"ДО НАЧАЛА ДЕЛИМИТАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ СЛЕДУЕТ ДОГОВОРИТЬСЯ О ПРИНЦИПАХ"

21 января, 2022 - 13:03

считает бывший премьер-министр и спикер парламента, лидер ХДС Хосров АРУТЮНЯН

"Те переговоры Армения вела на равных условиях"

- Вы выступали за нормализацию отношений с Турцией еще в 1992 г., когда, будучи премьер–министром, сумели договориться с Сулейманом Демирелем относительно доставки в страну через территорию Турции 100 тыс. тонн пшеницы взамен европейского кредита на 38 млн. экю. Стартовавшие в Москве переговоры "без предусловий" оппозиция и независимые аналитики объясняют тем, что армянская сторона уже выполнила все предусловия за спиной у народа. Согласны ли вы с такой оценкой и как охарактеризуете попытки сравнить начавшиеся армяно-турецкие переговоры с "футбольной дипломатией"?

- По поводу оценки хотел бы указать на разницу подходов. Прежние руководители государства исходили из того, что границу закрыла Турция. Нормализация отношений без серьезного ущерба для интересов Армении и Арцаха позволила бы минимизировать угрозу разрешения карабахского конфликта военным путем. Такова была главная цель нормализации армяно-турецких отношений при втором и третьем президентах.

Именно по этой причине любые сравнения нынешнего процесса с "футбольной дипломатией" неуместны. Роберт Кочарян и Серж Саргсян исходили из необходимости нивелировать угрозу разрешения конфликта военным путем, к чему стремился Азербайджан. "Футбольная дипломатия" и нынешние переговоры "без предусловий" – два процесса, у которых нет ничего общего.

Второй и третий президенты считали, что международное признание Геноцида – вопрос безопасности, своего рода смирительная рубашка для Турции. Неслучайно Анкара всегда настаивала на отказе от этого пункта наряду с признанием территориальной целостности Азербайджана, включая Арцах. Хочу особо отметить, что при прежних руководителях эта позиция всегда встречала понимание ведущих мировых игроков.

- После поражения в 44-дневной войне в условиях 8-месячной оккупации 2 марзов встреча представителей Армении и Турции выглядит, как пародия на переговоры. Какова специфика этого процесса, на ваш взгляд?

- Ситуация в корне отличается от предыдущих попыток нормализации армяно-турецких отношений. Анкара и Баку исходят из того, что карабахский конфликт разрешен и вопрос закрыт. Армения не в том состоянии, чтобы суметь отстоять свои интересы в ходе переговоров. Пашинян публично ставит под сомнение целесообразность международного признания Геноцида, ставит под сомнение политику геноцида со стороны Турции, открыто говорит о готовности признать территориальную целостность Азербайджана и Турции.

На этом фоне можно утверждать, что армянская сторона уже выполнила все предусловия Анкары, включая предстоящие процессы делимитации и демаркации.

Хочу напомнить, что перед подписанием в 2009 г. в Цюрихе армяно-турецких протоколов КС РА под председательством Гагика Арутюняна озвучил теоретическое толкование конституционных требований в связи с международным признанием Геноцида. В ходе переговоров министр иностранных дел Турции хотел выступить по этому поводу с заявлением, однако наш министр Эдуард Налбандян воспротивился этой попытке. Подписание протоколов было отложено на 11 часов и состоялось без заявлений, причем американцы поддержали позицию армянской стороны.

Серж Саргсян заявил, что Ереван ратифицирует протоколы после того, как их ратифицирует парламент Турции. Те переговоры Армения вела на равных условиях, а потому сравнивать их с нынешними переговорами "без предусловий", как минимум глупо.

"Следует договориться о главных принципах"

- После январской диверсии оккупантов в Верхней Шорже, унесшей жизни трех армянских солдат, Пашинян дал указание министру обороны Сурену Папикяну заняться делимитацией и демаркацией. Есть ли в мировой практике прецедент, когда подобный процесс был бы начат в условиях оккупации?

- Государственная граница - важнейший из атрибутов суверенности. В декабре 2017 г. секретариат ОБСЕ принял документ под названием "Государственная граница: делимитация и демаркация. Актуальные вопросы и решения". Этот документ призван регулировать упомянутые процессы на территории бывших союзных государств. В настоящее время на его основе идут процессы делимитации и демаркации между Беларусью и Литвой.

В документе ОБСЕ указано, что до начала процессов делимитации и демаркации государствам следует договориться о главных принципах, эти договоренности играют ключевую роль в международной практике. В нем также оговорен принцип: владею тем, чем владею. Руководствуясь этим принципом, Азербайджан продолжает ползучую оккупацию Армении, пытаясь занять как можно больше стратегически важных высот.

