АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ НАРОДОВ РОССИИ

11 июня, 2014 - 12:37

/Обоснование и предложение/

«Общество, которое живет только настоящим
и не заботится о Будущем,
не может быть подлинно нравственным».

 (известный афоризм)

В качестве обоснования.

Конечно, необходимо знать своё прошлое, необходимо уметь правильно оценить настоящее, но, вместе с этим, нужно «смотреть и в Будущее»: более того, необходимо «не только смотреть», но и «видеть Будущее». Каждое поколение человеческого общества, каждая страна и каждый культурный и организованный народ должны иметь ясное представление о своем Будущем и заблаговременно подготовить его.

В конечном счете, Будущее человечества, как организованного общества, определяется успешностью решения совокупности сложнейших и взаимосвязанных проблем генетического, демографического, интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, социального, экономического и политического характера.  Все они важны. Но здесь мы хотим особенно выделить комплекс проблем сферы духовности и нравов, имеющих, не всегда явное, но всегда существенное влияние на все сферы и срезы жизни общества, определяющих и обеспечивающих жизнеспособность и развитие человечества в целом.

Состав и качество идеалов духовного тезауруса и норм нравственности, культивируемые каждым текущим поколением человечества, имеют фундаментальное значение как для «текущей жизни» данного поколения, так и для Будущего человеческого общества, ибо они находят непосредственное отражение в генофонде последующих поколений. Корректировка допущенных этого класса ошибок общества («ошибок жизни» сферы духовности и нравов) и порожденных ими деформаций на генетическом уровне, весьма проблематична и требует внедрение сложных систем кардинального переформатирования жизни общества и весьма продолжительные периоды исторического времени для реализации этого.

Судьба, как человеческого общества, в целом, так и для любой конкретной страны и его народа, зависит от его организованности и умения:

  • правильно планировать и реализовать целенаправленные программы, ориентированные на обеспечение высокого качества «текущей жизни» общества и, одновременно,
  • обеспечить своевременное и правильное формирование ориентиров и потенциалов развития.

При этом особенно важно, чтобы не было допущено самостийное формирование духовного и нравственного среза этой «текущей жизни», чреватого, не всегда явными негативными последствиями по критериям «Будущего». Вся система принципов организации «текущей жизни» общества (а в её составе, культивируемая обществом духовно-нравственная платформа - особенно), должна быть подготовлена на фундаментальной основе, а их правильность и целесообразность должна быть проверена и по критериям «Будущего».

Такая «стратегия организации жизни» должна быть принята и осуществлена в каждом поколении общества.

 

Одной из фундаментальных проблем жизнеустройства человечества, является проблема расслоения общества, а по сути – расслоения человечества, которая по своей значимости есть проблема цивилизационной важности и, как таковая, она не может быть игнорирована при организации жизни общества, в том числе и при разработке «стратегии Будущего».

Расслоение человечества, как социальный феномен системного характера, появилось уже на самих ранних стадиях исторического процесса формирования человеческого общества и проявляется в жизни каждого его поколения.  В составе каждого конкретного «текущего поколения» человечества (то есть, поколения человечества, «в данный момент» проживающего на земле) расслоение общества, как социальный процесс, формируется и происходит в соответствии с двумя комплексами причин:

  •  с историческим наследием членов общества данного поколения, который для каждого члена общества определяется факторами генетического характера, наследуемого правого статуса, материальных и других наследуемых условий жизнеустройства и т. п.;
  •  со сложившимися текущими историческими обстоятельствами мироустройства эпохи этого поколения человечества, на основе которой формируются конкретные условия жизни общества, а в его составе – жизни каждого члена общества.

В сущности, в результате этого процесса, люди, сосуществующие в каждом поколении человечества как личности и как члены общества, становятся «весьма разными» и эта «разность» проявляется комплексно - по персональным характеристикам «качества человека-личности» и по показателям его «условий жизни».

