Пчеловодство в Армении: история и роль в хозяйственной жизни

11 мая, 2021 - 12:35

Территория исторической Армении и Армянского нагорья, где растут около 300 видов медоносных деревьев и кустарников, более 600 видов дикорастущих и декоративных трав, по своим условиям благоприятна для пчеловодства. Найденные в археологических памятниках Азоха (Арцах) и Ухтасара (Сюник) изображения пчелы свидетельствуют о том, что еще в III–II тысячелетиях до н.э. человек здесь знал пчелу и занимался сначала просто сбором меда диких пчел, а затем — бортничеством.

Поиск пчелиного роя в лесу или в расщелинах скал — бортничество — было наиболее древним видом пчеловодства. Первый, кто находил гнездящийся на дереве или в скале рой пчел, делал отметки. Это было для него удачей, поскольку такая находка считалась Astvatsatur — «Данная богом». Согласно народным обычаям, никто другой уже не мог претендовать на этих пчел. Для разведения нового роя его помещали в плетеный улей. После этого пчелы сами строили соты и заполняли медом, собирая урожай дважды в год.

О пчеловодстве в Древней Армении и сопредельных странах есть сведения у греческих и римских историков Страбона, Ксенофонта, Диодора Сицилийского, Василия Кесарийского и других. Аналогичные сведения встречаются у армянских средневековых историков. Так, Ованнес Драсханакерци (X век) свидетельствует, что во время арабского нашествия вместе с другим добром были разграблены также пчелиные улья. Одним из ярких свидетельств важной роли пчеловодства в хозяйственной деятельности армян является рукопись XVI века, автором которой является выдающийся врач Средневековья Алексианос. Одна из частей книги озаглавлена «О пчелах» и содержит 24 наставления об уходе за ними. Автор дает советы по уходу за пчелами по всему годовому циклу — с ранней весны, когда помещают улья в удобное, обращенное к солнцу место, до поздней осени, когда их готовят к зимовке. Автор по собственному опыту знал, что пчелы узнают свою матку и других членов общины по запаху, о чем европейские ученые высказались лишь через несколько столетий.

Пчеловодство сохраняло свою роль в хозяйственной жизни армян и в последующие периоды. О развитом пчеловодстве, в частности в XIX веке, свидетельствуют статистические данные. Так, например, в Эрзрумском регионе Западной Армении в начале XIX века насчитывалось 123 тысячи ульев, из них только в городе Ерзнка — 30 450. В 1906 году в Ереванской губернии пчеловодством занимались 1782 хозяйства, которые имели 17 980 ульев, из коих только 890 были рамочными. В среднем с каждого улья получали от 5 до 20 фунтов меда.

Ульи у армян имеют различные диалектные наименования (например, plul в Сасуне, toloz в Вайоц-Дзоре), но наиболее распространены petak или ktoc. Традиционно ульи плели из гибких веток различных пород кустарников и деревьев, в основном ивы, лесного орешника, шиповника и других, а также из соломы. В лесных районах их изготовляли также из длинных деревянных колод, очищая изнутри от трухи и древесины. Это были длинные цилиндрической формы корзины, снаружи и изнутри обмазанные глиной, смешанной с навозом. Оба конца корзины закрывались деревянными крышками, на передней делали леток (отверстие в улье для захода и выхода пчел). Пасека располагалась на открытых пространствах недалеко от дома. Часто ульи выстраивали рядами одно с другим, один на другом.

Самым совершенным считался дощечный улей со съемными рамами, завезенный в Армению из России в конце XIX века. В Ване (Западная Армения) был даже основан пчеловодческий союз, установивший льготы для тех пчеловодов, которые имели дощечные ульи. В Сасуне по примеру пчеловодов города Муш традиционные ульи были первоначально заменены квадратными ящиками, которые называли сундук. В дальнейшем в Армении получили широкое распространение ульи системы дадан-блатт, завезенные из России.

В условиях вертикальной зональности практиковались два способа содержания пчел: стационарный и вывозом их в более высокие зоны. Первый распространен в средней, предгорной полосе, в частности в Лори, Тавуше, Вайоц-Дзоре, Сюнике, Арцахе, при котором ульи круглогодично находились на пасеках в селе. Второй способ был распространен меньше. Этим занимались хозяйства, для которых пчеловодство имело товарное значение. Летом с равнин и частично с предгорных зон пасечники перемещали улья в горы с альпийской растительностью. Зимой они содержались в укрытых сооружениях, прикрытые войлоком для защиты от холодов.

При сборе меда снимали заднюю крышку улья, окуривали его дымом, а затем острым ножом отделяли наполненные медом соты. Часть меда оставляли для зимнего запаса. Мед хранили в сотах или (до появления медогонного аппарата) его собирали, предварительно растирая разрезанные на куски соты в деревянном корыте. Оставшийся после этого воск растапливали и употребляли для различных хозяйственных целей. Когда мед снимали, обычно небольшое количество посылали родственникам и соседям: он считался дорогим угощением. В ряде регионов мед не принято было продавать; реже его обменивали на масло.

Мед употребляли как в натуральном виде, так и при изготовлении сладостей, в частности, медовых лепешек мехраблит и ряда ритуальных блюд, а также в виде медовых напитков. Мед и воск, обладая лечебными свойствами, с давних времен считаются у армян священными средствами и применялись в народной медицине. При посещении больного было принято приносить мед.

Пчела в верованиях армян — непорочное, трудолюбивое существо, прообраз Богини матери. Считалось, что мед — пища богов. По преданию, южнее города Муш на склоне горы Тиринкатар находятся «Медовые камни», а на вершине — храм армянского бога Тира. Это божество имело обыкновение садиться на камни и есть специально для него собранный пчелами мед, который хранился в десяти больших кувшинах, спрятанных неподалеку в пещерах.

В традиционном хозяйстве немаловажное значение имел также пчелиный воск, употреблявшийся при изготовлении свечей, служивших прежде всего для освещения. Восковые свечи широко употреблялись также во время народных праздников, семейных и общественных обрядов, в церквях, на местах паломничества.

Многие армянские средневековые монастыри и крупные церкви имели свои пасеки, которые обеспечивали их не только медом, но и воском для изготовления церковных свечей, которые не коптили, как сальные. Их изготовление и продажа были важным промыслом для церковной братии.

В настоящее время пчеловодство не утратило своего значения и продолжает сохраняться в большинстве регионов республики. При этом, по сравнению с пасечным содержанием, вывоз ульев в горы получил большее распространение, чем это имело место в прошлом. Мед используется не только в быту, его производство получило товарное значение и реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Мед, а также прополис, перга, воск широко используются в народной медицине, прополис — в фармацевтической промышленности.

Источник: Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image