Давид Акопян: «Сетевые модели решают все»

19 октября, 2021 - 13:09

Давид Акопян – первый заместитель руководителя аппарата президента республики Арцах, советник министра по высоким технологиям Армении и глава попечительского совета платформы «реАрмения». За его плечами более 25 лет службы в Организации Объединенных Наций на разных высоких должностях. В частности, в последние годы он был Постоянным представителем Программы развития ООН в Сирии, а в Афганистане, Сомали и Киргизии – заместителем Постоянного представителя. Мы поговорили с господином Акопяном о его планах на новой должности, будущем Армении и Арцаха и критической важности глобального сотрудничества армян друг с другом.

Какие у вас планы на новой должности?

Я бы не назвал это должностью, скорее, своей социальной миссией. Мне надо работать, чтобы создать что-то по-настоящему хорошее и ценное. В этом плане «реАрмения» тоже личная социальная ответственность, а не работа. Если я помогаю министру по высоким технологиям – то это тоже миссия. Значит, есть во мне потребность, и ее надо оправдать. Что касается Арцаха, то это критическая точка. То место, где на протяжении трех тысяч лет находилось армянское большинство. Таких мест очень мало на планете. Поэтому Арцах – это моя идея-фикс. Важно, чтобы регион оставался армянским, потому что это часть нашей глубинной истории и культуры. Словом, все мои должности и звания – это попытка что-то хорошее вернуть той нации, которая дала мне очень много.

Какие планы на ближайшее время?

В скором времени мы с Артаком Бегларяном (государственный министр Арцаха – Прим. редактора) планируем посетить Москву, а затем США с многочисленными рабочими визитами. Нам важно встретиться, как с местными представителями истеблишмента, так и с армянской диаспорой. Безусловно в Степанакерте много дел, но центр действий находится здесь, в Ереване, поэтому я пока нахожусь в столице, но часто выезжаю в Арцах. Русские гарантируют безопасность региона, но экономические и социальные вопросы по-прежнему решает Армения.

С какой целью вы присоединились к платформе «реАрмения»?

Цель практическая – помогать людям на земле. Например, помочь женщинам, которые потеряли мужей на войне и остались вдовами, раненым демобилизованным военным с инвалидностью, детям и подросткам в получении современного образования и так далее. На платформе очень много конкретных практически выверенных способов помощи и сотрудничества. Самое главное – это объединиться и решать проблемы совместно. У любой нации есть два пути: шок и последующее восстановление или шок и хаос. Нам надо выбрать первый вариант. Иначе мы превратимся в условный Сомали, где регионы будут поделены между собой, что грозит развалом государственности. Все против всех – равно абсолютный хаос. Нам критически необходимо скооперироваться, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Деньги – это последний способ решения всех проблем, намного важнее другие ресурсы: знания, навыки, опыт, связи. Для меня критически важным проектом на платформе «реАрмения» стал Минитехнопарк в Арцахе. Очень важно помочь подрастающему поколению в получении современных и актуальных знаний, в их грамотном применении. Также важно создать все необходимые условия для дальнейшего проживания и работы в родном городе или селе. Необходимо развивать общины. Трансформация мира и доступ к работе из любой точки планеты помогут местным не покидать свое месторождение, а наоборот остаться и развиваться внутри своего региона.

Как известно, армяне – большие индивидуалисты. Почему все же армянству стоит поверить в силу сотрудничества?

Потому что восстановление – это осознание силы кооперации. Это не кто-то главный должен помогать, а я лично. Не за меня, а я сам решу, куда и как потрачу свои материальные или нематериальные ресурсы. Нужно понять, что делать в конкретике. Поэтому на платформе оказываются не просто проекты и их описание, но и самые верно подобранные к ним решения. Насчет индивидуалистов – евреи тоже так считали, пока не создали сильное государство. Просто у нас не было другого способа выживания в определенные сложнейшие периоды истории. Но по большому счету – это стереотип. Вспомним влияние армян в торговле по Великому шелковому пути. Это же огромный вклад в экономические и культурные связи мирового масштаба! Вообще быть армянином – выгодно. При этом, диаспоре следует понять, что материальные вложения – это всего лишь часть нашего сотрудничества, одна из опций, есть много других подходов.