Расслоение общества, как исторический процесс существовал всегда, имеет место и сегодня, интенсивно прогрессирует и проявляет себя в самых разных сферах и срезах общественной жизни. Каждый срез жизни человечества, в котором степень расслоения общества становится «выше нормативной», чреват для человечества негативными судьбоносными проблемами «Будущего». Если оценить сегодняшнее состояние человечества с этой точки зрения, то можно констатировать, что в обществе имеет место весьма глубокое и многоаспектное расслоение условий жизни его членов и самих членов - как личностей.

Однако, по критериям «Будущего», самым опасным проявлением процесса расслоения человечества сегодня является расслоение человечества по идеалам духовности и норм нравственности, которые культивируются членами современного общества при организации своей личной жизни и при своем позиционировании в жизни общества. Интенсивное развитие расслоения этого среза жизни общества привело к тому, что разные слои населения планеты стали по-разному воспринимать жизнь и традиционные (классические) ценности жизни. Как следствие из этого, в организации практической жизни членов общества стала внедряться глубокая психологическая несовместимость личностей и социальных групп, которая проявляется не только при возникновении проблемных ситуаций, но и в самых простых обстоятельствах повседневной жизни.

Сегодня, такое состояние общества привело человечество к следующей «противоречивой (парадоксальной) ситуации», чреватой плохо предсказуемыми последствиями.

С одной стороны, расслоение в обществе происходит в «массовом порядке» и создает для членов общества определенный дискомфорт, конфликтность, зачастую и враждебное противоборство, которые, как следствие, приводят к феномену «психологической несовместимости» людей, что, в конечном счете, порождает «центробежные силы» и стремление членов общества к индивидуальной или групповой «самоизоляции».

С другой стороны, интеллектуальное и технологическое развитие общества и появившиеся современные системы транспортной и информационной коммуникаций создали условия и привели к необходимости интенсивного динамичного общения членов общества.

Эта «объективная», исторически возникшая парадоксальная обстановка в системе организации жизни общества, породила комплекс системных проблем, как в сфере жизнеустройства, так и в секторе организации труда общества. Она стала глобальной, и привела к структуризации всего общества, как по «вертикали», так и по «горизонтали». Без преувеличения можно констатировать, что, состоявшееся сегодня многоаспектное расслоение человечества привело к формированию в составе человеческого общества «изолированных», зачастую и противоборствующих этнокультурных, экономических и политических группировок и сообществ, достигло к критическому уровню, устойчиво прогрессирует и приобрело опасную, судьбоносную значимость для Будущего человечества. В этом комплексе цивилизационной значимости общечеловеческих проблем особенно актуальной является проблема расслоения человечества по критериям духовности и норм нравственности.

По масштабам и по глубине проявления эта проблема стала тревожной и, сегодня, у человечества возникла неотложная необходимость фундаментального ее решения в общечеловеческой постановке – на планетарном уровне.

Какая стратегия может быть принята человечеством для решения этой проблемы? 

Духовные и нравственные качества члена общества, как человека-личности, формируются на его персональной генетической платформе, в сочетании и под влиянием условий его жизни (условий жизнеобеспечения, организации труда и т. п.) и, вместе с этим, существенно зависят от качества и целевой ориентированности существующего в обществе комплекса разного уровня и специализации систем воспитательно – образовательного назначения.

Принципы, цели, методологические, технические и другие «инструментальные средства» систем организации воспитания членов общества, в разные исторические эпохи были весьма разными. Сегодня в обществе, совместно с профессиональным корпусом образовательно – воспитательных систем (школы, вузы, системы культуры, спорта, армия), действует множество мощных технически и функционально богатых организационных формирований, созданных на базе интернета, компьютерных локальных и сетевых систем разного уровня, телевидения, прессы и т. п., которые, весьма активно, прямо или опосредственно участвуют в образовательно-воспитательном процессе всего «текущего поколения» общества и человек, с первого дня своей жизни погружается в эту вездесущую «воспитательную среду» и остается в ней всю свою жизнь - ежедневно получая «весомые порции воспитательного воздействия», в том числе и из сферы духовности и нравов.

