Человек с ружьем или как азербайджанцы в России рулят "по понятиям"

3 июня, 2021 - 18:31

О трагедии, которая разыгралась 29 мая в поселке Мошково под Новосибирском, знают уже многие. А произошло следующее: инспектор ДПС Александр Гусев ненамеренно застрелил 19-летнего азербайджанца Векиля Абдуллаева (уроженца Грузии), оказавшего сопротивление при задержании. В ответ полицейский участок и больницу, где тот скончался, окружили около 60 вооруженных азербайджанцев, которые требовали выдать им убийцу. За отказ отдать полицейского они грозились расстрелять всю его семью.

Пришлось вызывать ОМОН. Разбушевавшихся соотечественников смог несколько успокоить глава азербайджанской национально-культурной автономии Новосибирска Расим Сахиб-оглы Бабаев, попросивший дождаться официальных итогов расследования. Гусев задержан. А его семью пришлось вывезти из Мошкова. Муж сестры полицейского пояснил, что это было сделано ради их безопасности. «Нам начали угрожать, всем членам семьи. Руководитель диаспоры приезжал, успокаивал их: давайте, мол, мирно все проведем. Как только парень умер, близкие и знакомые парня начали бунтовать и начались конкретные угрозы: убьем, зарежем»,- цитирует его новосибирский портал NGS.ru.

Получается, что реальной властью в России на местах становятся не местные администрации и правоохранительные структуры, а диаспоры, рулящие «по понятиям»? В данном случае – азербайджанцы, невесть как проникающие в Россию, и уже не раз засветившиеся подобными отвратительными поступками? Почему такое становится возможным?

Не нужно, думается, быть гениальным юристом, чтобы понять: всех, кто угрожал расправиться с семьёй сотрудника полиции, неумышленно застрелившего молодого азербайджанца в Мошково, необходимо привлечь к предусмотренной законом уголовной ответственности. Какой бы ты национальности ни был: русский, еврей, кабардинец, датчанин, или даже малаец преклонных годов – живя в каком-либо государстве, изволь соблюдать его законы. А не джигитовать.

Как это было

По официальным данным следствия, вечером 28 мая старший лейтенант ГИБДД 38-летний Александр Гусев со своим напарником лейтенантом Денисом Букиным нес службу на территории Мошковского района, когда увидел, как со стороны Болотного в сторону Новосибирска мчится автомобиль «Тойота Марк-2». Инспектор потребовал от водителя остановиться из-за незаконной тонировки стекол цветными пленками. Но тот, наоборот, увеличил скорость.

Сотрудники ДПС начали преследовать автомобиль. Через пять километров «Тойота» свернула на парковку к придорожной гостинице «Максим» и остановилась. Из автомобиля выбежали несколько человек, которые попытались скрыться. Полицейские задержали только одного из убегавших. Когда полицейские пытались посадить мужчину в патрульный автомобиль, его 19-летний знакомый попытался силой отбить задержанного. В донесении сказано, что задержанный и его знакомый «оказывали сопротивление сотрудникам ДПС, хватали за форменное обмундирование старшего лейтенанта Гусева».

«В соответствии со статьей 24 закона "О полиции" Гусев обнажил свое табельное оружие и привел его в полную боевую готовность», - говорится в документе.

Затем, в ходе борьбы, произошел непроизвольный выстрел. Потерпевший получил пулевое ранение головы и 30 мая скончался. А 31 мая Гусева арестовали. Сначала ему было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), а затем, после смерти Абдуллаева, дело переквалифицировали на ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). В ближайшее время ему изберут меру пресечения.

Примечательный факт: один из приятелей погибшего сообщил NGS.ru, что за рулем принадлежащей Векилу Абдуллаеву «Тойоты» во время погони был человек, у которого нет водительских прав, что и стало причиной побега от полицейских.

Жители Новосибирска создали петицию с призывом освободить Александра Гусева из-под стражи. Соответствующее обращение к прокурору Новосибирска опубликовано на сайте Change.org.

«Мы, граждане города Новосибирска, требуем освободить сотрудника Госавтоинспекции города Новосибирска Гусева Александра. И требуем тщательно провести расследование, привлечь водителя и пассажира к ответственности за препятствование задержанию и оказание сопротивления сотруднику ДПС!» - говорится в петиции. На данный момент, обращение к прокурору поддержали свыше 10 тысяч человек.

