом для того, чтобы под шумок свести счеты с наиболее самостоятельными азербайджанскими военными.

Никакого официального заявления об отставке Садыкова 1 октября 2020-го, то есть в самый разгар боевых действий, из Баку не последовало. Только 21 января 2021 года МО подтвердило, что генерал-полковник Наджмеддин Садыков действительно уволен из рядов вооруженных сил по причине подорванного здоровья. Якобы ему в Москве на сердце сделали операцию. Но вопрос о его нынешнем местонахождении и дальнейшей судьбе по-прежнему окутан туманом.

Окончание следует.

Богдан АТАНЕСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image