Социальные сети для Турции — шанс обрести демократию

8 декабря, 2021 - 18:04

В отличие от местных СМИ, соцсети мешают правительству Эрдогана подавить оппозицию под предлогом антиковидных ограничений, отмечает турецкий политолог Ариф Асалыоглу.

Социальные сети, получившие признание на фоне возможности создания демократической медиа-среды, были с радостью восприняты прослойкой общества, критикующей традиционные СМИ. Люди утверждают, что СМИ не смогли стать голосом всего общества в связи с тем, что они формируются на основании определенных идеологических и экономических интересов, и не выполняют свою основную функцию — информирование. Поэтому особенность социальных сетей закрепляет за ними возможность стать «демократическими СМИ с широким охватом».

Однако эти новые медиа, обещающие свободу каждому, как и любая другая медиа-среда, принесли с собой ряд проблем. Структура социальных сетей, предоставляющая анонимность и быстрое распространение большого объема информации, иногда становится причиной возникновения дезинформации. Более того, были случаи, когда ложный контент, не подвергаясь анализу, появлялся в национальной прессе.

Все эти изменения в журналистике повлекли за собой дебаты о том, что СМИ недостаточно эффективны с точки зрения отстаивания интересов общества. Появились утверждения о том, что философия гражданской журналистики, получившей еще большее развитие посредством социальных сетей, «основана на расширении понятия журналиста и включения в общую коммуникационную среду обычных граждан, не являющихся профессиональными журналистами, за счет создания ими новостей, и занимающихся журналистикой, чтобы защитить свои гражданские права». Несмотря на то, что такой негативный опыт выдвинул на передний план проблему социальных сетей и этики, он также вызвал дискуссии о подчинении социальных сетей различным механизмам контроля.

Несмотря на такие преимущества социальных сетей, как скорость и одновременность, существуют и недостатки. Соцсети, где каждый свободно делится своим контентом, распространяя его без какого-либо механизма контроля, несут в себе риски с точки зрения этики. С появлением соцсетей журналистика, которая должна работать на основании объективной и точной информации, столкнулась с таким недостатком, как распространение ложной информации.

Журналисты, создающие свои новости, исходя из скорости получения информации, под влиянием популярности, которую приобрели новости в режиме реального времени, а также на основании данных из социальных сетей, могут публиковать новости, далекие от действительности. Достоверность материалов, публикуемых в такой атмосфере, отражение правдивой информации в подготовленном контенте и значимость правильного информирования людей подчеркивают важность медиа-брендов и профессиональных журналистов.

Появление и увеличение числа газет, радио, телевидения и других средств массовой информации способствовало развитию «четвертой власти», СМИ как независимого института, который находится в центре плюралистических демократических процессов. Однако со временем СМИ стали частью капиталистической системы. Сращивание СМИ с политической властью привело к тому, что граждане стали сомневаться в том, выполняет ли «четвертая власть» свои функции.

На примере из эпохи коронавируса я постараюсь объяснить, какие манипуляции осуществляют правительства, и какую альтернативу в социальных сетях создают себе люди, которые не верят правительственным СМИ. Пандемия коронавируса превратилась в серьезную угрозу для социально-экономических систем. Позитивные прогнозы относительно развития мировой экономики в начале 2020 года сменились весьма пессимистичной картиной из-за вируса, который разразился в Китае и охватил весь мир, забрав миллионы жизней.

Лидеры стремились укрепить свои властные позиции, используя СМИ. Самый очевидный пример – президент Турции Реджеп Эрдоган. Турецкая медицинская ассоциация объявила, что запреты правительства, связанные с эпидемией, далеки от науки, и что власть рассматривает пандемию как возможность принудить оппозицию к молчанию. Известно, что президент США Дональд Трамп использовал эпидемию для противодействия Китаю. Здесь соцсети развивались как альтернативный канал из-за схожих подходов двух правительств.

В ходе протестов 2013 года в парке Гези число пользователей Twitter в Турции увеличилось с 2 до 10 млн человек. В результате публикации информации о событиях в реальном времени заместитель премьер-министра Бюлент Арынч был вынужден заявить: «Мы должны были выслушать этих молодых людей».

Кстати, скрытые факты о перевороте 15 июля 2016 года были опубликованы в Twitter и других социальных сетях. По ним распространилась информация о том, что происходило на самом деле: муниципалитеты были заранее готовы к проведению какого-то мероприятия; баллистическая экспертиза использованного оружия не проводилась; стрельба, в результате которой погибли 248 человек, не была произведена солдатами; некоторые офицеры сообщили своему начальству о странных приготовлениях за день или два до переворота… В итоге высказывания правительства о перевороте утратили свою убедительность.

Ариф Асалыоглу — генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества, специально для ИА Реалист

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image