ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ

16 ноября, 2021 - 13:01

Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.

ЮБИЛЕЙ ЭТОГО УНИКАЛЬНОГО ТЕАТРА - праздник для всего театрального искусства, для зрителей многих стран мира. Это большой праздник и для армян. Творческие связи вахтанговцев, в особенности талантливого ученика Вахтангова Рубена Симонова, с армянским искусством имеют многолетнюю историю. Постановка "Доходного места" Островского в театре им. Г. Сундукяна была осуществлена выдающимся режиссером в 1929 году. Спустя несколько лет другой ученик Е. Б. Вахтангова, режиссер Б. Захава с большим успехом ставит в Ереване "Егора Булычева" М. Горького, ставшего вехой в жизни сундукяновского театра. Спектакль принес всеобщее признание исполнителю роли Булычева Вагаршу Вагаршяну.

А какую неоценимую помощь оказало армянским артистам старшее поколение вахтанговцев, когда в Доме культуры Армении в Москве они прививали им животворные принципы высокого театрального искусства! Многие ведущие режиссеры и артисты Армянского театра, такие как В. Аджемян, В. Вартанян, Т. Сазандарян, А. Гулакян, Т. Шамирханян, Т. Сарян, С. Кочарян, А. Гарагаш и другие, с помощью режиссеров и артистов театра им. Вахтангова совершенствовали свое мастерство и, вернувшись в Армению, руководствовались их принципами в своей творческой деятельности.

...В памяти запечатлелся вечер в театра им. Сундукяна. Это был первый год появления в Армении театра "Дружба", по инициативе которого к нам приглашались на гастроли лучшие театры Москвы, Ленинграда и всех столиц союзных республик. Зрительный зал был переполнен: предстояла встреча с "Принцессой Турандот" - лебединой песней Евгений Вахтангова, спектаклем, возобновленным его блестящим учеником Рубеном Симоновым, сохранившим великие вахтанговские традиции. В спектакле было занято взращенное им новое поколение: на смену Щукину, Мансуровой и других явились Борисова, Гриценко, Яковлев, Лановой...

Спектакль захватил и ошеломил ереванцев своей новизной и яркостью артистического исполнения, необычностью сценического воплощения. Впоследствии вахтангоцы вновь приезжали в Армению, но уже в полном составе и с большим репертуаром. Однако новые впечатления не затмили в памяти первую встречу с чудом явления "Турандот". В памяти запечатлелся навсегда и облик Рубена Симонова. Радостный, счастливый стоял он после спектакля, окруженный зрительным залом. И куда-то ввысь летели страстные слова любви - неотразимо прекрасные.

Прошлые и нынешние победы театра, все лучшее, смелое, талантливое, все неповторимое в его искусстве связано с человеком, имя которого носит театр. Наследие великого художника живет в его учениках, учениках учеников, в его творческих заветах, в нравственном примере его личности.

Уже давно нет в живых близких друзей Вахтангова, его соратников. Для новых поколений его имя стало легендой. Он умер в 1922 г., в 39 лет,. в расцвете творческих сил, будучи уже всемирно известным режиссером. Смерть лишь упрочила его славу - он назван одним из ярчайших новаторов театрального искусства XX в., творческие уроки которого бесценны и для современного театра. Своим талантом, творческими устремлениями, мироощущением он жив и сегодня.

В ЧЕМ ТАЙНА МОГУЧЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ творчества и театральных принципов Вахтангова? Почему они сыграли исключительно плодотворную роль в развитии не только русского, но и мирового театрального искусства?

В какой-то мере ответы на эти вопросы мы найдем в надписи К.С. Станиславского на своем портрете, подаренном Вахтангову: "Любимому ученику, талантливому сотруднику, единственному преемнику, первому откликнувшемуся на зов, поработавшему над проведением в жизнь наших принципов, мудрому педагогу, создавшему школу и воспитавшему много учеников, вдохновителю многих коллективов, талантливому режиссеру и артисту, надежде русского искусства, будущему руководителю русского театра".

Е. Вахтангов родился в семье владикавказского коммерсанта, крупного фабриканта, сменившего свое армянское имя Баграт на княжеское Багратион. Отец хотел видеть в своем наследнике будущего владельца фабрики, "извлекающего из нее золото". Сын однажды ответил: "В таком случае я превращу фабрику в театр. Его манило совсем иное "золото", иное богатство. Пройдя школу Московского художественного театра и будучи одним из лучших учеников Станиславского, убежденным пропагандистом его системы, Евгений Багратионович, не отвергая принципов реалистического искусства Художественного театра, развил и обогатил их в духе требований нового времени.