 

В качестве «реплики». «Правовая парадигма» современного «информационного пространства» (прямой участник и обеспечивающая среда функционирования систем воспитательного корпуса общества) характеризуется действием разных принципов, законов, норм и традиций, сформулированных «почти самостийно», можно сказать «эмоционально» и, в определенной степени - примитивно, на демагогической идеологической платформе. Можно сказать, что формирование сегодняшней действующей «правовой парадигмы» информационного пространства жизни общества осуществлялось по формуле - «полная свобода слова и отсутствие любой цензуры». Как и во всех случаях проявления крайностей, такая «всепозволительная» (все дозволительная) платформа организации деятельности общественных информационных систем (включая прессу) порождает серьезные деформации в организации жизни и ориентиров процесса развития общества и, по сути, становится противодействием правильному ходу эволюционного развития человеческой популяции.

Этой эффектной, анархического толка интерпретацией красивого принципа «свободы слова» незамедлительно и целенаправленно стала воспользоваться возникшая активная «каста лжеинтеллектуалов» и вся коммерческая составляющая организационного построения общества: в результате - идеалы духовности и нормы нравственности были подчинены диктату целей и интересов бизнеса.

Сегодня, для общества возникла насущная необходимость в разработке фундаментальных системных решений, реализация которых позволит освободить весь сектор духовности и нравов общественной жизни человечества, и в первую очередь - сфера воспитания поколений общества (любых возрастных категорий) от искажений, исходящих от диктата мира бизнеса.

 

В воспитательном процессе поколений общества всегда фигурировали «педагогические технологии», которые используют множество «позитивных идеалов человеческих качеств». Эти «педагогического назначения идеалы» использовались для формирования таких духовных и культурных качеств у человека (конкретной личности), которые необходимы для ее позиционирования и поведения в жизни в качестве «правильного члена общества» - человека, умеющего комфортно и бесконфликтно присутствовать и принимать участие в жизни общества и быть полезным и востребованным членом общества.  

«Педагогические Идеалы» использовались и используются в воспитательном процессе общества для всех возрастных категорий – они фигурируют в течение всей жизни человека, как сформулированные явно, так и не очень, сознательно или интуитивно. В глубинных процессах функционирования человеческой психики они («педагогические идеалы») проявляют себя как «катализаторы», с участием которых (на основе которых) у человека формируется его «человеческая сущность» - его личная «Конституция Жизни» и персональная «Система Идеалов Счастья».

«Конституция Жизни» и персональная «Система Идеалов Счастья» человека являются важнейшими определителями (детерминантами) человека - как личности: они существуют у каждого человека и совместно проявляют себя в любой его целенаправленной деятельности.  

Человек в течение всей своей жизни стремится быть счастливым существом – Счастливой Личностью. Феномен Счастья, как продукт психики человека, проявляет себя в жизни человека на основе его персональной «Системы Идеалов Счастья» - существующая у человека как явно сформулированной или не в такой «четко определенной им форме», культивируемая им осознанно или интуитивно. Персональная «Система Идеалов Счастья» личности является основой для формирования его персональной (личностной) «культуры Счастья», владение которой в практической жизни обеспечивает ему умение быть счастливым человеком и осознавать это.

Обобщая, отметим, что через «идеалы педагогического назначения», культивируемы в воспитательном секторе жизни общества, формируются личные качества человека, как члена общества и, в конечном счете - качество поколения общества в целом.

Важным является и следующее: с точки зрения соответствия требованиям эволюционного развития человеческого общества (человеческой популяции) культивируемые в жизни общества «педагогические идеалы» можно разбить на два класса – позитивные и негативные идеалы. Эта классификация исходит из оценки их действия с точки зрения критериев эволюции человеческой популяции: «педагогические идеалы» являются позитивными, если они формируют человеческие качества, полезные и необходимые для правильного развития общества и являются негативными, если «воспитывают членов общества», склонны своей деятельностью порождать процессы и события, деградирующие общество.  Исходя из этой же классификации, содержательные характеристики «качества человека» и культивируемые человеком «Идеалы Счастья», также можно разбить на позитивные и негативные.

