3 МЕСЯЦА СО ДНЯ ОККУПАЦИИ АРМЕНИИ

12 августа, 2021 - 13:25

Озвученный на заседании коллегии приказ министра обороны Аршака КАРАПЕТЯНА об уничтожении азербайджанских военных при попытке перехода границы Армении вызвал неоднозначную реакцию на фоне реалий, сложившихся после 12 мая.

ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ НЕДОУМЕНИЕ ВЫЗВАЛА ФРАЗА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ командиров в случае отсутствия адекватной реакции на нарушение государственной границы, ведь с 12 мая мы только такую реакцию и наблюдали: 3 месяца назад оккупация началась без единого выстрела с обеих сторон и продлилась в том же режиме до внеочередных выборов 20 июня: Алиев дал возможность Пашиняну воспроизвестись во власти.

Экс-министр обороны Сейран Оганян назвал решение министра запоздалым. Генерал озвучил очень важное сообщение, согласно которому устный приказ не стрелять был подкреплен рекомендацией подразделениям МО и пограничным подразделениям в составе СНБ иметь при себе средства для ведения рукопашного боя. Депутат от фракции "Честь имею" Тигран Абрамян в свою очередь напомнил, что до сих пор никто не был привлечен ни к уголовной, ни к политической ответственности за то, что армянские ВС не стреляли в тех, кто нарушил границу 12 мая. "Это создало весьма опасный прецедент", - подчеркнул депутат.

Оккупация территорий Сюникского и Гегаркуникского марзов имела место без единого выстрела с армянской стороны. Армянские ВС никак не отреагировали на продвижение азербайджанцев в глубь территории страны, на строительство и обустройство боевых позиций, хотя очевидно, что эти позиции строились и укреплялись с расчетом на предстоящие боевые действия. Зачем же еще строить и обустраивать позиции! С 12 мая все действия азербайджанцев на территории Армении проводились с молчаливого попустительства властей. Очевидно, что устный приказ, о котором говорит Оганян, исходил от Пашиняна.

Договорная оккупация после договорной войны

Очевидно, что после договорной войны и сдачи 75% территории Республики Арцах мы имеем дело с договорной оккупацией территории Армении. До 20 июня оккупанты не стреляли, а после досрочных выборов оккупация вступила в горячую стадию.

НО ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ОБСТРЕЛИВАЛИ из минометов и гранатометов позиции армянских ВС и вели огонь в направлении общин, с армянской стороны постоянно звучали заявления о том, что армянские ВС открыли ответный огонь, защищая свои позиции и гражданское население, дескать, мы оккупантов не трогали, мы только защищались!

Если министр приказал уничтожать нарушителей государственной границы, стало быть, до того действовал другой приказ, и это действие наблюдало все население страны. Кто же отдал приказ не стрелять по оккупантам, который действовал с 12 мая по 5 августа? Это имя следует назвать официально. Тот, кто отдал этот приказ, совершил преступление. Не стрелять по оккупантам, допустить строительство и оснащение ими боевых позиций, попустительствовать избиению мирных жителей, похищению военных, отъему пастбищ, кражам и угону скота - это предательство. Оно проявилось в запрете стрелять по оккупантам.

В итоге приграничные общины защищают от оккупантов местные ополченцы во главе с руководителями общин, 12 мая вооруженных азербайджанцев встречали на пастбищах пастухи. После перехода оккупации в горячую стадию погибли трое, ранены пятеро военных. Кто понесет за это наказание? Может, тот, кто точно знал, что до выборов оккупанты стрелять не будут? Он также знал, что боевые действия могут вспыхнуть в любой день после 20 июня…

Скорее всего, именно тема оккупации стала причиной бурной дискуссии между Карапетяном и начальником Генштаба Артаком Давтяном, когда собеседники бросались стульями и прочими офисными предметами. История бурного выяснения отношений вышла за пределы МО, после первых публикаций на эту тему оба генерала объявили, что ничего подобного не было. Было! Только тогда Карапетян еще не был министром, а потому Давтян ему не подчинялся…

А что будет с оккупантами?

В качестве и.о. министра обороны назначенный на должность первого замминистра Карапетян 27 июля встретился в Москве с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, потом состоялась встреча Карапетяна с командующим российскими миротворцами Рустамом Мурадовым. В обоих случаях речь шла о ситуации на границах.

ПРИКАЗ УНИЧТОЖАТЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ВОЕННЫХ при попытке нарушения границы суверенной Армении был озвучен тогда, когда стало известно о том, что на территории общины Воскепар (Тавушский марз) дислоцировались российские пограничники, которые ведут там строительные работы по укреплению пограничных пунктов. Армянские границы отдали российским пограничникам под громкие фанфары николовского агитпропа о суверенитете Армении. Общество отреагировало неоднозначно на появление российских пограничников.

А как быть с теми азербайджанцами, которые перешли границу 12 мая и с тех пор строили и укрепляли позиции на территории суверенного государства? Приказ стрелять по оккупантам имеет обратную силу или речь идет только о будущих попытках нарушения границы? А что делать с теми, кто с 12 мая находится на позициях? Кстати, на приказ новоиспеченного министра обороны оккупанты ответили 6 августа обстрелом позиций армянских ВС в Ерасхе.

Вопросов много, полагаю, Карапетяну придется ответить на них в ходе первого же заседания парламентской четырехдневки, посвященного ответам членов правительства на вопросы депутатов. Может, тогда прояснится окончательно, что намерено предпринять командование армянских ВС по отношению к оккупантам? Если до сих пор приказ не стрелять приравнивался к попытке избежать военной эскалации на территории Армении, то что изменилось после визита Карапетяна в Москву? Теперь мы не боимся эскалации и новой масштабной войны с Азербайджаном?

Гаспар АДАМЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image