Скандал в Московской консерватории им. Чайковского или почему был отменен вечер, посвященный 145-летию армянского композитора Комитаса

28 мая, 2014 - 17:21

Почитатели музыки обрадовались, когда узнали, что 20 мая 2014 года в Рахманиновском зале Московской консерватории будет вечер, посвященный 145-летию великого армянского композитора Комитаса.

Но, самым важным для многих было то, что выступать в Рахманиновском зале Московской консерватории будет государственный хор Нагорно-Карабахской Республики - Арцах.

Многие электронные средства массовой информации опубликовали эту информацию,  сообщив, что это первое выступление хора Республики Арцах в Москве.

Наравне с представителями армянской диаспоры, этот концерт с воодушевлением ждали и другие московские профессиональные почитатели таланта Комитаса.  И вдруг, 20 мая 2014 года, накануне концерта, руководство Московской консерватории отказывает организаторам в проведении вечера посвященного 145-летию Комитаса в Рахманиновском зале.

До 20 мая 2014 г. многие российско-армянские общественные организации провели большую работу, по распространению информации и приглашению людей на концерт.  Но, поступок Московской консерватории внес смуту в план данного мероприятия. Дело в том, что организаторы не смогли физически предупредить всех приглашенных о том, что концерт отменен, и что для его проведения ищут другое место. Проведение концерта в срочном порядке было перенесено в большой зал Армянского кафедрального храмового комплекса Святого Преображения.

И многие, в том числе я, не зная, про отмену мероприятия, приехали в Рахманиновский зал Московской консерватории.

Среди тех, кто пришел было много людей преклонного возраста из представителей московской интеллигенции, любителей музыки. Многие пришли со своими детьми.

Часть пришедших на концерт звонили, и выясняли, как доехать к новому месту проведения концерта – в Армянский кафедральный храмовый комплекс св. Преображения. Народ безропотно стал расходиться, некоторые стали ловить такси, другие на своих автомобилях, а третьи направились в сторону ближайшей станции метро.

Мужчина в толпе очень громко обсуждал с кем-то по телефону причины отказа проведения концерта. По его словам руководство консерватории отказало организаторам по причине не выполнения обязательств с их стороны, а точнее из-за не перечисленных денежных средств за аренду зала. И тут же в разговор включился молодой человек, который мужчине ответил, что это неправда, т.к. по его информации организаторы своевременно перечислили деньги. Семья, пришедшая с двумя маленькими дочерьми, долго возмущалась, говоря о том, что невозможно просто так, без основания взять и отменить концерт.

Май месяц в Москве выдался очень жарким, но люди не смотря на духоту все же приехали в центр Москвы. Многие представители землячества карабахских армян приехали на концерт из других областей, и часть из них приняли решение вернуться обратно домой.  Было понятно по их настроению, что не только творческий вечер, но и весь день для них был испорчен.

Приняв решение провести своё журналистское расследование этой запутанной ситуации, в час пик по московским пробкам я отправился к новому месту проведения концерта.

К моему приезду зал уже был полностью заполнен, но желающих попасть на этот концерт  подходило еще больше и больше с каждой минутой. Усталость  и  испорченное настроение от сложившейся ситуации вокруг данного мероприятия,  были компенсированы волшебным пением  хора и атмосферой в Храме во время концерта.

Творения Комитаса занимают особое место в армянской и мировой культуре и считаются основой национальной музыки.

… Я наслаждался  выступлением хора!  Их пение воспринималось как пение ангелов парящих в  пространстве  Храма. Звучное эхо их голосов было подобно пению птиц в горах. В тексте звучало много прекрасных слов о  любви к своему ближнему, о дружбе между людьми и о величии любви  как основы мироздания.

Все песни были исполнены без музыкального сопровождения - акапельно. Я видел как многие, не могли скрывать свои эмоции и слезы.

Для меня имя Комитас всегда связано с Геноцидом армян в Турции. Я отчетливо помню рассказ о жизни Комитаса, который рассказывала моя первая учительница. Я с детства уже знал о том, что  Комитас сам увидел и ощутил на себе все ужасы Геноцида армян в Турции и в самый трудный момент он находился среди своего народа. Комитас впитал в себя всю боль многострадального народа, он своими глазами видел все ужасы деяния потомков  диких турецких кочевников. Которые, имея свою историю всего 4-х веков, захватив в середине 15 века Византию со  столицей Константинополис и создав  своё молодое государство - Османскую империю, уничтожали живущий там народ. Армянский народ, который тысячелетиями жил на своей родине, и имел самое богатейшее культурное наследие.