Например?

Расскажу вам интересный случай из своей жизни. Когда я приехал в Сирию, то сразу же услышал от премьер-министра: «Если ты армянин, то ты – наш друг». Это о чем говорит? О вкладе армян в сирийское общество, об их влиянии. Это говорит вообще о каждом из нас и об армянстве в целом. То есть мы должны использовать капитал репутации и уважения, доставшийся нам от предков, и умело переложить его на современные реалии. Это наш национальный актив, который мы создали благодаря тысячелетней истории. Каждый армянин – носитель, контрибютор и юзер этого актива. Еще один пример, если в Судане мне нужно было решить какой-то вопрос, то я находил одного суданского армянина и через него решалось огромное количество проблем. Это всегда работает! Сеть армян – очень интересная структура. И в этом случае, «реАрмения» поможет нам грамотно самоорганизооваться и связаться друг с другом. Сам посол Казахстана мне недавно сказал: «Вы понимаете, что армяне – это не просто три миллиона населения, а огромный актив!».

Эксперты говорят, что Армения могла с легкостью превратиться в Сирию, но этого не произошло. Как вы думаете почему и какие ошибки нам нельзя допускать в этом вопросе?

В отличие от Сирии, мы моноконфессиональное государство. Но я также помню, как в этнокультурной Сирии прикрытая женщина спокойно преподавала музыку вместе с женщиной в мини-юбке. То есть, если вы разные, это еще не значит, что вам обязательно надо враждовать. Послевоенная риторика, ненависть, отрицание, контент в соцсетях – вот что страшно. Но я надеюсь, что мы не дойдем до точки гражданской войны. У нас и так много врагов, чтобы друг с другом воевать. К счастью, есть несколько тысяч грамотных людей, в частности, инициаторы платформы «реАрмения», которые это понимают и пытаются найти точки соприкосновения. Пока ничто не гарантирует, что мы не станем Сирией, но нам надо очнуться и понять, что если мы хотим возрождения, то надо сплотиться. У нас большие шансы, чтобы стать одной из самых развитых, благополучных и процветающих стран в двадцать первом веке. Но это исключительно наш выбор. Конструктивные волны – это именно то, что может создать «реАрмения». Многие считают, что это краудфандинговый проект, но это всего лишь один из инструментов. Есть много проектов и инициатив, для которых нужны не деньги, а знания и опыт. Вспомним Японию после Второй мировой войны. Сокрушительное поражение, тяжелейший шок, но нация восстанавливается, создает новую экономику. Важно, что в самом начале было желание, и только потом действия и решения. Все зависит от нас. Принято считать, что страну создает и ведет лидер. В XXI веке уже такого не будет. Сетевые модели решают все. И это очень похоже на структуру «реАрмения». Я не согласен с тем, что все потеряно. Обычно я говорю так, что если хотите понять, где ад, то поживите неделю в Могадишо (столица Сомали – Прим. редактора) – апокалиптический настрой снимет как рукой, и вы поймете, как прекрасен Ереван и Арцах. Надо всего-то поменять свое видение, свою оптику и перспективу.

А что вы скажете по поводу осквернения памятников советским полководцам и военачальникам, в частности, маршала Худякова? Как будете бороться с вандализмом в Арцахе и при этом хранить культурное наследие?

Это один из насущных и больных вопросов. Нам стоит документировать все армянские памятники на территории. Про Худякова – это частный случай. К сожалению, эти инциденты случаются, но мы будем стараться пресекать их вовремя. Для нас все эти памятники – часть общей советской истории, общей победы. Карабахские маршалы сыграли ключевую роль в победе над фашизмом, и это факт. Более того, Арцах был присоединен к России гораздо раньше, чем сама Армения. Важно подчеркнуть, что местные грамотно и охотно говорят на русском. Это их второй язык, что очень естественно.

Материал подготовила Мариам Кочарян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image