Самвел АРАКЕЛЯН: "СЛУЖУ МУЗЫКЕ"

30 сентября, 2021 - 18:54

- Самвел, вам не мешало в карьере то, что ваши родители не музыканты?

- Мой отец – профессор университета, мама – инженер (она недавно ушла из жизни). Кстати, моя мама сыграла огромную роль в моей музыкальной карьере.

- Многие заслуженные педагоги уверяют, что есть мало детей, которые тянутся к занятиям, - обычно это все же инициатива родителей. Ак было у вас?

- Редко, когда у ребенка, неважно какой степени одаренности, есть тяга к занятиям. Можно сколь угодно любить музыку, но усидчивость в целом не свойственна детям. Я тоже не был исключением и не очень много занимался, но мои родители все правильно мне преподнесли. Большой процент успеха в исполнительстве – это ремесло вне зависимости от таланта. Именно оно помогает достичь результатов. Нужно очень грамотно привить ребенку осознания важности ежедневных занятий, чтобы не оттолкнуть от музыки. Сейчас я понимаю, что могу играть абсолютно разную музыку в разных составах и просто получаю от этого удовольствие.

- А со скольких лет вы начали заниматься музыкой?

- Я начал заниматься не в самом раннем возрасте – в шесть лет. Есть множество примеров из азиатских стран, когда детей отдают в музыку с трех лет. У меня все было довольно стандартно: моя мама отдала меня в районную музыкальную школу, где я обучался музыкальной грамоте. Кстати свой первый сольный концерт я сыграл в этой школе.

- В какой момент вы поняли, что музыка – это ваше?

- В 4-5 классе: в школе царит такая атмосфера, где дети включены в концертный процесс – есть отчетные выступления и даже с раннего возраста бывают концерты в залах ереванской консерватории. В результате возникает своего рода зависимость – начинаешь получать удовольствие от концертов, потому что видишь результат собственных усилий и перестаешь смотреть на занятия как на прихоть родителей. Одновременно это закладывает в сознание, что ты занимаешься чем-то серьезным.

- Недавно вы защитили докторскую диссертацию в Мичиганском университете, преподаете. Интересно, чаша весов преподавателя внутри вас перевешивает скрипача?

- Конечно, учеба в магистратуре и докторантуре Мичиганского университета – очень важная часть моей жизни, и я достаточно трезво к ней подхожу. Мне везет с друзьями, коллегами, которые заинтересованы в том, чтобы сыграть новую музыку. Они часто обращаются ко мне с просьбой сыграть произведения Тиграна Мансуряна, Арно Бабаджаняна. Это очень приятно, что к армянской классической музыке есть огромный интерес у разных людей, в том числе у профессионалов.

- Вы сами часто играете музыку мировых современных композиторов?

- Я стараюсь абстрагироваться от того, когда написано произведение. Конечно, сказываются личностные качества и время, в которое жил композитор, но лучше исходить непосредственно от музыки. Самое главное в искусстве – это искренность высказывания. Моя задача в сложных сочинениях, которые имеют неоднозначного восприятия и требуют вдумчивости, соучастия слушателя, - удержать внимание.

- Вы чувствуете различие в публике?

- Безусловно различия есть. Европейская публика отличается взыскательностью и глубиной проникновения в музыкальный материал. Это всегда высокая планка и ответственность для любого исполнителя, поэтому так важно получить признание именно там. У армянского слушателя – более эмоциональная шкала принятия или непринятия музыки. В Европе – она усредненная, кажется, нет ни провалов, ни чрезмерного превозношения. Это, пожалуй, единственное отличие. В Америке, если речь идет о маленьких городах, - все немного по-другому. Там люди больше реагируют на эффектные вещи и в основном восторженно принимают исполнителя. Всегда царят душевная атмосфера и ощущение благодарности зрителя. Это очень важно для музыканта.

- Вы достаточно сдержанны в плане эмоций за скрипкой, в отличие от многих ваших коллег.

- Думаю, что в жизни еще более сдержанный. Я не сторонник внешних эффектов за инструментом, никогда не был к этому склонен, а сейчас подхожу осознанно. Энергию лучше сгустить, направить в звук. Все зависит от того, что играешь. Понятно, что в барочной музыке по определению все будет строже в плане телодвижений и эмоций. Если такое исполнение воспринимается в наушниках так же эмоционально, как и в реальности с картинкой, тогда ты все делаешь правильно.

- Не могу не спросить о выступлении в Карнеги-Холле, посвященном всемирно известному композитору Тиграну Мансуряну. Что чувствует музыкант, впервые сыгравший на этой сцене?

- Для меня был очень важен тот концерт, вообще для любого музыканта сыграть на сцене Карнеги-Холла – это знаковое событие. Фактически это был огромный толчок в дальнейшем развитии карьеры.

- Традиционный вопрос: ваши любимые композиторы?

- Очень люблю музыку Чайковского, Арама Хачатуряна, Арно Бабаджаняна, но он очень сложный композитор, у него такие глубокие образы, их порой трудно понять и осмыслить, но играть их очень интересно.

- Ваше отношение к армянской классической музыке?

- Она мне очень близка, очень нравится, люблю ее. В армянской классической музыке меня особенно покоряют роскошные мелодии Арно Бабаджаняна, Арама Хачатуряна, Тиграна Мансуряна.

- Самвел, вы человек, родившийся на рубеже ХХ и ХХI веков. По какому пути, по вашему мнению, пойдет ее развитие?

- Музыка всегда живет с композитором. Все наши гении – Бах, Моцарт, Чайковский, Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян – они идут сквозь века, и их музыка бесконечна, вечна. В этом отношении на исполнителе лежит важная задача – всегда совершенствовать мастерство. Это культура, классическая музыка требует соответствующего исполнения. Это многовековая традиция, ее надо поддерживать на должном уровне.

- Что помимо музыки увлекает вас в жизни?

- Люблю литературу. Увлекаюсь всемирной историей, мне интересно знать все о древней Армении, о древних греках, историю итальянцев, там есть ключевые моменты, которые помогают понимать и музыкальные образы, дают возможность более глубоко "читать" их, улавливать подтекст. Ведь, например, нелегко сходу понять музыку Арама Хачатуряна, но знание истории и истории литературы открывают двери в незнакомое.

- В чем вы видите свое предназначение? Свой жизненный путь?

- Пока я не углубляюсь в этот вопрос. Моя цель – совершенствоваться вместе с музыкой.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image