Армянские музеи Шуши. Фоторепортаж
Исторический центр Карабаха (Арцаха) город Шуши расположен на краю одного из красивейших ущелий в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 метров над уровнем моря, в 11 километрах к югу от столицы НКР Степанакерта. Шуши всегда славился своей удивительной красотой и богатой культурой. Немногим более ста лет назад город Шуши, наряду с Баку и Тифлисом, был одним из крупнейших армянских культурных центров. Жизнь в этом прекрасном исконно армянском городе кипела. Там было 11 армянских церквей. Количество объектов культуры Шуши просто поражало.
Конец счастливой жизни этого армянского города-красавца наступил 23 марта 1920 года, когда полчища турок и кавказских татар (нынешних азербайджанцев) совершили кровавый набег на Шуши. До 10 тысяч армян Шуши и его окрестностей было зверски убито. Захватчики опустошили и уничтожили всё огромное армянское наследие, в том числе и культурное. Надо сказать, что азербайджанцы, со своей весьма небогатой культурой, всегда очень ревностно относились к армянской культуре, стараясь либо уничтожить её, либо присвоить себе.
После трагических событий 1920 года, большая часть сожжённого города несколько десятилетий лежала в руинах. В 60 - 80 годах азербайджанские власти частично пытались на свой лад восстановить город, но до прежнего Шуши ему было далеко. 9 мая 1992 года Шуши был освобождён от азербайджанской оккупации и армяне смогли вернуться в свой любимый сильно пострадавший город.
После победоносного окончания Первой карабахской войны 1992 - 1994 годов карабахцы принялись возрождать родной Шуши. Конечно, после войны приходилось восстанавливать весь Карабах и денег на всё не хватало. А хотелось сделать больше, лучше и быстрее. Тем не менее за четверть века Шуши преобразился. Город залечил раны войны, стала налаживаться мирная жизнь. Были большие планы по приданию городу его первоначального вида и превращения Шуши в один из крупнейших армянских культурных центров. В городе возникали многочисленные очаги культуры, открывались новые музеи, о которых мы и поговорим.
Но всему этому созидательному ходу развития осенью 2020 года положила конец новая разбойничья азербайджано-турецкая агрессия с привлечением многочисленных сил мирового терроризма. Сто лет спустя трагическая история Шуши повторилась. В ходе Второй карабахской войны мощная вражеская сила захватила армянскую святыню Шуши и ряд других территорий Нагорного Карабаха. В результате предательства и под натиском многократно превосходящих сил противника армяне вынуждены были спешно покинуть город. Этого никто не ожидал. Поэтому, к несчастью, почти всё многовековое армянское культурное наследие Шуши осталось под пятой оккупантов. Не успели вывезти и бесценные экспонаты шушинских музеев.
До войны 2020 года в Шуши действовало 4 государственных и 2 частных музея. К огромному сожалению, во время войны, из города были эвакуированы только экспонаты частного музея ковров, а экспонаты 3 из 4 музеев были перемещены в бомбоубежища, где и остались. Ведь никто и представить не мог, что город может быть сдан врагу, и что коллекции из бомбоубежищ нужно эвакуировать.
Оккупанты стали нещадно рушить армянские церкви, памятники и кладбища. Грабить всё что было оставлено армянами в Шуши. Причём мародерство распространялось не только на частную собственность, но и на предметы культурного наследия. В Шуши было разграблено несколько музеев. Если экспонаты Бердзорского и Тигранакертского музеев успели вовремя эвакуировать, то в Шуши всё было куда хуже. Так что в Карабахе особенно сильно пострадал наш исторический и культурный центр - город Шуши. Произошедшее там иначе как культуроцидом назвать нельзя!
Директор ГНКО «Музеи города Шуши», координировавшая деятельность этих музеев, искусствовед Лусине Гаспарян сообщила, что под контроль врага в Шуши перешли 197 памятников истории и культуры (158 единиц), около 800 картин, графических работ, скульптур Музея изобразительных искусств Шуши, более 700 уникальных экспонатов Геологического музея Шуши. Она надеется, что при посредничестве российской стороны удастся спасти хотя бы фрагменты огромного культурного наследия Шуши.