Для наглядности, в качестве примера, приведем вариант свода абсолютов высоких позитивных человеческих качеств, которые, в связи их очевидностью, можно (и нужно) воспринимать в качестве постулатов.

ПОСТУЛАТЫ – АБСОЛЮТЫ ВЫСОКИХ ПОЗИТИВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

  1. = Человек должен культивировать здоровый образ жизни, стремиться быть сильным физически и духовно, иметь высокую поведенческую и бытовую культуру.
  2. = Человеку должно быть свойственно открытое дружелюбие и надежность в дружбе.
  3. = Человек должен быть добрым и отзывчивым, одновременно, и принципиальным, и терпеливым (толерантным), также, и гордым, и скромным. 
  4. = Человеку должно быть свойственно безграничное трудолюбие. Человек должен иметь естественную, органическую потребность в созидательном труде, должен творить и созидать, постоянно совершенствовать себя и жизнь вокруг себя.
  5. = Человек должен иметь устойчивое стремление к красоте и к совершенству.
  6. = Человеку должны быть свойственны честность, моральная и нравственная устойчивость.
  7. = Человек всегда и везде должен жить с чистой совестью.
  8. = Человек должен всегда стремиться быть культурным, образованным человеком и высоким профессионалом; он должен всегда стремиться знать больше, уметь больше, делать больше и только полезное.
  9. = Человек должен стремиться быть первым среди равных и равным среди первых и одновременно никогда в своей самооценке не считать себя лучше всех и не ставить себя выше всех.
  10. = Человек должен искренне осознавать и проявлять себя как человек чести и, одновременно, в «проблемных ситуациях» суметь позиционировать себя «выше обстоятельств».
  11. = Человек должен проявлять бесконечную любовь ко всем честным и добрым людям, независимо от их этнического происхождения, мировоззренческих и религиозных убеждений.
  12. = Человек должен иметь бескомпромиссную жизненную позицию в отношении к любым негативам, порождающим «силы и процессы», разрушающие систему ценностей и духовно-нравственные идеалы жизни, предусмотренные для человеческой популяции Автором – Создателем системы «Планета Земля».
  13.  = Человек должен уметь правильно понимать и применять предоставленное ему «Право Свободы Выбора», правильно сориентироваться в лабиринтах «Добра и Зла», «Позитива и Негатива», уметь самостоятельно синтезировать свою «Систему Идеалов Счастья» и, на ее основе, сформулировать свою персональную систему целей жизни.
  14. = Человек должен быть убежденным оптимистом и уметь во всех аспектах жизни осознанно ориентироваться на проявление в своей жизни «Феномена Счастья», понимая его как «истинную ценность жизни», как важный источник психики, порождающий мощный и красивый императив активизации своей целенаправленной жизнедеятельности.
  15. = Человек должен проявлять устойчивое стремление быть Счастливым Человеком и уметь построить свое Счастье. Человек должен осознать, оценить и дорожить своим Счастьем и, одновременно, проявлять искреннее стремление и действенную активность осчастливить добрых и честных людей вокруг себя и всюду.

Проблему расслоения человечества нужно рассмотреть, как комплексную и многогранную системную проблему цивилизационной значимости, в составе которой выделяются две ее самостоятельные срезы, а именно: проблема расслоения общества (как социальной системы) и проблема расслоения человеческой популяции (как биологической системы). Эти компоненты единой системной проблемы расслоения человечества взаимосвязаны и взаимно обусловлены.  Так, состояние некоторого «текущего поколения» человечества по показателю «расслоения», определяется условиями «функционирования общества» (как организационной системы), осуществляемая на основе действующих в обществе политических, экономических, правовых, социальных, культурно – образовательных и воспитательных систем. В свою очередь, качество жизни «текущего поколения общества» отражается на генофонде данного поколения, который проявляет себя уже в следующих поколениях человечества, в конечном счете, порождая расслоение человечества и популяционного (генетико-морфологического) уровня. 