24 апреля 1915 года, турецкое правительство решило осуществить одно из самых коварных преступлений в истории человечества – полное уничтожение целого народа. Которое в дальнейшем получило название Геноцид армян в Турции. Первым шагом, которого стал арест и уничтожение около 450 крупных представителей армянской диаспоры в Константинополисе. 

Комитас фактически  лично знал многих, кто стал жертвами, а одному его другу известному писателю, политическому деятелю, депутату Парламента Турции Григору Зограбу, потомки янычаров размозжили голову камнем.

Международная общественность заставила Турцию вернуть и освободить  Комитаса.  Но, Комитас, переживший всё ужасы Геноцида, и массовые убийства, не выдержав боль за свой народ, сошел с ума…

После завершения концерта,  люди  долгое время не хотели расходиться, они с восхищением делились своими впечатлениями от прекрасного выступления хора, а также обсуждали  мотивы отказа Московской консерватории.

В этой суматохе я нашел организаторов мероприятия, и решил продолжить своё расследование.

В разговоре с ними, выяснилось, что после получения информации об отказе в аренде, мотивируя якобы  тем, что Московская консерватория не получила денежные средства за аренду зала, организаторы поехали к руководству консерватории с целью решить данную проблему. В качестве доказательства представили банковскую выписку о том, что денежные средства ещё 13 мая 2014 г. были перечислены на счет консерватории. Кроме того, предложили ещё  и второй вариант, до поступления средств на банковский счет,  оставить в качестве залога –  сумму наличными. Но, получили отказ в категоричной форме.

В тот же вечер, придя домой после концерта,  я получил от своих друзей несколько ссылок с информацией, в которых в определенной части объяснялся отказ Московской консерватории в предоставлении  зала в аренду.

Проанализировав всю полученную информацию, я пришел к выводу, что руководство Московской консерватории, мягко говоря, сильно лукавит, а отмена концерта в Рахманиновском зале была сделана намеренно, по требованию азербайджанской стороны. А якобы не полученные денежные средства за аренду, это слабая попытка руководства Московской консерватории оправдать свой отказ в проведении концерта.

Некоторые азербайджанские сайты, на грани истерики размещали материалы с кричащими фразами: «Завтра между Баку и Москвой может произойти дипломатический скандал». И в духе азербайджанских истерично-журналистских методов, выражали свой страх и негодование.

Оказывается, что выступление хора Нагорного Карабаха так напугало, политиков из Апшерона, что они задействовали весь состав азербайджанского посольства во главе посла Полад Бюль-Бюль Оглы (поющего соловья) и Всероссийского азербайджанского конгресса.

Иногда становится смешно над такой активностью определенной части журналистов и политиков. Им ещё стоило бы организовать многотысячный пикет перед консерваторией. Понятно, что все эти агрессивные действия были осуществлены с целью оказания давления на руководство Московской консерватории.

Вот что пишет, один из азербайджанских сайтов: «Кроме того, мы связались с директором Департамента концертной деятельности Московской государственной консерватории имени Чайковского Виталием Катковым, до сведения которого довели недопустимость предоставления сцены карабахским сепаратистам. В свою очередь, В. Катков ответил, что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления».

А через 4 часа этот же сайт с пафосом сообщает, что источник из консерватории им сообщил следующее: «Мы не знали, кто именно будет выступать в Рахманиновском зале. Когда же узнали, было принято решение отменить завтрашнее выступление. Информация об этом также уже удалена с нашего сайта».

Вот я и рекомендую руководству Московской консерватории анализировать содержание и суть вышеизложенных материалов опубликованных на сайте  vesti.az. Дело в том, что не только у меня, но и у многих других, после ознакомления может сложиться такое мнение, что Московская государственная консерватория им. Чайковского  является подразделением азербайджанского посольства.

И все вышеизложенное доказывает, что мотивы отказа консерватории является выдуманным.

Ради истины я хотел встретиться с директором департамента консерватории господином Виталием Катковым и задать ему несколько вопросов:

- Подтверждает ли он, что отмена концерта была осуществлена по требованию азербайджанской стороны?

- Подтверждает ли он свои слова, опубликованные на сайте  vesti.az «Что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления»?

- Если он подтверждает, что причиной отказа в проведении концерта были финансовые вопросы, почему тогда публично не опровергает информацию азербайджанских СМИ?

Чтобы соблюсти все нормы журналистского расследования, я несколько раз 23 и 26 мая звонил директору Департамента концертной деятельности Московской государственной филармонии имени Чайковского Виталию Каткову. Секретарь господина Каткова сначала ответила, что он на месте, но повторно выяснив личность и цель звонка, через пару минут ответила, что он сильно занят. И сразу же дополнила, что ответ по отказу предоставления зала консерватории они отправили в армянское посольство. Я ещё больше удивился, ответив секретарю, что я российский журналист, и не имею никакого отношения к армянскому посольству, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в рамках журналистского расследования хотел задать несколько вопросов господину Капкову, относительно его высказываний распространенных азербайджанскими  СМИ.  Последний раз я позвонил 27 мая, но секретарь вновь узнав, что это я и звоню по данному вопросу, ответила «без комментариев» и сразу положила трубку.