А вот то, что произошло после этой трагедии, по сути, не укладывается ни в какие правовые рамки. В Мошково прибывают более полусотни вооруженных азербайджанцев, берут в осаду больницу и отделение полиции, требуя выдать невольного убийцу им на расправу, угрожая, в случае отказа – расстрелять всю его семью. Пришлось вызывать ОМОН. А полицейского и его семью – вывезти из Мошкова. Однако проблем, как видно, меньше не стало. И сейчас этот небольшой поселок живет в постоянном страхе.

Заработал – получи

Почему же приезжие в России предпочитают жить не по закону, а «по понятиям»? Не превратилось ли это в дурно пахнущую закономерность?

- Насколько нам известно,- говорит политический обозреватель российского телеканала «Царьград» Андрей Перла,- ситуацию там удалось разрешить в том плане, что давление этнической диаспоры купировано. Действия властей, в первую очередь – губернатора Новосибирской области следует признать очень удачными. Для проведения независимого следствия обеспечены все возможности. Это очень хорошо. Другое дело, что случившееся в Мошково ставит перед всеми нами очень сложные вопросы: как должна регулироваться система взаимоотношений государственной власти и этнических диаспор, какую роль вообще эти диаспоры могут играть в России? Есть ли для этнических диаспор правовое поле, в котором они должны существовать? Как избавиться от их негативного влияния, добиться, чтобы их представители не ощущали своей вседозволенности, особенно – в сложных ситуациях?

Свою оценку эксперт озвучил в ходе обсуждения в рамках программы «Интервью», вышедшей в эфир на этом телеканале. Другой участник диспута, председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков отметил, что происшедшее в Мошково выходит далеко за рамки единичного эпизода.

- Проблема преступных этнических группировок очевидна, - подчеркнул он. - Она была и в 1990-е, и в 2000-е, продолжается и сейчас. Приходится констатировать, что после расформирования специализированного подразделения, линейно боровшегося с организованной преступностью, эта проблема обострилась еще более. Я бы здесь отметил также высокий уровень коррупционной составляющей этнической преступности. Налицо взаимопроникновение бизнеса, криминала, денег и коррумпированных госчиновников. Вот приехали более пятидесяти человек, многие были вооружены, окружили СИЗО, куда был помещен арестованный полицейский. Вопрос: скольких из них зафиксировали, задержали? Пусть не по уголовной статье, а, скажем, на 10-15 суток? И, конечно, очень серьезный вопрос, неоднократно выдвигаемый нашими экспертами – уровень профессиональной подготовки сотрудников патрульно-постовой службы, да и других служб тоже. Вот данная ситуация из-за чего возникла? По сути, полицейский столкнулся с преступниками, которые напали на него. Но его ответные действия, можно сказать, мало чем отличались от действий какого-нибудь хулигана. Он нарушил все возможные инструкции.

Сегодня, констатирует г-н Цветков, большое число профессионалов ушли из МВД на гражданку, где нагрузка у них вдвое меньше, а получают они вдвое больше. И так, судя по реалиям, будет происходить и далее. Отсюда и «общий язык» с нелегалами в низовых правоохранительных структурах: особой очереди из желающих трудиться в полиции нет, а работать там всё же кому-то надо. Вот и выкручиваются, кто как может. Не в оправдание, конечно, а просто – попытка объяснить ситуацию.

Степень вины каждого участника этих событий, несомненно, должен определить суд. Если в данном случае инспектор ДПС применил его законно – значит, всё правильно. Если это был случайный выстрел – ему придется за это отвечать. Конечно, жаль погибшего 19-летнего парня. Соболезнуем его родным и близким. Однако не удержимся от вопроса: как же вы его воспитывали, в каких традициях если он, не задумываясь, кидался на полицейского, пинал его, стараясь отобрать оружие?

В сети сейчас циркулируют две видеозаписи того инцидента. На одной видно, как Абдуллаев кидается на сотрудника ДПС, на другой – он уже обмяк после злополучного выстрела. А самого момента потасовки, завершившейся выстрелом, почему-то нигде нет. Этот кусок вырезан. Возникает еще один вопрос: почему та же азербайджанская диаспора не выкладывает полную видеозапись? Не потому ли, что там имеются моменты, явно для нее невыгодные?