В документе указано, что этот принцип сопряжен с определенными рисками в перспективе, поэтому для баланса международное право предлагает и другие принципы. Говорится также, что делимитацию и демаркацию нельзя отождествлять с признанием территориальной целостности государств. Это другая сфера международного права. В 1992 г. Международный суд, рассматривая спор между Сальвадором и Гондурасом, принял решение о том, что делимитация и демаркация не должны отождествляться с признанием территориальной целостности.

Это решение стало нормой международного права и применяется во всех процессах по делимитации и демаркации. В документе ОБСЕ указывается, что новая граница не может быть источником дестабилизации и угроз безопасности, а  в ходе делимитации и демаркации жители приграничных районов не должны лишаться условий для нормального быта. Речь о транспортных коммуникациях, о возможности земледелия, об использовании пастбищ для скота и водных ресурсов…

- Всего этого жители Сюникского и Гегаркуникского марзов практически лишены вот уже 8 месяцев, о чем на государственном уровне говорит только омбудсмен Арман Татоян. Примечательно, что, когда режим обвиняют в сепаратных договоренностях с Анкарой по поводу 4 предусловий, то возражение вызывает только так называемая "коридорная логика". Пашинян постоянно повторяет тезис о том, что не намерен с этой логикой мириться, как вы это прокомментируете?

- Я не знаю, какой смысл Пашинян вкладывает в определение "коридорная логика". Гораздо проще было бы указать, что для этого транспортного сообщения неприемлем тот статус, который отведен по итогам 44-дневной войны Лачинскому коридору. До начала процесса на основании карт стороны должны оговорить главные принципы делимитации и демаркации, причем, если даже один из принципов не будет согласован, следует считать, что не согласованы все.

Вопрос использования карт – четвертый шаг, противопоказано начинать делимитацию и демаркацию с карт. Карты должны быть не только военные или географические, но и кадастровые и топографические. В противном случае, процесс будет сведен к принципу «владею тем, чем владею», а такое положение вещей содержит определенные риски…

"Оппозиция должна начать массовую мобилизацию с регионов…"

- Согласно прогнозам оппозиции, по итогам делимитации и демаркации под контролем азербайджанцев останутся оккупированные 41 кв. км., причем, эту цифру назвал сам Пашинян. По подсчетам Роберта Кочаряна, подконтрольная оккупантам часть территории нашей страны гораздо больше. Как вы расцениваете жесткую критику в адрес парламентской оппозиции, которую обвиняют в том, что она не выполнила свое обещание свергнуть режим?

- У оппозиционной части общества завышенные требования к парламентской оппозиции, которая по интеллектуальному уровню явно превосходит политическое большинство. Что касается невыполненных обещаний, то это характерно для всех оппозиций, особенно для той, которая в 2018 г. стала властью. Ответственность больше присуща системной оппозиции.

Нынешняя парламентская оппозиция столкнулась с беспрецедентным явлением в лице действующей системы управления, которую можно охарактеризовать не иначе, как абсолютизм. Такого не было ни при одном из бывших руководителей государства.

- Признайтесь, многие полагали, что Пашинян будет слабым премьером в силу объективных причин и личных качеств. Мало кто мог предположить, что он сумеет взять под тотальный контроль всю государственную машину и всю территорию страны?

- Этот контроль ничего не говорит о качестве принимаемых решений, качество власти по-прежнему оставляет желать лучшего. Пашинян решает вопрос управляемости, а не адекватного реагирования на общественные ожидания. Контроль, о котором выговорите, обеспечивается исключительно с опорой на силовиков.

Беда оппозиции в том, что серая агрессивная масса ненавидит бывших руководителей государства больше, чем турок и азербайджанцев. Эти настроения постоянно подогреваются агитпропом власти, сознание этой части общества формируется под влиянием Общественного ТВ, оппозиционные телеканалы жителям марзов недоступны. Невзирая на критику в адрес оппозиции, я вижу, что она идет по пути конституционной смены власти, а не переворота, что очень важно…

- Даже тогда, когда речь идет о режиме, который на каждом шагу нарушает Конституцию и законы, следуя курсом тотальных политических репрессий? Отставка режима под давлением уличных акций – это ведь тоже конституционный путь, не так ли?

- Я не припомню такого этапа в жизни нашей страны, когда власть решала бы все вопросы при помощи силы, но в любом случае все изменения должны носить конституционный характер, включая отставку режима под давлением народа. Выборы органов местного самоуправления выявили множественные очаги сопротивления режиму на местах, я считаю, что оппозиция должна начать массовую мобилизацию с регионов…

Марина МКРТЧЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image