Известный геолог и меценат Григорий Габриэлянц вёл переговоры с российской стороной о спасении и возможной эвакуации сохранившихся в сданном противнику городе Шуши музейных экспонатов. Армянская сторона стремится получить разрешение на въезд в Шуши вместе с главой миротворческой миссии в НКР генерал-лейтенантом Рустамом Мурадовым и организовать вывоз или хотя бы осмотреть сохранность экспонатов музеев города. Но азербайджанская сторона даже и слышать не хочет о возвращении коллекций, оставленных в Шуши, при том что всё это является армянским культурным наследием, и оно должно быть нам по праву возвращено. Общая сумма потерянного в Карабахе имущества оценивается в сотни миллионов долларов.
Итак, до оккупации Шуши в городе действовало 4 государственных и 2 частных музея. Государственные: Музей истории Шуши, Государственный музей изобразительных искусств с расположенной в его дворе Галереей скульптур, Государственный геологический музей имени профессора Григория Габриэлянца, Картинная галерея. Частные: Музей ковров и Музей армянского драма.
Музей истории Шуши
Рассказ о музеях Шуши, пожалуй, стоит начать со знакомства с Музеем истории Шуши, в котором представлено многовековое прошлое древнего армянского города-крепости. Музей истории Шуши был расположен в симпатичном особняке середины XIX века подполковника царской армии Есаи Гарамянца на улице Месропа Маштоца, 17. Его директором являлся Ашот Арутюнян. Музей истории Шуши, который также называют Историко-краеведческим музеем Шуши, был создан, чтоб продемонстрировать жизнь армян в этом городе с далёкого прошлого до наших дней. Здесь собрана весьма интересная коллекция различных артефактов.
Музей был небольшой, но уютный и сделан был с душой. В музее можно было реально прикоснуться к истории: аккуратно потрогать и рассмотреть экспонаты, расспросить обо всём сотрудников. Выставленные в музее экспонаты, в основном, собирались у местных жителей. Что-то они приносили сами, что-то находили работники музея. Экспозиция музея, старательно и бережно собранная энтузиастами возрождения города Шуши, неуклонно пополнялась.
Экспонаты были очень разнообразны: здесь можно было увидеть археологические материалы бронзового века, древние хачкары, старинные книги и газеты XIX - начала ХХ веков, содержащие информацию о Шуши, множество этнографических материалов, иллюстрирующих быт жителей Шуши. В витринах были представлены музыкальные инструменты, самовар, посуда и другая утварь, утюги, прялка, швейная машинка, печатная машинка, граммофон, керосиновая лампа, весы, серпы, ключи. В музее были показаны материалы о богатой и интересной истории не раз возрождавшегося из пепла города со времени его основания до наших дней. Здесь были собраны удивительно красивые изделия, созданные талантливыми руками местных ремесленников, наглядно показывающих жизнь шушинцев в XIX веке. Было выставлено большое количество оружия, как старинного, так и времён Первой карабахской войны.
Естественно, историко-краеведческий музей в Шуши рассказывал не только о культуре и быте местных жителей, но и о драматичных событиях жизни Карабаха. На стенах залов музея висели фотографии и репродукции картин, а также были размещены материалы, иллюстрирующие военную историю этого региона и геноцид армян Шуши в 1920 году. Отдельный зал был посвящён военной операции по освобождению Шуши 9 мая 1992 года. Здесь находилась подробная диорама той героической операции «Свадьба в горах».
В Карабах всегда приезжало множество известных людей, друзей армянского народа, со всего мира. Так, побывавший тут в 1931 году известный российский поэт Осип Мандельштам, столкнувшись с трагедией 1920 года, написал стихотворение «Фаэтонщик». В нём есть такие пронзительные строки: «Так, в Нагорном Карабахе, В хищном городе Шуше Я изведал эти страхи, Соприродные душе. Сорок тысяч мёртвых окон Там видны со всех сторон И труда бездушный кокон На горах похоронён. И бесстыдно розовеют Обнажённые дома, А над ними неба мреет Тёмно-синяя чума». В Карабахе многие уверены, что в прошлом по имеющимся сведениям их благодатный край посещал сам Михаил Лермонтов. Правда пока каких-либо архивных документов о посещении великим поэтом Шуши не найдено. Но будем надеяться, что рано или поздно это подтвердится.
