Уступки Еревана лишь увеличат аппетит Анкары

21 октября, 2021 - 13:38

Любопытная и в крайней степени непонятная ситуация складывается вокруг армяно-турецких отношений после подписания 9 ноября трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и России. Другими словами, после прекращения боевых действий в 44-дневной войне, ввода в регион российских миротворцев и реляций по поводу разблокирования всех дорог и коммуникаций, возвращения сторонами пленных и т.д. Немного забегая вперед, нужно сказать, что до сих пор ни одна дорога в регионе не открылась, пленные как находились в Азербайджане, так и удерживаются там. Таким образом, фактически кроме прекращения боевых действий ничего сторонами не достигнуто.

При этом премьер-министр Армении Никол Пашинян чуть ли не в каждом своем публичном выступлении заявляет, что по установлению окончательного мира в регионе получает от Турции «некоторые положительные сигналы», и Армения «ответит на положительные сигналы положительными сигналами». В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявляет о поступающих от армянских властей «позитивных сигналах» и о своей готовности предпринять «некоторые ответные шаги в этом направлении». Турецкий лидер также выражает надежду на изменение ситуацию в регионе в лучшую сторону. Более того, стороны говорят и о возможности встретиться друг с другом, если, оговаривается Эрдоган, Армения готова пойти на открытие коридора через свою территорию. Коридор этот, по замыслу Анкары и Баку, должен пройти через армянский Сюник, отрезав Армению от Ирана, и связать Азербайджан со своим эксклавом Нахичеваном и далее – с Турцией. Армянская сторона на всех уровнях заявляет, что никакой речи о таком коридоре нет и быть не может – мол, об этом ничего не сказано в трехстороннем заявлении и не было каких бы там ни было обсуждений во время переговоров.

Таким образом, круг замыкается – кажется, подходы к полному разрешению ситуации настолько далеки, что говорить о полноценном мире и процветании в регионе, мягко говоря, рано. Анкара продолжает говорить с Арменией языком предварительных условий. Если раньше турки заявляли, что для отношений между ними и армянами стоит неразрешенный нагорно-карабахский конфликт, то теперь, когда этот вопрос, по словам президентов Азербайджана и Турции, снят, ставится следующее условие – коридор, новая транспортная артерия, которая выгодна Баку и Анкаре, но никак не Армении или, скажем, Ирану и России.

Итак, Ереван говорит о разблокировании уже существующих железных и автомобильных дорог в регионе, Анкара – о строительстве нового транспортного коридора.

Более того, если даже допустить, что такой коридор будет построен, ни у кого из аналитиков нет сомнения в том, что Эрдоган выдвинет перед армянами свое старое требование – отказаться от политики международного признания геноцида армян в Османской империи, то есть от своей истории. Это, в свою очередь, внесет серьезный раскол в отношениях Еревана и диаспоры, фактически оказавшейся разбросанной по всему миру именно из-за резни и депортации в годы Первой мировой войны.

По мнению директора Института востоковедения Национальной академии наук, академика Рубена Сафрастяна, даже если представить себе ситуацию, что армяне отказываются от своей истории и собственно памяти, «для Турции приемлемыми являются только два статуса для Армении: или вассальное государство, или полная потеря независимости». Он напомнил, что эти подходы зафиксированы в Батумском договоре 1918 года (вассальное государство) и «совершенно секретном приказе», полученном командующим вторгшимися в 1920 году в Армению турецкими войсками Карабекиром, в котором от него требовалось «стереть Армению с лица земли».

«Реальная политика Турции в отношении Армении начиная с 1991 года направлена на достижение именно этих целей – какая из них получится, – уверен ученый. – Все остальное – просто дипломатическое прикрытие». По мнению Сафрастяна, из дипломатических «заигрываний» Еревана с Анкарой ничего путного не выйдет: «Турки к своим традиционным требованиям будут все время добавлять новые. Сейчас они уже говорят о коридоре через территорию Армении, кроме того, они потребуют признания территориальной целостности Азербайджана вместе с Арцахом».

Рубен Сафрастян уверен, что ни Турция, ни Азербайджан в этих вопросах на компромиссы не пойдут и это очевидно. «Все, что сейчас говорится армянской стороне, звучит так – либо вы делаете так, как вам говорят, либо никак, – считает востоковед. – И если Армения пойдет на какие-то уступки, требования Турции будут все время расти и становиться все жестче. Повторюсь, цель турок – сделать Армению вассальным государством, полностью или в значительной степени зависимым от них».

