АЛИЕВ ПОЙДЕТ НА КОНТАКТ СО СТЕПАНАКЕРТОМ

28 июня, 2021 - 13:38

Ильхам Алиев вновь подтвердил, что готовит политическую комбинацию, суть которой заключается в стремлении наладить непосредственные контакты с арцахским армянством. Парадоксально, но со временем именно прямой диалог со Степанакертом, которого более четверти века так чурался Азербайджан, откроет единственную, как кажется Баку, возможность для алиевского режима решить карабахскую проблему в рамках пресловутой "территориальной целостности" Азербайджана.

25 ИЮЛЯ АЛИЕВ ОПЯТЬ ГРОМОГЛАСНО заявил, что считает карабахский конфликт оставшимся в прошлом. Эту мысль практически дословно он озвучивал и 28 декабря 2020 г., а затем уже и 11 января, 14 марта, 10 мая сего года. Такие регулярные повторы свидетельствуют о глубоко продуманном и последовательно продвигаемом плане. По словам Алиева, решать в карабахском вопросе больше нечего. Якобы результаты последней войны и соглашение от 9 ноября полностью регулируют судьбу региона и необходимости в ведении каких-либо переговоров в рамках МГ ОБСЕ или в ином формате просто нет.

Согласно Алиеву, вместо пустых разговоров о дальнейшей судьбе Карабаха Армении следует задуматься о собственном незавидном положении, очиститься от вредных политических пережитков прошлого, смириться с реалиями и принять азербайджано-турецкие предложения по дальнейшему обустройству жизни на Южном Кавказе. Он практически прямым текстом дает понять, что говорить о чем-либо с Ереваном по теме Арцаха не собирается. Дескать, Карабах – это уже сугубо внутреннее дело Азербайджана и лишь ему решать, как быть с судьбой "сепаратистского края".

На самом же деле проблема в том, что бакинский режим крайне нервирует неопределенность сложившейся ситуации и тревожит непредсказуемое поведение главных акторов мировой политики в отношении карабахского вопроса. Если на нынешней стадии с Арменией вопросы решены и правительство Пашиняна вроде бы не прочь избавиться от арцахской "головной боли" (проще говоря, отдать судьбу армянского края на милость Баку), то неясно, какие еще сюрпризы могут преподнести Азербайджану партнеры из мировых столиц. Например, есть ли гарантии, что Франция исходя из каких-то собственных интересов не признает независимость Арцаха? Что будет, если русские решат остаться здесь сверх лимитированного договоренностями времени? Или как поступить, если Вашингтон вздумает выдавить российский миротворческий контингент и заменить его на, скажем, скандинавский или совместный американо-российский под эгидой ООН, с мандатом, отметающим национальные интересы Азербайджана?

В Баку хорошо понимают, что неурегулированность карабахской проблемы и ее усугубление за последний год - это эффективный рычаг воздействия на Азербайджан, вечная возможность держать апшеронский режим на короткой привязи, мозоль, наступая на которую всегда можно делать больно Азербайджану. И никто из мировых акторов, имеющих достаточную степень присутствия в регионе, не собирается лишать себя возможности влиять на Азербайджан посредством карабахского вопроса. Алиеву это явно не нравится. Потому он периодически напоминает о якобы решенности карабахского конфликта. А в качестве аргумента приводит неуклюжий и совершенно пустой довод о соглашении от 9 ноября, которое, дескать, прописало будущее края в составе Азербайджана. Хотелось бы спросить господина Алиева о том, какой конкретно пункт подписанного на коленке двустраничного соглашения содержит хоть слово о будущем статусе Арцаха?