Как утверждают ученики и последователи Вахтангова, он действительно возвратил театр театру. Его спектакли (они немногочисленны, но велики по своему значению) блистали яркостью, выразительностью средств, благодаря чему содержание воспринималось с удивительной ясностью. Вахтанговская театральная условность давала обильную пищу воображению зрителя. Глубокое понимание жизни, выраженное с высоким актерским мастерством, создавали на сцене живые характеры. ослепительные контрасты, фейерверк ритмов и красок превращали спектакли в подлинный праздник. Величайший мастер гротеска, Вахтангов дал актеру право возродить на сцене забытую возможность импровизации.

В творчестве Вахтангова было очень сильно развито романтическое начало, слитное с жизнью, все бравшее от жизни и все возвращающее ей. Второй особенностью режиссера, отличавшей его от многих других, была необыкновенная страсть к воспитанию и возвышению человека. И к этому он имел особый артистический талант.

К.С. Станиславский утверждал, что зритель во время спектакля должен забыть, что находится в театре. Вахтангов решительно утверждал, что этого забыть нельзя и забывать вовсе не следует. Евгений Багратионович настаивает даже на том, что зритель должен ежесекундно чувствовать мастерство актера. В таком полемическом духе, обнажая приемы и игру, Вахтангов поставил "Принцессу Турандот".  И во всех других своих постановках он добивался такой интенсивной жизни образов на сцене, что зритель как бы забывал обо всем, сочувствовал героям пьесы, плакал, смеялся.

Так же решал Е. Вахтангов и связанный с этим вопрос: что должен испытывать актер на сцене? Станиславский добивался того, чтобы актер, играя роль, чувствовал себя так же естественно, как в жизни, и забывал о театре. Но этого добиться нельзя и не нужно добиваться, утверждает Вахтангов. Если актер правдиво живет жизнью художественного образа, он в одно и то же время и живет в образе, и помнит, что он актер и находится на сцене. От этих принципов Вахтангова исходит его программное утверждение, что реализм в театре должен быть фантастическим - реальное отражение жизни должно быть дано в театре в образах, обогащенных художественной фантазией.

"ТЕАТР ДОЛЖЕН ПОТРЯСАТЬ ЗРИТЕЛЯ, - говорил Вахтангов. - Потрясать потому, что перед зрителями на сцене проходит жизнь, в которой действуют, переживают, радуются люди… Искать. Всегда искать". Это один из заветов Вахтангова. И хотя жизнь этого выдающегося мастера прервалась очень рано, он успел сделать поразительно много. Только за последние, самые плодотворные два года он одну за другой осуществляет пять уникальных постановок: "Свадьба" Чехова, "Чудо святого Антония" Метерлинка, "Эрик XIV" Стринберга, "Гадибук" Ан-ского (С. А. Раппопорта) и "Турандот" Гоцци. Эти спектакли принесли Вахтангову всемирную известность. Его имя встало в один ряд с именами крупнейших режиссеров эпохи.

Последней работой Вахтангова была "Принцесса Турандот", которую он поставил в 1922 году. Для того, чтобы понять, оценить этот спектакль, необходимо знать в какое время, в каких условиях он создавался. Гражданская война, голод, холод, разруха, усталость. И в такое время в небольшом театре, именуемом Третьей студией МХАТ, и начинается работа над "Турандот".

В спектакле отразилось вахтанговское понимание театра. Великий реформатор сцены достиг необычайных высот в борьбе против консерватизма и ложного новаторства. Сплотив вокруг себя талантливые молодые силы, он пошел по пути смелых экспериментов. Его театр-студия стала подлинной лабораторией, где господствовал дух исканий и дерзаний, Вахтангов отлично осознавал то, что было сделано Московским художественным театром, Станиславским, Немировичем-Данченко и Мейерхольдом, он был знаком с лучшими европейскими театрами. Но никогда не склонялся перед авторитетами.

Посмотрев "Принцессу Турандот", Станиславский заявил: "За 23 года существования Художественного театра таких побед немного. Вы нашли то, чего так долго, но тщетно искали многие театры".

Безвременная смерть не позволила ему осуществить все свои мечты. Обратившись в те дни к осиротевшим ученикам Вахтангова, А.В. Луначарский писал: "В исканиях нашего послереволюционного театра совершенно исключительную роль играл гений Вахтангова".

Ученики Вахтангова нашли в себе достаточно сил и смелости продолжить дело учителя, идти по намеченному им пути с лозунгом: "Без Вахтангова, но всегда с Вахтанговым". Свидетельством тому - сегодняшний Вахтанговский  театр, пройденный им славный путь. Уроки Вахтангова открыли его последователям секреты психологического театра, воспитали вкус к глубокой разработке характеров, умение передать богатство жизни человеческого духа.

Весь - искание, весь - творчество, весь - движение, неутомимый и смелый Вахтангов останется современником и для последующих поколений в искусстве.

Наталия ГОМЦЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image