Таким образом, заключает Сафрастян, если власти Армении согласятся с выполнением условий Турции, это будет означать отказ от значительной части национальной идентичности: «А ведь кроме всего этого турки требуют и признания собственной территориальной целостности, другими словами, признания Карсского договора, который мы не воспринимаем как справедливый, поскольку основан он на Московском договоре, в подписании которого армянская делегация не участвовала».

На взгляд политического аналитика Манвела Гумашяна, если рассматривать прошедшую войну через призму геополитических пертурбаций, в том числе в нашем регионе, можно смело утверждать, что это очередной этап российско-турецкого противостояния, которое с переменным успехом тянется уже несколько столетий.

«Для подтверждения сказанного, не вдаваясь в подробности, – сказал он «НГ», – подчеркнем лишь некоторые очевидные факты: на Южном Кавказе Армения осталась единственным реальным союзником России, которую выгнали не только из Грузии, но и из Азербайджана. В случае с последним достаточно вспомнить, что в 2012 году российских военных попросили покинуть радиолокационную станцию в местечке Габала. Кроме того, все попытки Москвы каким-то образом контролировать идущие через Турцию в Европу углеводородные потоки, которые являются главным источником финансирования Азербайджана, пресекаются на корню. Свято место пусто не бывает, и сегодня для Грузии, как и для Азербайджана, Турция является полноправным стратегическим партнером, в том числе в оборонной области, для чего уже подписаны двусторонние и трехсторонние соглашения и проводятся совместные учения. Таким образом, Армения остается единственным препятствием для Турции на пути к полноправному контролю на Южном Кавказе». Именно поэтому, по мнению Гумашяна, в последней войне участие Анкары было достаточно весомым. Она фактически приняла на себя не только командование азербайджанскими войсками, но также выставила против армянских войск хорошо обученных исламских боевиков из Сирии и Пакистана, а также ставшие знаменитыми БПЛА «Байрактар», которые во многом решили исход войны. Лишь со второй попытки, ценой огромных потерь для армянской стороны, Москве удалось остановить войну, подписать соответствующее трехстороннее заявление и ввести свои войска на оставшуюся часть территории Нагорного Карабаха.

«Очевидно, если бы армян полностью вытеснили из Нагорного Карабаха, Россия скорее всего не только окончательно потеряла бы надежду установить хотя бы минимальный контроль над Азербайджаном, но, возможно, оказалось бы под вопросом ее присутствие в самой Армении, что означает вытеснение Москвы со всего Южного Кавказа. В том, что Анкара и Баку желают подобного хода событий, нет никаких сомнений. Именно поэтому во время прохода миротворцев в Нагорный Карабах, азербайджанцами на территории Армении был сбит российский военный вертолет. Именно поэтому Баку без каких-либо дипломатических изысков заявляет, что после окончания пятилетнего срока пребывания русских в Карабахе, что определено вышеназванным заявлением, ждет их выхода из непризнанной республики. Именно об этом свидетельствуют постоянные провокации азербайджанских военных в приграничных областях Армении и в Нагорном Карабахе, это попытка показать бессилие не только армянских, но и российских военных, которые сегодня фактически взяли на себя охрану армянской границы не только с Турцией, но и по всей длине с Азербайджаном, одновременно отвечая за безопасность армян в Карабахе», – говорит Манвел Гумашян.

Как бы там ни было, Анкара продолжает оставаться партнером номер один для Баку, теперь уже не только на дипломатическом поле, но и в военной сфере. Маски сброшены – Турция не скрывает, что Армении для устойчивого мира придется выполнить все ее условия. В противном случае «они могут повторить». Еревану под таким давлением остается всеми силами противостоять усилению Анкары и Баку на Кавказе, одновременно укрепляя военно-стратегическое сотрудничество с Москвой. На фоне активизации Минской группы ОБСЕ, вновь озаботившейся статусом Нагорного Карабаха, создается впечатление, что все разговоры о мире пока рассчитаны на то, чтобы выиграть время.

Ашот Газазян – журналист, писатель.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image