В экспозиции Музея истории Шуши была большая коллекция фотографий, посвящённых знаменитым шушинцам. Вообще диву даёшься, сколь велико количество выдающихся армян, родившихся в Карабахе и в том числе в Шуши. Среди них есть знаменитости буквально во всех сферах человеческих знаний. Карабахские армяне прославили свой чудесный край Арцах на весь мир. Сейчас азербайджанцы пытаются представить имена своих деятелей, главным образом музыкантов, родившихся в прошлом в Шуши и некоторых карабахских сёлах, объявляя их известными и талантливыми. Не станем спорить, на здоровье пусть они любят и почитают их. Но это знаменитости местного азербайджанского масштаба, которые за пределами Азербайджана не представляют ни для кого интереса и никому не известны. То ли дело тысячи прославленных карабахских, в том числе и шушинских армян, многие из которых являющихся гордостью всего мира!
Музей изобразительных искусств
Одним из главных очагов культуры Карабаха был Музей изобразительных искусств Шуши, официальное открытие которого состоялось 9 мая 2013 года. Он открылся по инициативе и при организационной поддержке профессора Григория Габриэлянца. Торжественное событие было приурочено ко дню освобождения города в 1992 году. Для Государственного музея изобразительных искусств было восстановлено одно из исторических зданий города Шуши на улице Казанчецоц, 24, построенное в XIX веке и разрушенное во время Первой карабахской войны.
На этом месте в прошлом располагался постоялый двор, построенный в 1830 году. С 1923 по 1988 год здание использовалось в качестве дома быта, а в 1992 году оно было разрушено. От дома уцелел лишь фасад здания. При поддержке правительства в ходе реставрации здания был восстановлен его первоначальный вид в духе армянских культурных традиций и в соответствии с архитектурным обликом старого Шуши. Здание двухэтажное, оно состоит из нескольких залов, художественного салона, где продаются сувениры, и фойе со сценой. В год этот музей посещало примерно 2,5 тысячи человек. Для небольшого города это много.
Государственный музей изобразительных искусств Шуши состоял только из даров. Все представленные картины и скульптуры были подарены ему меценатами и частными коллекционерами. Так, к открытию музея московские меценаты собрали более 300 картин художников разных жанров. Григорий Габриэлянц предоставил 25 картин из своей личной коллекции, Самвел Оганесян - 31, Валентин Багирянц - 21, Георгий Затикян - 15, Нарине Давтян - 9. А к 2020 году собралась богатая коллекция, насчитывающая примерно 650 полотен. А с учётом скульптур общее число экспонатов составляло около 800 единиц.
Среди авторов подаренных картин были такие известные российские художники как А. Жилинский, А. Шевченко, Д. Плавинский, А. Сафохин, А. Могилевский, П. Кузнецов, Э. Шахин, Д. Бурлюк и другие. А из армянских авторов в музее особую ценность представляли произведения таких замечательных художников как Мартирос Сарьян, Минас Аветисян, Жан Гарзу, Жан Жансем, Николай Никогосян, Акоп Акопян, Юрий Григорян, Гаянэ Хачатурян, Карен Агамян, Гагик Казанчян, Арутюн Галенц и другие.
Отличительной чертой этого шушинского музея была обширная география представленных работ. Это картины художников из Армении, России, Грузии, Литвы, Туркмении, Узбекистана, Польши, Франции, США, Монголии, Индонезии, Египта, Эфиопии, Мадагаскара Гаити и других стран. Разумеется, среди выставленных полотен было немало произведений, принадлежащих кисти художников Арцаха.
В Музее изобразительных искусств Шуши проводились индивидуальные выставки, концерты классической музыки, кинопоказы, симпозиумы живописи и скульптуры. Здесь, как и в других музеях Шуши, совместно со школами осуществлялись образовательные программы. Часто организовывались посещения музеев школьниками, которые принимали участие в научно-образовательных мероприятиях и интеллектуальных играх. Шушинские музеи с любовью открывали свои гостеприимные двери и перед военнослужащими.