Инспектор ДПС арестован «за превышение должностных полномочий и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». Он останется в СИЗО до 28 июля. Ведущая программы «Интервью» российского телеканала «Царьград» Елена Афонина обсудила эти и другие вопросы с политическим обозревателем Царьграда Андреем Перла и Председателем Общероссийского движения «Сильная Россия» Антоном Цветковым.

Вообще-то, при сопротивлении задержанию полицейские имеют право применять табельное оружие.

«Это всё враньё!»

- Подобные случаи не единичны, - констатирует г-н Парла.- Более того, они имеют, по сути, один и тот же источник. А именно: до определенного момента молодые представители этнический диаспор, включая азербайджанскую, ощущают свою полную безнаказанность. Вне зависимости от того, работают ли они торговцами ан рынке, как этот погибший парень, или таксистами, или кем-либо еще. Мы видим на улицах эти старые иномарки, которые ездят с шумом-гамом, подрезают и т.п. А вот что мы видим крайне редко – это как их останавливают, проверяют у них документы, выписывают им административные штрафы, привлекают к суду за правонарушения. Крайне редко видим и то, как сотрудники полиции применяют к этим людям силу в положенных законом рамках. В тех же Соединенных Штатах, например, полицейские до последнего времени (до «цветной революции» - А.Г.) не боялись применять на улице оружие в отношении преступников. Их часто обвиняют в излишней жестокости. Но мы должны понять, что этот опыт во многом является положительным. Потому что преступник совершает тем больше преступлений, чем больше ощущает свою безнаказанность. А вот если бы нарвавшийся на пулю молодой человек понимал, что даже при мелком правонарушении полицейский его не пожалеет и не примет у него подношение в 500 или там 1000 рублей, а отправит его под суд, и встанет вопрос о выдворении на родину, и диаспора за него не заступится – то он не совершил бы данного серьезного правонарушения, стоившего ему жизни. Вот в чем дело.

Упомянутый Расим Сахиб-оглы Бабаев, принявший участие в эфире передачи «Интервью», категорически не согласился с доводами Андрея Парла. И, козыряя своим высшим юридическим образованием, заявил, что данный инцидент был не преступлением, а просто административным правонарушением, а в таких случаях табельное оружие не применяется. «Наша задача – смягчить возникшую напряженность, чтобы она не переросла в межнациональную рознь в нашем регионе и вообще в России»,- подчеркнул он.

Здесь, конечно, не поспоришь, потворствовать межнациональной розни не следует ни в коем случае. Однако г-н Бабаев явно не уловил смыслового посыла развернувшегося обсуждения. На что ему указала ведущая передачи «Интервью» Елена Афонина. А посыл в следующем: если представитель какой угодно диаспоры – неважно, мигрант или нет – не чувствует, что за совершение правонарушения он понесет наказание, то рано или поздно это может привести к трагедии наподобие той, что произошла в Мошкове.

Данный аргумент до Бабаева, видимо, не дошел. «На пути следования никакого правонарушения Векиль Абдуллаев не совершал! - эмоционально заявил он.- Обвинения в его адрес голословны. А за этим мошковским ДПС-ником знаете, сколько правонарушений? Не хочу просто сейчас всё раскрывать». И так далее – в том же духе, всячески выгораживая мажора Абдуллаева и упрекая Александра Гусева в профессиональной несостоятельности. На вопрос, почему же десятки агрессивно настроенных азербайджанцев заявились в Мошково, требуя выдать им инспектора ДПС и угрожая расстрелять его семью, глава азербайджанской автономии вразумительного объяснения дать не смог. Или не захотел.

А вот предположим обратную ситуацию: в Дашкесане или Казанбулаке местный полицейский в стычке непреднамеренно стреляет кидающегося на него этнического русского. Тот погибает. Представители русской диаспоры съезжаются к отделению полиции, угрожают расправой и вообще всячески выказывают свое недовольство. Вероятность подобного Бабаев отмел напрочь, заявив, что это невозможно ни в Азербайджане, ни в любой другой цивилизованной (!) стране. А если под Новосибирские десятки азербайджанцев ведут себя, как последние оторвы – это цивилизованно?

Прошу понять меня правильно. Хамское поведение моих соотечественников за пределами Армении – явление не менее отвратительное. Но в данном конкретном случае «права качали», вплоть до намерения устроить самосуд, именно азербайджанцы. Так что, господин Расим Сахиб-оглы Бабаев, найдите своему красноречию лучшее применение. Игры «в Джорджа Флойда» следует пресекать жестко и на корню. Вот и всё.

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image