Клубный стендап возвращается в Ереван

8 июля, 2021 - 17:58

Почти каждую неделю небольшая группа людей собирается в полуподвальном помещении Конд-хауса, одного из самых «потерянных» мест Еревана. Это артисты стендапа и поклонники этого вида искусства.

Выступления обычно начинаются около десяти вечера. В пабе темно, воздух насыщен сигаретным дымом, а посетители (спасибо пиву) уже в хорошем настроении. Кое-кто устроился на лестнице, так как все места в маленьком подвале заняты. 

Микрофон берет Ани Барсегян и приветствует собравшихся.

Ани — одна из девушек-стендаперов в команде. Мероприятия обычно проводит она.

Свой первый Open mic («Открытый микрофон») Ани провела в 2020 году. Во время Open mic стендаперы выступают перед небольшой аудиторией, по реакции которой потом решают, в каких мероприятиях они будут участвовать в будущем и будут ли участвовать в них вообще.

Выступление, в котором должна была принять участие Ани, было отменено из-за начавшегося всеобщего локдауна из-за пандемии коронавируса.

Через несколько месяцев, когда ограничения были сняты, разразилась война.

Казалось, развитие клубного стендапа в Армении отложено на неопределенный срок. В послевоенной Армении ни у кого нет настроения смешить и смеяться. Однако после войны прошло около полугода, и стендап вернулся.

Выступления стендаперов проходят в пабах Еревана почти каждую неделю.

Послевоенный стендап

Ани – одна из тысяч жителей Армении, потерявших на войне близкого человека. Юмор и смех, по ее словам, помогали и помогают преодолеть боль.

И Ани говорит о войне. В одном из ее номеров, например, она поднимает вопрос о сексуализации униформы․ Разве от того, что форма сексуальна, солдата не убьют? 

«После этого моего выступления ко мне подошел один мужчина и спросил, почему я высмеиваю наших солдат? А идея была в том, что мой друг был похоронен в этой форме, и я не хотела сексуализировать ее», – рассказывает Ани.

Однако, когда затрагиваешь тему войны и трагических потерь, нужен особый подход. 

«Было много шуток, связанных с войной. Не думаю, что есть тема, недоступная для шуток. Но если вы затрагиваете болезненные темы, вы должны сделать так, чтобы аудитория это поняла», – говорит Ани.

Женщины и юмор «18+» в армянском стендапе

Standup club Yerevan одним из первых в Армении проводит мероприятия «18+» без цензуры. Ани – одна из трех женщин в команде, мужчин в два-три раза больше. Считается, что публика слабее реагирует на женские стендапы, но Ани особо не беспокоится, так как она видит ряд преимуществ. 

«Когда мы (женщины – ред.) говорим со сцены на спорные темы, используя неоднозначную лексику, это производит на публику шокирующее впечатление, но в то же время помогает людям открыться», – говорит Ани.

Юмор без цензуры действительно принимают хорошо, и у Ани есть объяснение этому. Ее публика подготовлена ​​и открыта для таких шуток. Во всех случаях выступления всегда предваряет ряд предупреждений: если вы не готовы к шуткам на любую тему, лучше на представления не приходить – спектакль будет «18+» или «21+».

Проблемы, которые решает юмор

Юмор Ани определенно имеет единую тематическую линию, которая просматривается практически во всех ее номерах. Ее шутки – о женщинах, семье, войне, бойфренде, сексизме, дискриминации. Это темы, над которыми у нас «нельзя шутить».

«Однажды я получила фидбэк, что говорила о вещах очень близких. И им это было по сердцу, но именно поэтому им не было смешно. Именно это, честно говоря, и есть мой любимый жанр стендап-комедии — когда ты не смешишь, а просто общаешься с людьми.

Их реакция – не громкий смех, а как бы положительное чувство. И когда вы говорите о проблеме, которая беспокоит вашу аудиторию, то они понимают, что не одиноки. И в этом есть даже терапевтический эффект. Такой подход открывает для них много больше, чем просто шутки».

Ани говорит о важных социальных и культурных проблемах с помощью юмора, но утверждает, что единственная проблема, которую она хочет решить с помощью смеха, – это брать табуированные темы и относиться к ним легко.

Будущее клубного стендапа 

Ани не связывает свое финансовое будущее с клубным стендапом. И она, и остальные члены команды имеют другие профессии и стендап для них – хобби.

Будущее клубного стендапа в Армении все еще туманно. Трудно предположить, будет ли эта сфера развиваться или останется ереванской субкультурой с небольшой аудиторией, которая выживает благодаря энтузиастам.

Вместо того, чтобы отвечать на такие сложные вопросы, стендаперы просто предлагают посетить Standup club Yerevan в ближайшую субботу вечером и повеселиться.

Офелия Симонян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image