Галерея скульптур
В Шуши с 2011 года регулярно проводился международный симпозиум скульптуры имени известного скульптора-шушинца Акопа Гюрджяна. Инициатива его проведения исходила от проживающего во Флоренции армянского скульптора Вигена Аветиса. Первые два симпозиума проводились в Шушинском центре искусств «Нарекаци». А затем один из сподвижников симпозиума - советник президента НКР, председатель «Фонда будущих поколений» Григорий Габриэлянц посоветовал более удобный вариант. Он предложил перенести симпозиум в Государственный музей изобразительных искусств, а на прилегающей к нему территории создать сквер, в котором и будут размещаться созданные в ходе симпозиумов скульптуры. Таким образом в Шуши был осуществлён проект «Сквер скульптур».
Так появилась открытая международная Галерея скульптур, своего рода музей под открытым небом для всех работ прошлых и будущих форумов. Скульптуры всегда были открыты для обзора посетителей. И с каждым форумом число скульптур всё увеличивалось. Несомненно, проводимые здесь почти ежегодно симпозиумы свидетельствовали о том, что Карабах очаровывал и притягивал к себе не только местных, но и зарубежных деятелей искусств. Десятки скульпторов со всех концов мира с удовольствием принимали приглашения и участвовали в этом форуме. С уверенностью можно констатировать, что этот, ставший традиционным проект, являлся для скульпторов разных стран мира источником вдохновения и созидания. Мероприятия подобного уровня содействовали возрождению былой славы Шуши как центра армянской культуры. Симпозиум скульптуры имени Акопа Гюрджяна стал своеобразной визитной карточкой не только Шуши, но и всего Карабаха.
Выступая в 2018 году на VI международный симпозиуме скульптуры имени Акопа Гюрджяна, директор Государственного музея изобразительных искусств Шуши Лусине Гаспарян сказала: «Симпозиум открыт для скульпторов из разных стран. Скульптуры, созданные в мастерской, останутся в Шуши и будут размещены в разных частях города. Симпозиум призван содействовать изобразительному искусству, развитию скульптуры в Арцахе, а также международному сотрудничеству, чтобы создать платформу для культурного и профессионального контакта и диалога между армянскими и зарубежными художниками, вернуть прежний культурный образ города Шуши, увековечив известное имя великого скульптора Шуши Акопа Гюрджяна».
Картинная галерея
В Шуши, кроме Государственного музея изобразительных искусств, действовала и Картинная галерея. В ней также было представлено немало великолепных произведений изобразительных искусств. Особое место среди выставленных там картин занимали живописные полотна художников Карабаха. Картинная галерея располагалась в старом здании и потому Министерство культуры НКР планировало провести там капитальный ремонт. Но не успели. Может это и к лучшему. Но ничего, ремонтными работами различных очагов культуры займёмся позже, после освобождения Шуши и других карабахских территорий.
Государственный геологический музей
1 сентября 2014 года в Шуши был открыт великолепный Государственный геологический музей имени Григория Габриэлянца. Музей носит это имя, так как был основан Григорием Габриэлянцем, который безвозмездно передал музею личную геологическую коллекцию. Этот замечательный человек сделал очень многое как для развития в Карабахе горнорудной промышленности, так и для возрождения многих армянских очагов культуры Шуши и всего Карабаха. Григорий Аркадьевич Габриэлянц был крупным советским государственным деятелем, последним министром геологии СССР. Он лауреат Государственной премии СССР, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, советник президента НКР.
Государственный геологический музей открылся в отреставрированном старинном здании на улице Месропа Маштоца, 32. Размещённая на стене прямо у входа большая красочная карта и другие наглядные пособия рассказывали о полезных ископаемых Карабаха. Директором музея был кандидат географических наук Юрий Аракелян.
Итак, основой создания музея геологии стала коллекция Григория Аркадьевича, которую он собирал много лет. Организовывая этот музей, он надеялся, что это поможет студентам и школьникам в изучении геологии. На открытии Габриэлянц пожелал, чтобы в новом учреждении не только проводились экскурсии, но читались лекции и работали семинары. Для использования в образовательных программах детей, Геологический музей Армении подарил Государственному геологическому музею Шуши большое количество профессиональных книг. А сам музей украшали полотна всемирно известных художников Мартироса Сарьяна и Минаса Аветисяна.