 Мне стало понятно, что культурное мероприятие по вине некоторых чиновников из Московской государственной филармонии им. Чайковского было превращено в политический скандал,  который не делает чести данному храму культуры.

Кстати сказать, 20 мая после окончания концерта, я успел побеседовать с разными людьми и узнать их мнение о  данном  инциденте. Пожилой человек, который подошел ко мне сам и  представился Виктором Алексеевичем, был очень возмущен поведением руководства Московской консерватории и извинился за них. Он ещё долго и много говорил, о том, что Россия и Армения, союзники и стратегические партнеры, и о том, что маленькая Армения в отличие от других государств не испугалась, и поддержала в числе 12 стран позицию России по Крымскому вопросу в ООН. Другой мой собеседник – Вардан, заявил, что он не представляет, чтобы в случае выступления хора Крыма в Армении случилось подобное. По его словам армяне в Ереване бесплатно бы предоставили все необходимое для проведения концерта…

Женщина писатель говорила, что не стоит смешивать политику с  музыкой  и  культурой. И привела пример травли Валерия Гергиева на Западе из-за его позиции по вопросу Крыма. Продолжая тему данной статьи, хотелось бы напомнить некоторым чиновникам из Московской консерватории им. Чайковского, что Валерий Гергиев написал письмо, в котором призвал страны продолжать диалог, подчеркнув, что музыка способна только укреплять дружбу народов.

В этот же вечер я встретился с двумя певцами из карабахского хора. Они сказали, что часто ездят с концертами по всему миру, и это фактически первый случай, когда  так  неожиданно отменяют их концерт. Также  один из них рассказал, что в 90-е годы, когда азербайджанцы устроили массированный обстрел Степанакерта, он  будучи семилетним мальчиком  пел в подвале, потому что пение снимало  страх… И несмотря на жертвы оно давало людям уверенность в завтрашнем дне…

Подведя итоги своего журналистского расследования, можно сделать следующие выводы, что концерт в Московской консерватории имени Чайковского посвященный 145-летию Комитаса, был отменен фактически по политическим мотивам. И азербайджанцы за благодарность могут отправить господину Виталию Капкову, бочонок черной икры, а еще  и ведро азербайджанской черешни в придачу.

Арам ХАЧАТРЯН

Комментарии

ОТВЕТ БАХРАМУ БАТЫЕВУ (ВЕСТИ.АЗ)!

Несмотря на некоторые ошибки, статья получилась отличная. Количество просмотров на отдельных сайтах перевалило за 18 000 (например, на сайте популярного новостного портала: novostink.ru).
Статью перепечатали многие ведущие армянские информагенства, зарубежные и, что важно, российские информационные сайты, которые специализируются на музыкально-культурных темах.
По подсчетам одного российского аналитика, этот материал к 12:35 мин. 02 июня 2014 года прочитали более 140 тыс. человек, не учитывая размещения его в социальных сетях («Одноклассники», «Фейсбук», «Твиттер» и «Вконтакте»).
По информации наших источников, статью внимательно изучали в Министерстве культуры Российской Федерации и других госорганах.
Но самое главное то, что действия азербайджанской стороны имели обратный результат.
Этот же аналитик сообщил, что скандал стал отличным информационным поводом для рекламы государственного хора Нагорно-Карабахской Республики. Если ранее о существовании хора НКР знали немногие, то благодаря этому случаю о нем узнала вся российская армянская диаспора. Представители Союза армян в России (САР) заявили, что из региональных отделений САР начали поступать приглашения хора в различные регионы России, и в настоящее время количество заявок составляет около 45. Кроме того, хор пригласили пять армянских общин, действующих в Московском регионе. И это является ПРЕКРАСНЫМ результатом.
И самым важным является то, что хор Нагорно-Карабахской Республики выступил в Москве.
P.S: На самом деле, история со скандалом в Московской консерватории им. Чайковского будет иметь своё продолжение. И я готов заключить пари с Бахрамом Батыевым, что хор Нагорно-Карабахской Республики еще раз без проблем может выступить именно в Рахманиновском зале консерватории (как было сообщено в Минкульте России).

Респект автору этого материала. А господин Катков не представитель интеллигенции, он просто обычный торгаш, который в Московской консерватории, делает свои дела. Стыд и позор этому хапуге!!!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image