Педагог из Карабаха Маргарита Григорян выпускает травяные чаи с особым посылом

22 октября, 2021 - 13:23

Учительница из Карабаха, вынужденно проживающая с семьей в Армении, зарабатывает на жизнь созданием чайных сборов из трав. Она стала заниматься этим еще на родине, в селе Тох, но сегодня чайное дело приобрело для нее гораздо большее значение.

История создания травяных чаев началась для Маргариты Григорян, учительницы английского языка из села Тох Гадрутского района Нагорного Карабаха около двух лет назад. Идея пришла во время пандемии коронавируса, когда школы перешли на дистанционное обучение. Она начала изучать рынок и пришла к выводу, что природа тех мест позволяла получить уникальный букет вкусов и ароматов. Маргарита признается, что никто не верил в ее успех. Но это не остановило женщину, которая приобщила к делу всю семью.

В свободные дни они все вместе ходили в лес на сбор трав. Затем Маргарита их сортировала, обрабатывала и сушила. Занятие стало для учительницы еще одним средством самореализации. Уже через месяц после долгого подготовительного этапа Togh tea появился на рынке, но началась война.

"Все сырье осталось там. Мы ничего с собой не забрали. Единственное, что я успела собрать, покидая дом, - это чабрец и тимьян. Думала, что через неделю вернемся, ведь нельзя затягивать сбор трав, урожай сгнил бы, из-за сырости могла бы образоваться плесень. Это единственное, что у нас осталось…".

Маргарита вспоминает то злополучное утро. Рассказывает, что во время апрельской войны они даже в подвал не спустились, а на этот раз уже во второй половине дня ей позвонил муж и сказал готовиться к отъезду в Армению. Перед тем как уйти на передовую, муж решил вывезти жену и троих малолетних детей.

"У меня было четыре часа на сборы, но я взяла только пару вещей из одежды и папку с документами, потому что была уверена, что уезжаем всего на несколько дней. До сих пор мои дети обвиняют меня в том, что я не взяла с собой их игрушки. У них здесь есть игрушки, но они скучают по своим".

8 октября муж Маргариты, Борис, был тяжело ранен. Их добровольческий отряд столкнулся с элитным азербайджанским подразделением в лесу. Борис был доставлен в Ереван с осколочным ранением в левую ногу и огнестрельным ранением в шею. Ему диагностировали паралич конечностей.

"Это были очень тяжелые времена: сначала мы жили на съемной квартире в Раздане, затем в Эчмиадзине, потом переехали в одну из ереванских гостиниц, а после - в общежитие. Мы еще находились в гостинице, когда было подписано перемирие. Как ни пыталась скрыть эту весть от мужа, не получилось. Он узнал, и первое, что сказал: "Счастливый Суро․․․" (погибший друг Бориса).

Сейчас семья живет в Зовуни. Старшая дочь Мане пошла в первый класс, Мариам - 4 года, но в садик она не ходит (в государственных нет мест, а частные стоят дорого). Самому младшему Мартину - 3. Муж Борис проходит курс реабилитации. Он пока не может заниматься физической работой, но уже водит машину, пытается подрабатывать на такси хотя бы несколько часов в день.

А Маргарита продолжает свой чайный бизнес. Производство чая - не просто единственный источник дохода для семьи, это и любовь, и утешение, и надежда на возвращение домой, это и возможность утолить тоску по Родине.

"Когда сказали, что турки вошли в Гадрут, не поверила, потому что движение 1988 года началось с Тоха, у них был зуб на Тох. Потом начали публиковать видео, в том числе Алиева в церкви Святого Иоанна..․ Но даже сейчас не представляю, что азербайджанцы в Тохе. Дети иногда спрашивают: "Кто сейчас живет в нашем доме?", я говорю, наверное, никто, потому что не могу представить, что в нашем доме живут чужие".

Сегодня Маргарита получает часть ингредиентов для чая из Вайоц Дзора, а чабрец продолжают отправлять из Карабаха. Она не хочет выращивать травы здесь. Говорит, что это убьет надежду на возвращение в Карабах.

"На чайных мешочках мы пишем – "Мой Тох должен жить". Дети разрисовывают упаковку, передавая через картинки свое тепло. А на этикетке надпись – "Горстка тоски в твоей чашечке", потому в каждый мешочек с разными сборами я вкладываю свою тоску по Тоху. Верю, что однажды вернусь туда и своими руками вновь соберу эти травы. Раньше думала, что это будет в течение ближайших нескольких лет, теперь знаю, что для этого нужны десятилетия, но ничего, я подожду. То, что не твое, долго не удержишь".

После войны семья хотела сразу вернуться в Карабах, но вынуждено задержались в Армении, так как Борис проходил кур реабилитации. Потом пытались найти жилье в Карабахе, но цены на аренду настолько выросли, что семье это оказалось не по карману. Маргарита говорит, что сегодня не только свободного дома, но даже сарая или гаража найти там невозможно. Хозяева переделали все, отремонтировали и сдали в аренду. В цене выросли не только дома, но и продукты, одежда.

Но кроме всего вышеперечисленного есть еще одна причина, по которой семья из Тоха не может вернуться в Карабах.

"Отсюда почти 400 км до Гадрута, но когда едешь в Степанакерт, и оттуда тебя от твоего дома отделяет всего 60 км, это неописуемо больно. Сегодня я нахожусь далеко от моего Гадрута, и тоска в какой-то мере терпима, но быть так близко и не суметь попасть домой, это невыносимо".

На помощь от государства она не надеется. Рассчитывает исключительно на себя. Сегодня семья пытается создать комфорт на новом месте. Они понимают, что никто на тарелочке им не вернет потерянное. Нужно растить поколение с этим осознанием.

Однако Маргарита верит, что в один прекрасный день "Ануш", "Сирун" и "Грашк" (виды чаев) она будет вновь упаковывать в своем доме в Тохе…

Марианна Пайтян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image