Коллекция музея насчитывала более 700 экспонатов различных горных пород и минералов из 48 стран разных континентов мира. Были выставлены интересные образцы 20 регионов Российской Федерации в основном из личной коллекции Григория Габриэлянца. Также имелись любопытные экспонаты из Карабаха. В музее экспонировались редкие геологические находки, самой древней из которой 1 миллиард 200 миллионов лет. Немало было выставлено и других минералов, возрастом от сотен миллионов до миллиарда лет, представляющих мировой интерес с геологической точки зрения. Люди с глубокой древности с большим интересом относились к различным камням. Придавали им мистическое значение. Они стремились познать таинственные свойства камней, их скрытую силу и энергетику, лечили ими болезни, защищали себя от враждебных сил.
Все кто были в Государственном геологическом музее Шуши в один голос говорят, что будто бы побывали в чудесной пещере сокровищ, в которой собраны несметные богатства - бесценные камни и минералы потрясающей красоты! Уникальные экспонаты музея привлекали к себе внимание не только армян, но и многочисленных зарубежных туристов со всего мира. Чудные камни просто завораживали своей красотой, поэтому посетители подолгу стояли у стендов и не хотели уходить из этого сказочного царства камней и минералов. Перед посетителями открывались витрины с горными породами самых причудливых форм и невероятных расцветок.
Одни их названия чего стоят! Хризопраз, уваровит, пегматит, турителла, альмандин, шпинель, фульгурит… На отдельном стенде были размещены образцы камней и минералов, имеющихся на территории Карабаха. Это листвинит, мраморный оникс, сердолик и другие. Среди представленных минералов немало образцов аметиста, который весьма распространён в этом регионе.
В музее были широко представлены геологические находки со всего Карабаха, в основном минералы и разные полезные ископаемые, самому древнему из которых 146 миллионов лет. Оказывается, на свете есть место, где звёзды можно собирать пригоршнями. И это место не где-нибудь, а в Нагорном Карабахе, в село Астхашен (Звёздное). Речь идёт об каменевших черенках лилий в виде звёздочек, которые пока основательно не изучены. Это чудо также можно было увидеть в шушинском геологическом музее.
Известняк - одна из самых распространённых строительных пород, используемых в Карабахе. Именно из местного известняка построено большинство зданий в столице НКР Степанакерте. Одним из интереснейших экспонатов музея являлись окаменевшие морские звёзды и другие представители морской фауны, обнаруженные в древних, глубоких слоях почвы. Учёные считают, что, когда-то, до окончательного формирования материка, территория Карабаха являлась частью Мирового океана, что объясняет происхождение подобных находок.
Вот ещё одно свидетельство этого. В музее посетители сталкивались с окаменевшей раковиной аммонита - древнего морского животного, вымершего 67 миллионов лет назад вместе с динозаврами. Эта раковина была найдена в карабахском селе Сюзнек и является доказательством того, что территория Карабаха была покрыта океаном около 200 миллионов лет тому назад. Одним из наиболее интересных экспонатов музея являлся камень, на котором сохранились отпечатки двух рыбин с разницей в несколько тысяч лет. Кроме того, посетителям музея представлялась возможность насладиться коллекцией минералов, светящихся в ультрафиолете, а также пройти психологический тест и попытаться разглядеть образы в камне сколеците.
Музей ковров
Армяне с давних времён славились своими коврами. Особенно в этом преуспели карабахцы. Карабахские ковры по праву считаются одними из самых древних, красивых и ценных армянских ковров и славятся во всём мире. Естественно, приглянулись они и азербайджанцам. Они, что называется, положили на них глаз. И в советское время по указке из Баку группы азербайджанцев организованно ездили по всему Карабаху, охотясь за старинными коврами. Они скупали у местных армян, хранившиеся веками в их семьях и представлявшие большую ценность ковры, или же обменивали их на новые фабричные. Затем, заполучив армянские ковры, они перевозили их в Баку и подвергали реставрации. После этого помещали их а свой Музей ковров, включали их в списки экспонатов азербайджанского декоративно-прикладного искусства и с этого момента выдавали за шедевры азербайджанской культуры.
