Почему посол США в Армении нивелирует значение признания Байденом Геноцида армян?

1 мая, 2021 - 01:05

Посол США Линн Трейси в недавнем интервью заявила, что признание президентом Джо Байденом Геноцида армян не должно вызвать правовых последствий. Что кроется за позицией американского посла, разбирался колумнист Sputnik Армения.

Сразу после официального признания президентом США Геноцида армян как в Америке, так и в Турции стали звучать заявления, фактически принижающие значимость решения, принятого Джозефом Байденом. Их суть в том, что международное признание и осуждение факта геноцида вовсе не приведет к каким-то правовым последствиям в отношении страны, совершившей это преступление. То есть, по этой логике, оценка Байдена не станет основанием для дальнейших шагов, на которые мы рассчитываем. Так ли это на самом деле?

Судя по достаточно сдержанной реакции Анкары, можно предположить, что американцы смогли убедить турецкую сторону в том, что окончательное признание Вашингтоном Геноцида армян может и не привести к опасным для турок последствиям, если они сделают правильные выводы и пересмотрят свою политику.

Заметно, что Белый дом вовсе не настроен добиваться привлечения Турции к ответственности за совершенные ею 106 лет назад преступления. Об этом позволяет судить интервью, которое дала в понедельник посол США в Армении Линн Трейси. Она заявила, что признание геноцида не должно вызвать правовых последствий, так как резня армян произошла еще до того, как ООН приняла конвенцию по геноциду.

"С правовой точки зрения, конвенция не имеет обратной силы", - отметила Трейси.

Утверждение, конечно, спорное. Но нельзя не заметить, что озвученный подход с годами обретает все большее распространение.

Осознание неизбежности окончательного признания миром Геноцида армян, похоже, есть уже и у многих представителей турецкой элиты. Единственная их надежда на то, что осуждение преступления не станет основанием для выдвижения армянами требования компенсации. И в этом смысле звучащие из уст американских дипломатов заявления обнадеживают турок.

Великие державы, использующие трагедию армян с целью оказания давления на Турцию и принуждения ее к уступкам, вовсе не настроены добиваться восстановления прав правопреемников жертв геноцида. Им не нужна лишняя головная боль. И в Америке, и в Европе осознают, что обсуждение вопроса компенсации Турцией за Геноцид 1915 года откроет ящик Пандоры. Компенсации потребуют и многие другие народы, в разное время ставшие жертвами подобных преступлений. Поэтому сильные мира сего дают понять, что признание геноцида – это одно, а компенсация тем, кто ему подвергся, – это совсем другое. И если в первом случае на их поддержку армяне могут рассчитывать, то во втором – все гораздо сложнее.

Задачей армянских лоббистских структур, десятилетиями добивавшихся признания геноцида, сейчас должно стать противодействие такого рода подходам. Давать оценку преступлению, но препятствовать наказанию преступника – не только безнравственно, но и незаконно. В тех же Соединенных Штатах у армян есть немало надежных партнеров, которые способны бороться с непоследовательностью в вопросе геноцида. Вместе с тем, актуальным может стать и тема криминализации отрицания геноцида. Работу в этом направлении эффективнее будет вести на уровне законодательных органов отдельных штатов.

Следует признать, что в Европе эти усилия себя не оправдали. Во Франции закон о криминализации негационизма был провален высшей судебной инстанцией, а в Швейцарии, где соответствующий закон уже действует, уголовное преследование отрицающих геноцид провокаторов оказалось невозможным, так как Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) усмотрел в этом ограничение свободы слова. Но то, что не получается в Европе, зачастую удается в Америке.

Армянские организации стран Европы и Ближнего Востока тоже сделали из американского опыта нужные выводы и знают, чем им нужно сейчас заняться. Прежде всего, необходимо использовать поступивший из Вашингтона импульс для того, чтоб вызвать новую массовую волну признания геноцида.

Сейчас в этом смысле внимание приковано, в первую очередь, к Лондону и Иерусалиму. В парламенте Великобритании в мае ожидается обсуждение проекта соответствующей резолюции, подготовленного депутатом Тимом Лутеном. В Израиле проармянские парламентарии мобилизуют ресурсы для вынесения на рассмотрение Кнессета нового документа о Геноциде армян. Работа ведется также в парламентах Австралии, Латвии, Болгарии, Румынии и даже Египта. При успешном стечении обстоятельств осуждение Геноцида армян возможно и Саудовской Аравией.

В странах, где геноцид уже признан на уровне законодательных органов, армянским лоббистам все еще есть, над чем работать. Их главной целью сейчас стало приведение подходов исполнительной власти в соответствие с решениями парламентов. Лишь в случае консенсуса между законодательными и исполнительными властями мы сможем смело утверждать, что конкретная страна окончательно и бесповоротно признала Геноцид армян. А пока у нас есть немало неприятных прецедентов, когда правительства открыто пренебрегают решениями парламентов. Свежий пример: министр иностранных дел Швеции Анн Линде на прошлой неделе назвала события 1915 года "массовой агрессией", хотя Риксдаг еще в 2010-м признал и осудил Геноцид армян. МИД Нидерландов тоже принципиально избегает формулировки "геноцид", несмотря на резолюцию, принятую Палатой представителей в 2018-м.

Способствуя продвижению темы признания геноцида в странах Европы и Ближнего Востока, не стоит недооценивать и значение работы с турецким обществом. Царящему в Турции негационизму сегодня пока еще нереально противопоставить что-то серьезное. Но в курдонаселенных провинциях об осуждении Геноцида армян уже открыто говорят на уровне органов муниципальной власти. Активнее и смелее становятся общественные структуры и профессиональные объединения. В этом смысле показательным выглядит заявление в связи с 106-й годовщиной геноцида, с которым выступила Коллегия адвокатов Диарбекира. Ну, а инициатива депутата парламента Турции от прокурдской Партии демократии народов (ПДН) Каро Пайлана вообще беспрецедентна. Предпринятая им попытка вынести на рассмотрение парламента резолюцию о признании геноцида, конечно, пока не может иметь особых перспектив. Но разве еще 20 лет назад кто-то мог себе представить, что турецкие законодатели вынуждены будут рассматривать такого рода документы?

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image