Другими словами, в зависимости от исторического хода организации жизни человеческого общества, влияние «образа жизни» общества на генетическую систему поколения человеческой популяции через эстафету генофонда поколений человечества может привести к развитию (эволюционному совершенствованию) или к деградации человечества на уровне популяции (как биологической системы). 

То есть расслоение человечества является не только социальной проблемой, но и популяционной, и имеет судьбоносную цивилизационную значимость.  Сегодня для человечества созрела неотложная необходимость приступить к кардинальному решению этой важнейшей всеобъемлющей проблемы на общечеловеческом уровне.

По степени значимости влияния на процесс расслоения человечества особенно важным является комплекс факторов организации жизни человеческого общества в срезе духовности и нравов. Этот аспект организации жизни общества является фундаментальной проблемой общества и одним из путей кардинального ее решения может стать создание единого, общечеловеческого назначения, организационно-правового инструмента, обеспечивающего создание системы солидарного управления жизнеустройством и жизнедеятельностью человеческого общества в срезе духовности и нравов. Условно он может быть сформулирован в качестве «Единой общечеловеческой духовно-нравственной конституции жителей планеты Земля» (или иначе).

Базовой содержательной платформой для «Единой общечеловеческой духовно-нравственной конституции жителей планеты Земля» (далее, кратко ЕО-ДНК) должен служить тщательно разработанный и по-научному эксплицированный «свод абсолютив позитивных высоких человеческих качеств».

Примечание. Свод постулатов, который был приведен выше, нужно считать только как наглядный пример: при его использовании потребуется выполнить содержательное дополнение состава и уточнение формулировок и их детализация.

Такой «Единый Закон» (ЕО-ДНК) должен иметь главенствующую роль по отношению ко всем другим национальным и международным законам, действующим в организации жизни человеческого общества в разных странах и общественных формированиях. В частности, он может стать (должен стать) базовым нормоустанавливающим документом и для программной (педагогической) унификации систем образования и воспитания детей и молодежи для всех стран и народов мира. Такое решение обеспечит тотальное противодействие развитию опасного процесса духовного, нравственного и культурного расслоения поколений общества, связанного с географической разбросанностью частей общества по странам и континентам.  Отметим, что географическая разбросанность населения планеты является одной из основных причин, которая исторически привела к формированию разных этнических, религиозных, экономических, политических и других, разного характера группировок, которые стали активно проявлять себя на международной арене сегодняшних процессов глобализации противоборства.

Ясно, что созданная сегодня «Единая общечеловеческая духовно-нравственная конституция» по ходу истории должна быть осторожно и профессионально скорректирована в каждом поколении общества (скорректирована самим обществом) исходя из прогнозируемых условий и требований ближайших «Горизонтов Будущего» земной цивилизации.

 Предложение.

Отмечая целесообразность и важность создания системы противодействия расслоению общества на общечеловеческом уровне, укажем, также, что эта проблема существует и локально: она проявляется в жизни каждой страны и у каждого народа в отдельности и, создание соответствующей конституционного уровня правовой платформы может быть осуществлено соответствующей страной (государством), организованным этносом, или иным устойчиво сосуществующим социальным формированием, самостоятельно.

Сегодня, каждая из стран мирового сообщества нуждается в решении этой проблемы и может приступить к этому самостоятельно.

Россия и российский народ (полиэтническое российское общество) не меньше всех нуждаются в фундаментальном решении этой проблемы, но и больше всех готовы к этому.

