Параллельные реальности. Ереван

31 мая, 2021 - 13:12

Политические деятели и пользователи социальных сетей в Армении в напряжении. Аналитики утверждают, что есть опасность новой войны. А тем временем ереванцы гуляют по центру города и наслаждаются жизнью в многочисленных кафе.

Президенты России и Франции занимаются очередным кризисом армяно-азербайджанского конфликта, Иран размещает войска на границе с обеими странами, а госсекретарь США обсуждает ситуацию в регионе в ходе встречи с главой МИД России.

Ряд оппозиционных партий, лидеры различных организаций и инициатив ежедневно проводят митинги и акции протеста. Организаторы полагают, что они должны помочь Армении найти выход из непростой ситуации.

Представляется, что они должны быть многолюдными. Между тем, в демонстрациях и акциях принимает участие, по разным оценкам, от тысячи до трех тысяч человек, что по ереванским меркам совсем немного.

Напряжение возросло, когда 20 мая исполняющий обязанности премьер-министра Республики Армения Никол Пашинян подтвердил, что собирается подписать документ, уточняющий государственную границу между Арменией и Азербайджаном.

Его заявлению не доверяют ни оппозиционные политики, ни активисты, ни большинство пользователей социальных сетей.

В таких условиях Ереван, казалось, должен был бы кипеть. В предыдущие годы так и было, когда недовольство социальным положением выводило на улицы десятки тысяч людей. Так было, когда власти намеревались поднять цену на проезд в маршрутках либо возникали проблемы с электричеством или загрязнением окружающей среды.

Ереванцы и сейчас каждый вечер выходят на улицы, но больше для того, чтобы погулять или посидеть в кафе.

И чтобы лучше понять, что происходит на улицах, я прошла по центру Еревана.

В тот момент, когда митингующие на главной площади Республики Еревана кричали «Армения без Никола» и требовали немедленной отставки премьер-министра, буквально в паре сотен метров от них в кафе на Северном проспекте яблоку было негде упасть. А кафе там – более двадцати.

На проспекте – множество прохожих, которые никуда не спешат. А это верный знак того, что они просто вышли на променад.

Они на каждом шагу буквально натыкаются на продающиеся здесь китайские игрушки: на собак, которые лают, солдат, которые стреляют и ползут, уточек, которые должны плавать.

«Ну, пойду я на площадь, и что? Вон, народ уже один раз выбрал. Смотрите, чем это все кончилось», – сердито говорит женщина средних лет, торгующая игрушками.

Мужчина, стоящий на ближайшем перекрестке, призывает всех принять участие в митинге. «Мы теряем страну!», – кричит он, держа в руках армянский триколор.

Люди безразлично проходят мимо.

Тем временем участники митинга устраивают шествие и направляются к зданию Национального собрания. Их так мало, что движение по проспекту Баграмяна даже не прерывается. Людей на Каскаде и Северном проспекте становится все больше, но они явно не участвуют в митинге. Женщины выглядят ухоженными, не подавленными и улыбаются. Мужчины громко разговаривают. Темы их бесед, однако, политические: обсуждают ситуацию в Армении.

В одном из кафе, где заняты все столики, говорят о политике. За столом, к которому я подошла, сидела молодежь. «Не могу представить, как после всего этого смогу выезжать даже за пределы Еревана. Что мы будем делать, если все основные дороги перейдут под контроль Азербайджана?»

Говорят, что они не участвуют в митинге, так как не верят, что могут что-либо изменить.

«Президент нашей страны и другие официальные лица не знают, какой документ подписывает Никол. Если даже они ничего не могут сделать, то что можем мы?»

Чтобы выпить кофе или что-нибудь прохладительное в одном из кафе на Каскаде, обычно приходится стоять в очереди. По вечерам в центре Еревана нет свободных столиков.

«Для меня это знак безразличия. Люди не доверяют политикам и политике, и недоверие к ним настолько велико, что для многих стало важнее присутствия азербайджанских солдат в Армении. Люди устали от политики», – говорит журналист и аналитик Марк Григорян.

Те, кто сидят в кафе в центре Еревана, и те, кто пишет в Facebook тревожные и гневные сообщения или комментарии, скорее всего, те же самые люди. Просто их озабоченность выражается не политическими действиями, а активностью в соцсетях или жаркими спорами в кафе.

Ани Минасян, Ереван

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image