Всё это было чётко спланировано на государственном уровне с целью присвоить себе древнее армянское наследие. Поэтому не удивительно, что ныне в азербайджанских музеях находится множество великолепных старинных карабахских ковров, которые азербайджанцы нагло выдают за свои. Кроме этого нередко можно встретить в музеях Москвы и Санкт-Петербурга карабахские ковры, именуемые азербайджанскими. Причём самозваных хозяев не смущает то, что на коврах изображены типично армянские узоры и даже кресты. Зачастую карабахские ковры выставляют в музеях России, Европы и Америки под общим названием - «кавказские ковры».
Чтобы всё расставить по своим местам, и во всей красе продемонстрировать армянское ковроткаческое искусство Карабаха, в 2011 году в Шуши открылся частный музей ковров. Это заслуга его основателя Вардана Асцатряна. Озаботившись судьбой карабахских ковров, он с 2000 года начал ездить по карабахским сёлам, чтоб выкупить у хозяев для своего будущего музея оставшиеся ценные старинные ковры. Целью собрания великолепной коллекции и создания Музея ковров в Шуши было в первую очередь спасение армянского культурного наследия. Люди с радостью продавали свои ковры Асцатряну, когда узнавали, что он собирается открыть музей в Шуши.
Таким образом, за 11 лет было приобретено много прекрасных ковров и 2 сентября 2011 года, в День независимости Арцаха, в Шуши открылся частный Музей ковров. Два года он действовал в доме номер 31 на улице Казанчецоц, а после этого музей переехал в дом номер 58 на той же улице Казанчецоц. Музею был предоставлен первый этаж. Это было сгоревшее старое здание, которое полностью отремонтировал проживающий в Москве меценат карабахского происхождения Каро Саргсян. При ремонте постарались сохранить исторический облик здания.
Шушинский музей - был единственным в мире музеем армянских ковров. А ещё он был единственным в мире музеем ковров, где было достоверно известно происхождение всех экспонатов и точное карабахское происхождения всех этих ковров. Вардан Асцатрян делал всё возможное для сохранения национальных традиций и ценностей, популяризации карабахских ковров и их защите от поползновений азербайджанцев.
Вот, что он утверждал: «Специалисты прекрасно знают, что понятие “азербайджанский ковёр” не существует. Ковроткачество недоступно кочевым племенам. Ковёр ткут на специальных ткацких станках, которые всегда находятся на одном месте. Поэтому отождествлять наши ковры с азербайджанскими невозможно. Азербайджанцы пользуются небольшим ручным инструментом, с помощью которого ткут маленькие коврики, чтобы не сидеть на голой земле. У них несколько своих узоров, которые ничего общего с нашими узорами не имеют. Азербайджан вкладывает большие деньги в то, чтобы представить миру карабахские ковры как образцы азербайджанской культуры. Они делают ставку на простых людей, не имеющих представления о ковроткачестве, но специалисты чётко отличают армянские ковры от азербайджанских».
Созданные в Шуши ковры отличаются очень высоким качеством, так как они ткались в хороших мануфактурах для экспорта в Европу. Такие ковры сохранились в известных шушинских семьях. Создатель шушинского музея старался приобретать наиболее известные образцы ковров - «Вишапагорг», «Хндзореск», «Астхагорг», «Цахкагорг», «Цахкац хачер» и другие. Самый старый ковёр в коллекции относится к XVII веку. Он приобретён в селе Шош и представляет собой вышивку на шёлке.
Всего в музейной коллекции Асцатряна насчитывалось около 300 карабахских ковров, сотканных в период с XVII по начало XX века. В основном были представлены изделия XIX века, которые отличаются уникальной символикой, и специалисты с первого же взгляда определяют, что это карабахские ковры. Эта коллекция наилучшим образом представляла особенности карабахского ковроткацкого искусства, тем самым противодействуя агрессивной политике присвоения армянской культуры Азербайджаном. Помимо этого в музее экспонировалось несколько экземпляров зарубежных ковров. Кроме того там демонстрировали инструменты, которые используются в ковроткачестве и дают представление об истории создания ковров.
