Станислав Иванов: Насколько оправданы опасения в связи возможным приходом к власти в Афганистане талибов?

8 июля, 2021 - 15:21

Процесс вывода войск США и НАТО из Афганистана сопровождается усилением позиций в стране движения «Талибан» (запрещено в РФ). Этого следовало ожидать. Предложенный Вашингтоном план мирного урегулирования внутриафганского конфликта по той же схеме, что и соглашение между администрацией США и лидерами талибов в столице Катара Дохе, изначально пробуксовывал и саботировался центральными властями в Кабуле. Теряющее популярность среди широких народных масс коррумпированное правительство президента Ашрафа Гани по-прежнему не желает интегрировать талибов во власть, продолжает опираться на силовые структуры, надеется на все новые миллиардные вливания Запада в экономику страны и поддержку армии.

В этой ситуации лидеры движения «Талибан» предприняли ряд решительных шагов по расширению зоны контролируемых ими сельских районов и населенных пунктов, вышли на границы с Таджикистаном и Узбекистаном. Правительственные войска, ополченцы и пограничники уклонились от боестолкновений с талибами и предпочли найти временное убежище в соседних странах. Похоже, что воевать с талибами афганцы не хотят.

Активизацию действий ДТ можно расценивать как рычаг давления на возобновившиеся в Иране переговоры их представителей с правительственной делегацией и одновременно как готовность взять власть в Кабуле с помощью военной силы.

Псевдополитики и псевдоэксперты в России и ряде стран СНГ поспешили «забить в колокола» и затрещали об угрозе вторжения талибов в страны Центральной Азии и наращивания объемов афганских наркотиков.

Хотелось бы несколько «приземлить» этих ярых «знатоков Востока», уточнить, что такое движение «Талибан» и что можно ожидать в регионе с его приходом к власти в Афганистане.

Талибан (на арабском и пушту означает учащиеся) — исламистское движение, зародившееся в 1994 году в лагерях афганских беженцев в приграничных к Афганистану районах Пакистана среди учеников и преподавателей начальных религиозных школ – медресе. По оценкам афганских властей таких школ тогда насчитывалось среди нескольких миллионов беженцев до 17 тысяч. С 1996 по 2001 год движение «Талибан» («Исламский эмират Афганистан») находилось у власти в Афганистане, а с 2004 года контролировало провинцию Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан»). Исламский Эмират Афганистан был признан тремя государствами: Объединёнными Арабскими Эмиратами, Пакистаном и Саудовской Аравией. Советом Безопасности ООН ДТ было признано террористической организацией в 2003 году. Верховный Суд России также признал «Талибан» террористической организацией 14 февраля 2003 года.

За прошедшие 20 лет пребывания войск США и НАТО в Афганистане в идеологии и структуре ДТ произошли серьезные изменения. Соглашение в Дохе с США подписали представители так называемого «умеренного крыла» талибов, которые прекратили всякие связи и контакты с «Аль-Каидой» и не идут на сотрудничество с «Исламским государством» (обе организации запрещены в РФ). Безусловно, упомянутые террористические организации пытаются действовать на территории Афганистана и Пакистана, но подавляющее число лидеров ДТ и других афганских военно-политических группировок их не поддерживают.

Следует заметить, что одним из важных пунктов Дохийского соглашения является обязательство американской стороны исключить ДТ из списка запрещенных (террористических) организаций и ходатайствовать перед ООН и другими странами о подобных решениях. В Москве тоже стараются реально смотреть на ситуацию в Афганистане, не отказываются от контактов с представителями ДТ и посреднической роли в мирном урегулировании внутриафганского конфликта.

Игнорировать очевидное становится все более бесперспективным. Если ДТ пользуется широкой поддержкой населения Афганистана, правительств соседних стран (Пакистана и Турции), то надо предоставить возможность самим афганцам решить вопрос о центральной власти. Любое вмешательство извне провоцирует все новые конфликты и загоняет афганскую проблему вглубь. В этом убедились и советское руководство к весне 1988 года и администрация США, начиная с президентства Обамы. Трамп и Байден смогли реализовать ранее намеченный Обамой план вывода войск США и НАТО из этой «горячей» страны.

Опасения руководств стран Центральной Азии по поводу возможного вторжения талибов в соседние государства беспочвенны. Движение «Талибан» - в основном, национальное исламистское движение пуштунских племен, которые проживают на юге Афганистана и на севере Пакистана. Они не ставят себе целью экспансию в соседние страны, а ограничиваются борьбой за власть на своей исторической родине. Отступившие в Таджикистан и Узбекистан подразделения правительственных войск и пограничники ни в коей мере не намерены дестабилизировать ситуацию в принявших их странах. Они лишь просят временного убежища.

Что касается «героиновой угрозы» с афганского направления, то вряд ли можно ожидать резкого увеличения производства и транзита этих наркотиков. За последние годы объем опиумного бизнеса и так увеличился в десятки раз. Афганские власти в ответ на упреки в бездеятельности неоднократно заявляли о тесной связи производства афганских опиатов с их спросом на теневом мировом рынке, то есть афганцы выращивают и производят ровно столько героина и других опиатов, сколько их потребляют наркозависимые в мире. Запретить афганскому крестьянину выращивать мак невозможно, пока есть спрос на его товар и силовые структуры иностранных государств не в состоянии перекрывать каналы транспортировки и сбыта наркотиков. Наркоугроза – это проблема прежде всего социальная и решать ее можно только совместными усилиями, комплексно, начиная со снижения спроса и потребления наркотиков. С этими доводами афганских властей нельзя не согласиться.

Таким образом, хотелось бы снизить градус пропагандистского накала и панических вбросов в СМИ в связи с планируемым завершением вывода войск США и НАТО из Афганистана. Не исключено, что афганцам самим удастся мирно договориться о будущем государственном устройстве, а в случае силового захвата власти в Кабуле талибами угрозы региональной или международной безопасности пока не просматривается.

  Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович



    

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image