Своевременное выявление, постановка и решение такого класса сложнейших и ответственных национальных проблем требует от российского полиэтнического общества проявления исключительной солидарности, высокой организованности и целенаправленной активности. Устойчивое проявление солидарности и организованности российским полиэтническим обществом, разбросанным по огромной территории страны, может быть осуществлено только при наличии у всех народов России единой парадигмы национального мышления и национальной системообразующей духовно-нравственной платформы единения (консолидации). Это, в свою очередь, порождает необходимость, чтобы у российского общества была своя-собственная, конкретно сформулированная научно-обоснованная «Национальная Идея».

Примечание. В зависимости от контекста, понятие (и термин) «Национальная Идея» может иметь разное толкование: большей частью «Национальная Идея» понимается как фундаментально разработанный свод программных концепций о Будущем нации.

Программные концепции о Будущем конкретной страны (в том числе и России), отраженные в составе «Национальной Идеи», должны включить разделы по решению фундаментальных проблем жизнеустройства и развития данной страны и её народа в целом. Многие из таких конкретных национальных проблем, по своей сущности, будут исходить из общечеловеческой проблематики (в том числе и приведенной выше) и принятые решения по этим проблемам не должны иметь противоречия с фундаментальными ценностями человечества и оказать противодействие правильному ходу эволюции человеческой (земной) цивилизации. 

Приведенное выше утверждение, что Россия больше всех готова к решению этой важной социальной проблемы - расслоения общества, весьма правомерно, ибо Россия есть полноценный наследник и правопреемник Великой Российской Империи и Великого Советского Союза (СССР), у которых в обустройстве жизни общества эта проблема имела весьма успешное и эффективное системное решение. Если особенно выделить 25-летний, непосредственно послевоенный период истории СССР (то есть период с 1945 г. по 1970 г.), то можно с уверенностью утверждать, что в этот период в жизни большого советского полиэтнического общества (порядка 370 млн. человек и более 100 национальностей и этнических групп), негативные последствия, связанные с проблемой расслоения общества, практически не проявлялись: они, по существу, и не существовали.  Именно исходя из этого исторического опыта народов сегодняшней России можно признать, что именно Россия, сегодня больше всех готова к фундаментальному решению этой эпохальной проблемы и, необходимо приступить к этому, принимая государственное решение всероссийского назначения, а именно:

!!! необходимо разработать и принять основополагающий документ всероссийского конституционного уровня - «Духовно-нравственную конституцию народов Российской Федерации».

Бесспорно, что разработка и принятие этого документа (приведенное название - условное), является актом высочайшей сложности, важности и ответственности - не имеющим прецедента в мировом сообществе. Он должен быть разработан высокопрофессионально, тщательно, по содержанию быть безукоризненным и полноценным. По статусу он должен иметь высший приоритет государственного уровня и иметь общенародное одобрение (например - через референдум).

Можно быть уверенным, что при принятии в России такого судьбоносного общенародного государственного уровня решения, его реализация в жизни российского общества не будет проблематичной, ибо генетическая память поколений российского общества по своей «недалекой истории», проявит себя «с пониманием», позитивно и с инициативной активностью. Есть все предпосылки, чтобы быть уверенным и в том, что со внедрением в системах организации жизни российского общества культуры использования полноценной правовой базы сферы духовности и нравов, жизнь общества и само общество, во всех его основных срезах, претерпят качественные улучшения. 

И в завершение – в качестве ремарки. Каждая страна и каждый народ в составе мирового сообщества живет вместе со своей репутацией. Репутация России, как субъекта международного права, является его национальным достоянием: она играет существенную роль как для государства, при решении крупных экономических и политических международных проблем, так и отражается в жизни каждого гражданина страны. Принятие в России «Духовно-нравственной конституции» будет важным вкладом в закреплении в «образе» России, как страны и народа, солидарно культивирующей на уровне государственной политики высокие идеалы духовности и нормы нравственности.

Можно быть уверенным и в том, что по примеру России, многие передовые страны примут аналогичные документы. Это уже в русле исторической традиции России: Россия во многих сферах исторического развития человечества была первопроходцем.

Ашик Маранджян.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image