Придавая большое значение данной инициативе, направленной на сохранение и защиту армянского культурного наследия Карабаха, Министерство культуры и по делам молодёжи НКР оказывало музею всяческую поддержку. Таким образом, при тесном сотрудничестве государства и частного сектора в Шуши успешно функционировало столь важное культурное заведение.
Экспозицию музея удалось эвакуировать за пару дней до падения Шуши 8 ноября 2020 года, когда боевые подразделения Азербайджана вплотную приблизились к Шуши и вёлся мощный обстрел города. Причём одна ракета взорвалась вблизи здания музея и выбила все стёкла и двери. Эвакуацию пришлось провести под покровом ночи, незаметно для вражеских беспилотников. Министерство образования и культуры предоставило машину, которая вывезла ковры из Шуши в Ереван. Экспозиция музея была сдана на хранение в Национальный музей Армении.
Вардан Асцатрян рассказал, что из Шуши не успели эвакуировать всё то, что хранилось во втором здании музея, где располагались фонды Музея ковров. Это порядка 120 ковров и карпетов, изделия бронзового и каменного веков, керамические сосуды, созданные до нашей эры (порядка 90 штук), оружие и домашняя утварь, датируемые XVII - XX веками и прочее. Всё дело в том, что директор до последнего надеялся, что всё образуется. Ведь падение Шуши сложно было предположить. Но, к счастью, всё наиболее значимое, всю выставочную коллекцию музея - 160 ценнейших ковров, среди которых были и очень древние экспонаты, самому старому из которых 350 лет, удалось спасти. В количественном плане вывезли 70% экспонатов, в качественном плане это составляет до 95%.
Было решено часть коллекции Музея ковров Шуши, которую чудом удалось вынести и спасти, выставить в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна в Ереване. Основатель шушинского Музея ковров Вардан Асцатрян сообщил, что на выставке представлен 71 экземпляр из его коллекции. Эти ковры ручной работы являются визитной карточкой Карабаха и наглядно представляют миру изумительную культуру карабахских армян. Выставка открылась 20 февраля 2021 года и вызвала большой интерес у общественности Армении.
Музей армянского драма
9 мая 2018 года в Шуши на улице Казанчецоц, 24/1 при содействии Центрального банка Армении открылся Музей армянского драма. В торжественной церемонии открытия музея приняли участие руководители Армении и Арцаха, военные и должностные лица двух стран и многочисленные почётные гости, которые ознакомились с экспонатами. Миссией этого музея было представить широкий ассортимент банкнот, монет, медалей - от первых армянских образцов до современных денег.
В Музее армянского драма в Шуши были выставлены старинные монеты и купюры времён армянского царства Цопк, династии Арташесидов, Тиграна Великого, Артавазда II, Киликийской Армении, Российской империи, Первой Республики Армения и советского периода, а также армянские и арцахские драмы и лумы, выпущенные в Армении и Арцахе в обращение в наше время.
Особое место в этом частном музее нумизматики было посвящено монетам Арцаха, найденным в Тигранакерте - серебряным монетам, выпущенным в конце XVIII и начале XIX века в Шуши, а также памятным монетам, выпущенным Центральным банком Армении, посвящённых Арцаху. В представленной коллекции было немало уникальных и ценных экспонатов.
Вот то, что мне хотелось рассказать о музеях Карабаха (Арцаха). К сожалению, пришлось обо всём этом армянском богатстве, обо всём нашем национальном культурном достоянии говорить в прошедшем времени. Ибо все эти сокровища ныне захвачены врагами. Всё чаще поступают сведения о массовом вандализме со стороны соседей. Что поделаешь, это их привычное занятие. Поэтому надежда лишь на ЮНЕСКО и на международную общественность, которые должны поднять свой голос в защиту того, что ещё совсем недавно восхищало гостей со всего мира. А что касается нашей армянской святыни Шуши, то пусть никто не сомневается, что как это всегда было в многовековой истории этого города, он всё равно отвергнет чужаков и вернётся к своим истинным хозяевам - армянам. И дай Бог, чтоб это произошло как можно скорее!
Александр Ерканян
Добавить комментарий