В Петербурге состоялась общественная сессия «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя»

21 декабря, 2021 - 13:58

16 декабря в Санкт-Петербурге состоялась общественная сессия «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя», организованная АНО «Центр этнорелигиозных исследований» при поддержке Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора и Фонда Гранта Агсьяна.

Армянскую Церковь на сессии представляли викарий главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону иеромонах Погос Варданян, иерей Гевонд Темкин и староста ААЦ Санкт-Петербурга, заслуженный архитектор РФ Максим Атаянц.

Приветствуя участников сессии, иеромонах Погос Варданян передал слова благословения от имени главы епархии архиепископа Езраса Нерсисяна и выразил глубокую обеспокоенность проектом албанизации памятников, которые после этого могут быть подвергнуты полному уничтожению: «Памятники Арцаха — уникальны, так как построены в раннехристианский период. Здесь на небольшой территории сконцентрировано большое количество армянских памятников духовного зодчества (по разным оценкам до 2000). Это и крепости, и храмы, и монастыри, и часовни, и хачкары. Последние – визитная карточка армянской культуры».

В своем докладе «Краткий очерк Албанской Церкви со времен основания до Х века» иерей Гевонд Темкин подробно остановился на албанской (алуанской) церкви. Отметив, что первое упоминание государства Алуанк датируется 65-66 гг. до РХ. Затем это царство прекратило свое существование. Армянская область Арцах в основном была заселена армянами. Святой Григорис, внук Григория Просветителя, активно просвещал данную область. Священник пояснил, что христианство было распространено в Арцахе в основном под воздействием Армянской Церкви. Албанская Церковь же какое-то время входила в Армянскую Апостольскую Церковь в составе автономии. И, поскольку, албанские племена не консолидировались в один этнос, поэтому Албанская Церковь со временем превратилась в один из престолов Армянской Церкви.

Максим Атаянц рассказал о судьбе карабахского села Караглух. Село полностью разращено во время операции «Кольцо» весной 1991 года. Здесь шли тяжелые бои, были разрушены кладбища с уничтожением надгробных памятников и надписей на них. Усилиями Максима Борисовича в 2014 году в Караглухе бил построен новый храм, восстановлен старый. Затем был восстановлен памятник погибшим во время ВОВ, построено несколько домов традиционного вида. Но после начала боевых действий 2020 года люди покинули село и судьба его памятников неизвестна: «Важно найти способы узаконить памятники, построенные и в постсоветское время, ибо они находятся в огромной опасности. Эти памятники абсолютно беззащитны. Нет легитимных способов, которые помогли бы их спасти от уничтожения».

Руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин отметил, что спустя год со дня установления перемирия в Нагорном Карабахе (Арахе) и ввода российских миротворцев в зону конфликта, невзирая на договоренности, нерешенными остаются многие гуманитарные вопросы. В сложившихся политических условиях, вопросы охраны христианских храмов вновь становятся актуальными. Необходима организация регулярного комплексного мониторинга памятников с привлечением соответствующих специалистов. Ко многим из памятников в настоящее время отсутствует доступ, уже открыто анонсируется и в ближайшие годы будет реализована «албанизация» наиболее известных христианских монастырей. Наименее известным из них может ожидать физическое уничтожение. В отличие от наземных памятников, уничтожение подземных объектов может происходить незаметно. Поэтому они также требуют пристального внимания со стороны международных наблюдателей.

В мероприятии приняли участие директор института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов, сопредседатель Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС Елена Кириленко, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы, заместитель директора по научной работе ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая профессор Сергей Мельников, представитель Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения) Ануш Хуршудян, профессор Сретенской Духовной Академии протодиакон Владимир Василик, протоиерей Константин Георгадзе, доктор медицинских наук, настоятель храма Шостаковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, профессор Государственного университета Ильи (Тбилиси, Грузия) Нодар Бахвадзе, член Русского географического общества (Санкт-Петербург) Николай Днепровский, Профессор Национального университета архитектуры и строительства (Ереван) Самвел Шагинян, заместитель руководителя национально-культурной автономии армян в Санкт-Петербурге Ваган Бабаханов, ученый-археолог из Воронежа Алексей Гунько.

В своих докладах священнослужители, ученые и предприниматели озвучили предложение о создании международной комиссии по сохранению христианских памятников Нагорного Карабаха, обращение к мировой научной общественности о необходимости принятия срочных и целенаправленных мер по предупреждению разрушения памятников истории и духовной культуры в Арцахе.

По результатам проведения конференции будет принята резолюция, в которой отмечено, что решение указанных проблем невозможно военным способом и насилием. Усилия общественной дипломатии, священнослужителей, научного и бизнес сообщества, позволит быть услышанным сторонами конфликта, обратит внимание на сбережение и сохранение святынь, снизит градус эскалации и насилия. Принято решение о необходимости издания каталога христианских святынь Нагорного Карабаха (Арцаха) на русском языке и презентация этого издания перед широкой российской общественностью.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image