БАКИНСКИЙ ДИКТАТОР ТОПОРНО лжет от осознания проблематичности будущих неминуемых переговоров по Карабаху. Вместе с тем он понимает, что помочь ему осилить переговоры со знаком плюс может только и только Степанакерт. С каждым днем в Баку крепнет убеждение в неминуемости прямых контактов с Арцахом. Ведь вопрос вмешательства международного сообщества и особо рьяных его игроков можно будет снять с повестки лишь в том случае, если будут налажены контакты с арцахскими армянами и постепенно преодолены барьеры взаимной ненависти и недоверия как на политическом, так и на общественном уровне. Поэтому в Баку будут стремиться инсценировать лояльность к арцахцам и готовность "простить им их страшные грехи".

Если перевести ситуацию в бытовую плоскость, то можно провести следующее сравнение. Кто из соседей или родственников рискнет опять вмешаться лично или вызвать полицию, когда в извечно склочной семье вдруг наступает затишье и налаживается здоровый диалог с целью разобраться в проблемах? Кто сможет посоветовать супругам развестись в тот самый момент, когда они пытаются установить взаимопонимание и мир в семье?

Именно так впредь и постарается Баку представить карабахскую проблему, дабы наречь политическим святотатством излишнее вмешательство сторонних сил во внутренние дела Азербайджана и, соответственно, пресечь эти попытки. "Карабахская проблема - это внутриполитическая, внутрисемейная проблема для многонационального Азербайджана, и она может решиться только внутри нашей обширной семьи, нашего государства на условиях полного примирения и взаимного прощения" - вот формула, реализуя которую Баку будет пытаться нейтрализовать влияние сторонних сил на процесс "реинтеграции" Арцаха.

Ради этого Алиев готов будет требовать от соответствующих структур создать условия для последовательного снижения напряжения на арцахо-азербайджанской линии разграничения, для налаживания первых бытовых контактов между мирным населением и координации работ на уровне местных административных органов и служб обеих республик. К примеру, якобы спонтанно на границе будут образовываться маленькие рынки и обменные точки, где армяне с азербайджанцами будут торговать топливом, скотом и всевозможными бытовыми товарами. Совместными усилиями приграничных сельских администраций будут решаться вопросы ирригации и полива сельхозугодий и т. д.

Все это, согласно задумке, будет способствовать установлению первых контактов на политическом уровне с перспективой перевода отношений в конструктивное русло. Вместе с тем с помощью широкой агентурной сети в Армении и посредством соцсетей азербайджанские спецслужбы будут наращивать пропаганду разлада и раскола между арцахскими армянами и жителями собственно Армении. Будет делаться все с целью провоцирования и разжигания взаимной вражды с лозунгами "наши ребята умирали за вас, а вы продались туркам", с одной стороны, и "вы бросили нас, вынудив опять вступить в отношения с турками" – с другой.

ПОВТОРИМСЯ: ДЛЯ БАКУ ЭТО самый верный и короткий путь к решению карабахской проблемы в своих интересах. На осуществление этого плана алиевскому режиму отведено четыре года - при условии, что власть в Армении останется за Пашиняном, а в регионе не произойдет значимых геополитических сдвигов.

Однако при реализации данного сценария главная проблема Баку кроется все же не в опасности прихода к власти в Ереване "партии войны" или перерокировке региональных сил, а в психологической неспособности азербайджанцев подавить в себе лютую армянофобию и взращенный на ее почве оголтелый национал-шовинизм. Эта двойственность подходов, совмещающая политическую необходимость примирения с зашкаливающим градусом ненависти, заметна уже сейчас, и не абы у кого, а у самого азербайджанского президента, в речах которого призывы к миру и угрозы в адрес армян чередуются через каждое предложение.

Искренне пересилить в себе культивируемую десятилетиями ненависть и агрессию азербайджанской власти и обществу за столь короткий срок едва ли удастся, а имитировать процесс и пытаться обмануть арцахцев - тем паче. Для армян Арцаха же начатая Алиевым игра на примирение грозит стать воистину историческим испытанием, итог которого отныне и навсегда определит, задушит ли Баку этот маленький свободолюбивый край в своих "любящих" объятиях или армянский Арцах останется жить, заведомо и твердо отвергнув лицемерные и обманчивые тюркские миролюбие и примирение?

Богдан АТАНЕСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image